Из открытых источников
Правительственная комиссия рассматривает сразу несколько версий авиакатастрофы. Предварительные результаты расследования будут обнародованы до 10 января.
Кого запутал «спутный след»?
Сразу после трагедии вице-премьер РК Роман Скляр назвал две возможные причины катастрофы. По его словам, это неисправность воздушного судна либо ошибка пилотирования. Чуть позже следователи Министерства внутренних дел озвучили третью версию — сбой в работе навигационных служб.
«Следственно-оперативной группой отрабатываются несколько версий, в том числе техническая неисправность судна, погодные и метеорологические условия, а также возможные ошибки, допущенные при пилотировании», — говорилось в официальном сообщении МВД.
По информации полицейских, следствие изучает все документы, аудио- и видеозаписи. Кроме того, назначен ряд экспертиз по техническому состоянию самолета Fokker-100, также изучается информация с «черных ящиков».
В самой авиакомпании Bek Air, которой принадлежит разбившийся борт, сделали весьма неожиданное заявление. По версии представителей перевозчика, самолет попал в некий «спутный след», оставленный воздушным судном, взлетавшим ранее. Якобы сильный ветер от реактивных струй смог сбить Fokker «с курса». Результат — крен в сторону с последующим падением и скольжением.
Из открытых источников
Однако данные авиакомпании опровергли в центре организации воздушного движения «Казаэронавигация». В ведомстве утверждают, что спутный след не мог стать причиной трагедии, поскольку в Казахстане действуют общемировые требования к интервалам между взлетами и посадками. Инструкция определяет, что минимальные «временные рамки» при взлете с одной ВПП для средних воздушных судов составляют одну минуту. Согласно материалам средств объективного контроля, интервал между взлетами двух самолетов составлял две минуты, утверждают в «Казаэронавигации».
Примечательно, что в пресс-службе Международного аэропорта Алматы называют более точные цифры. Диспетчеры отправили борта с разницей в 1 минуту 52 секунды. Более того, сотрудники аэронавигационных служб сделали все согласно международным требованиям IKAO, без каких-либо отклонений от стандартной процедуры.
Дом преткновения
На видео с камер наблюдения аэропорта, распространенном в социальных сетях, видно, что пилоты отчаянно пытаются выровнять падающий самолет. Однако это им не удается, и многотонная махина врезается в двухэтажное здание, пробив бетонное ограждение взлетной полосы. На пресс-конференции компании Bek Air было высказано мнение, что человеческих жертв можно было избежать, если бы на пути воздушного судна не оказалось злополучного дома.
К интересным выводам пришел казахстанский юрист Бакытжан Базарбек (на фото), специализирующийся на вопросах земельных отношений. По его информации, в поселке Гульдала Алматинской области в районе ВВП вообще не должны были находиться какие-либо строения.
Из открытых источников
«Чтобы строить промышленное и иное предприятие и сооружение, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районах аэродромов и негативно повлиять на воздушное движение на удалении до 4 км от ближайшей точки взлетно-посадочной полосы (ВПП), требуется разрешение! И это разрешение выдает уполномоченный орган в сфере гражданской авиации по согласованию с уполномоченным органом в сфере государственной авиации. Они не могут этого не знать», — написал Базарбек на своей странице в Facebook.
Юрист полагает, что некие «уполномоченные органы» и акимат Талгарского района «странным образом» изменили целевое назначения земель. И теперь там можно строить жилые дома — почти у всех местных жителей на руках вполне законные правоустанавливающие документы. Эти участки даже газифицированы.
«Согласно этому решению, изменены границы села Гульдала на 104,8787 гектаров, с новой общей площадью села в 339,9000 гектаров. И у меня резонный вопрос, как эксперта в области земельного права, к подписавшим этот документ лицам и следстственной группе.
Первое, если целевое назначение земельного участка (орошаемые пашни), куда рухнул самолет, изменили в 2011 году с КХ на ЛПХ, а черта (границы) села Гульдала изменилась согласно этому документу только в феврале 2017 года. То с какого боку акимат Талгарского района поменял назначение земли в 2011 году, если он на тот момент не находился в черте села Гульдала? Согласно п. 3-2 ст. 97 Земельного кодекса, изменение целевого назначения орошаемых сельхозугодий с КХ на ЛПХ допускается при условии расширения черты населенного пункта.
Получается так, что в 2011 году целевое назначение земли изменили без генплана, ПДП и без соответствующего постановления об изменении границ села?!
Второе, как допустили возможность принятия этого совместного решения акимата и маслихата Талгарского района, понимая, что все „зеленым“ помеченные земли (да и красные тоже) — это охранная зона аэропорта, и документ принят без согласования с аэропортом и авиационными службами? Почему в документе нет пометок о принадлежности присоединяемых к селу земель?» — задает резонный вопрос юрист.
Возвращение к жизни
Пока неравнодушные казахстанцы и эксперты «ломают копья» на просторах социальных сетей, пострадавшие в авиакатастрофе начинают приходить в себя и идут на поправку. По данным Минздрава РК, ухудшений состояния пациентов, доставленных в городские больницы, не наблюдается. Некоторых из них врачи готовят к выписке. Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций рассказал вице-министр здравоохранения Олжас Абишев.
— По случаю авиакрушения в Алматы все пациенты были госпитализированы в медицинские организации Алматы и Нур-Султана. Была оказана вся необходимая медицинская помощь. По вопросу, почему одна из пациенток была госпитализирована, по ее диагнозу было принято решение на консилиуме врачей, что нужно оказать услугу в Нур-Султане в НИИ травматологии и ортопедии. На основе этого она была перевезена в столицу санавиацией. Сейчас в динамике у всех пациентов есть улучшение, ни у одного ухудшения не наблюдается. В ближайшее время они будут выписаны из медицинских организаций, — проинформировал Абишев.
Чиновник отметил, что среди пострадавших были дети до 18 лет, которых также госпитализировали в медорганизации.
— Состояние у всех стабильное. Они из состояния крайне тяжелого переведены в стабильное, находятся под наблюдением врачей. Угрозы для жизни не наблюдается, — уточнил вице-министр.
СКАЗАНО
Руководитель авиакомпании Bek Air Нурлан Жумасултанов (на фото):
— Если компанию признают виноватой, я своих парней в обиду не дам. Я сам за них отсижу, но из моих подчиненных никто сидеть не будет. Погибшего пилота в обиду мы не дадим, я вижу, как он управлял.
Из открытых источников
Если встанет вопрос, что из Bek Air кто-то должен быть наказан, я готов понести наказание. Я готов написать чистосердечное признание — сажайте меня, а других не трогайте.
(Из интервью YouTube-каналу «За нами уже выехали».)