Происшествия

Трагедия в трех версиях

12 погибших, 49 пострадавших — таков трагический итог крушения самолета авиакомпании Bek Air
Из открытых источников

Из открытых источников

Правительственная комиссия рассматривает сразу несколько версий авиакатастрофы. Предварительные результаты расследования будут обнародованы до 10 января.

Кого запутал «спутный след»?

Сразу после трагедии вице-премьер РК Роман Скляр назвал две возможные причины катастрофы. По его словам, это неисправность воздушного судна либо ошибка пилотирования. Чуть позже следователи Министерства внутренних дел озвучили третью версию — сбой в работе навигационных служб.

«Следственно-оперативной группой отрабатываются несколько версий, в том числе техническая неисправность судна, погодные и метеорологические условия, а также возможные ошибки, допущенные при пилотировании», — говорилось в официальном сообщении МВД.

По информации полицейских, следствие изучает все документы, аудио- и видеозаписи. Кроме того, назначен ряд экспертиз по техническому состоянию самолета Fokker-100, также изучается информация с «черных ящиков».

В самой авиакомпании Bek Air, которой принадлежит разбившийся борт, сделали весьма неожиданное заявление. По версии представителей перевозчика, самолет попал в некий «спутный след», оставленный воздушным судном, взлетавшим ранее. Якобы сильный ветер от реактивных струй смог сбить Fokker «с курса». Результат — крен в сторону с последующим падением и скольжением.

Из открытых источников

Из открытых источников

Однако данные авиакомпании опровергли в центре организации воздушного движения «Казаэронавигация». В ведомстве утверждают, что спутный след не мог стать причиной трагедии, поскольку в Казахстане действуют общемировые требования к интервалам между взлетами и посадками. Инструкция определяет, что минимальные «временные рамки» при взлете с одной ВПП для средних воздушных судов составляют одну минуту. Согласно материалам средств объективного контроля, интервал между взлетами двух самолетов составлял две минуты, утверждают в «Казаэронавигации».

Примечательно, что в пресс-службе Международного аэропорта Алматы называют более точные цифры. Диспетчеры отправили борта с разницей в 1 минуту 52 секунды. Более того, сотрудники аэронавигационных служб сделали все согласно международным требованиям IKAO, без каких-либо отклонений от стандартной процедуры.

Дом преткновения

На видео с камер наблюдения аэропорта, распространенном в социальных сетях, видно, что пилоты отчаянно пытаются выровнять падающий самолет. Однако это им не удается, и многотонная махина врезается в двухэтажное здание, пробив бетонное ограждение взлетной полосы. На пресс-конференции компании Bek Air было высказано мнение, что человеческих жертв можно было избежать, если бы на пути воздушного судна не оказалось злополучного дома.

К интересным выводам пришел казахстанский юрист Бакытжан Базарбек (на фото), специализирующийся на вопросах земельных отношений. По его информации, в поселке Гульдала Алматинской области в районе ВВП вообще не должны были находиться какие-либо строения.

Из открытых источников

Из открытых источников

«Чтобы строить промышленное и иное предприятие и сооружение, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районах аэродромов и негативно повлиять на воздушное движение на удалении до 4 км от ближайшей точки взлетно-посадочной полосы (ВПП), требуется разрешение! И это разрешение выдает уполномоченный орган в сфере гражданской авиации по согласованию с уполномоченным органом в сфере государственной авиации. Они не могут этого не знать», — написал Базарбек на своей странице в Facebook.

Юрист полагает, что некие «уполномоченные органы» и акимат Талгарского района «странным образом» изменили целевое назначения земель. И теперь там можно строить жилые дома — почти у всех местных жителей на руках вполне законные правоустанавливающие документы. Эти участки даже газифицированы.

«Согласно этому решению, изменены границы села Гульдала на 104,8787 гектаров, с новой общей площадью села в 339,9000 гектаров. И у меня резонный вопрос, как эксперта в области земельного права, к подписавшим этот документ лицам и следстственной группе.

Первое, если целевое назначение земельного участка (орошаемые пашни), куда рухнул самолет, изменили в 2011 году с КХ на ЛПХ, а черта (границы) села Гульдала изменилась согласно этому документу только в феврале 2017 года. То с какого боку акимат Талгарского района поменял назначение земли в 2011 году, если он на тот момент не находился в черте села Гульдала? Согласно п. 3-2 ст. 97 Земельного кодекса, изменение целевого назначения орошаемых сельхозугодий с КХ на ЛПХ допускается при условии расширения черты населенного пункта.

Получается так, что в 2011 году целевое назначение земли изменили без генплана, ПДП и без соответствующего постановления об изменении границ села?!

Второе, как допустили возможность принятия этого совместного решения акимата и маслихата Талгарского района, понимая, что все „зеленым“ помеченные земли (да и красные тоже) — это охранная зона аэропорта, и документ принят без согласования с аэропортом и авиационными службами? Почему в документе нет пометок о принадлежности присоединяемых к селу земель?» — задает резонный вопрос юрист.

Возвращение к жизни

Пока неравнодушные казахстанцы и эксперты «ломают копья» на просторах социальных сетей, пострадавшие в авиакатастрофе начинают приходить в себя и идут на поправку. По данным Минздрава РК, ухудшений состояния пациентов, доставленных в городские больницы, не наблюдается. Некоторых из них врачи готовят к выписке. Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций рассказал вице-министр здравоохранения Олжас Абишев.

— По случаю авиакрушения в Алматы все пациенты были госпитализированы в медицинские организации Алматы и Нур-Султана. Была оказана вся необходимая медицинская помощь. По вопросу, почему одна из пациенток была госпитализирована, по ее диагнозу было принято решение на консилиуме врачей, что нужно оказать услугу в Нур-Султане в НИИ травматологии и ортопедии. На основе этого она была перевезена в столицу санавиацией. Сейчас в динамике у всех пациентов есть улучшение, ни у одного ухудшения не наблюдается. В ближайшее время они будут выписаны из медицинских организаций, — проинформировал Абишев.

Чиновник отметил, что среди пострадавших были дети до 18 лет, которых также госпитализировали в медорганизации.

— Состояние у всех стабильное. Они из состояния крайне тяжелого переведены в стабильное, находятся под наблюдением врачей. Угрозы для жизни не наблюдается, — уточнил вице-министр.

СКАЗАНО

Руководитель авиакомпании Bek Air Нурлан Жумасултанов (на фото):

— Если компанию признают виноватой, я своих парней в обиду не дам. Я сам за них отсижу, но из моих подчиненных никто сидеть не будет. Погибшего пилота в обиду мы не дадим, я вижу, как он управлял.

Из открытых источников

Из открытых источников

Если встанет вопрос, что из Bek Air кто-то должен быть наказан, я готов понести наказание. Я готов написать чистосердечное признание — сажайте меня, а других не трогайте.

(Из интервью YouTube-каналу «За нами уже выехали».)