Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Общество14 января 2020 2:57

Крепче за баранку держись, шофер!

В прошлом году в Казахстане было открыто движение на 641 километре автомобильных дорог. Казалось бы, чем больше строят дорог, улучшая качество покрытия, тем комфортнее и безопаснее должно стать дорожное движение
Александра Першина
Из газетной статьи

Из газетной статьи

Но вместе с километрами дорог растет, и количество происшествий, которые, к сожалению, нередко заканчиваются летальным исходом.

О том, что происходит на дорогах Казахстана, «Комсомолка» решила узнать у председателя Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Сайранбека БАРМАКОВА (на фото ниже).

— Почему при росте качества дорог аварийность все равно увеличивается?

— Всего за годы независимости в Казахстане было построено и реконструировано более 12,5 тысячи километров автодорог, а дорог самой высшей первой категории стало 2,8 тысячи километров. Это значит, что на около 3 тысячах километров трасс водители могут разгоняться до 140 километров в час. Парадоксальным для слуха обывателя звучит утверждение о росте ДТП по причине качественных дорог. Но статистика такова: в 2019 году вследствие превышения скорости произошло 33,6% аварий. Из-за выезда на полосу встречного движения — 14,1%, 9,5% случаев составляют происшествия, когда водитель не справился с рулевым управлением, а 8% ДТП происходит из-за несоблюдения дистанции. Также причинами аварий специалисты называют переутомление водителей, управление транспортом в нетрезвом состоянии и неисправность автомобиля. Другими словами, большинство аварий происходит из-за банального несоблюдения правил движения.

— Если сравнивать с 2018 годом, то намного ли возросло количество ДТП в 2019-м?

— В прошлом году в нашей стране произошло 2547 дорожно-транспортных происшествий на трассах республиканского и международного значений. А это на 18% больше, чем за аналогичный период 2018 года. При этом необходимо отметить, что этому способствует и рост количества автомобилей у граждан Казахстана. Так, по данным Комитета по статистике Миннацэкономики, на сегодняшний день по дорогам передвигаются более 3 млн транспортных средств. Таким образом, в среднем на 100 человек приходится 21 авто. Это значит, что у каждого пятого казахстанца имеется личный транспорт.

Сайранбек БАРМАКОВ

Сайранбек БАРМАКОВ

— Если продолжить статистику: сколько километров автодорог было отремонтировано в прошлом году?

— В прошлом году дорожники работали на 4,4 тыс. км автодорог республиканского значения. Это рекордный охват строительством и реконструкцией за всю историю автодорожной отрасли страны. Были полностью завершены участки Нур-Султан — Павлодар, Щучинск — Зеренда, Бейнеу — Акжигит, Жетибай — Жанаозен, Таскескен — Бахты, Темиртау — Караганда. Теперь 88% республиканских дорог находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии.

В планах — еще больше. Отечественная автодорожная отрасль увеличивает работу по развитию инфраструктуры и повышению уровня безопасности. К примеру, по госпрограмме «Нурлы жол» до 2025 года будет построено и реконструировано 13,5 тысячи километров дорог, из которых 2 тысячи километров будет относиться к первой технической категории.

— А как обстоят дела с платными автотрассами?

— В настоящее время у нас функционируют четыре платных дороги общей протяженностью 682 км: «Нур-Султан — Щучинск», «Нур-Султан — Темиртау», «Алматы — Хоргос» и «Алматы — Капшагай». В среднем в нашей стране плата по дорогам 1 категории для легковых автомобилей составляет 1 тенге за 1 километр, для большегрузов колеблется от 5 до 25 тенге. Например, если сравнивать с Францией, то там стоимость проезда в 40 раз выше и составляет 43 тенге для легкового и 228 тенге — для грузового транспорта.

— Поскольку вы заговорили про Европу, то хотелось бы сравнить такой показатель, как смертность на дорогах там и в Казахстане.

— Стоит признать, что смертность от ДТП в Западной Европе в 15 раз ниже, чем в Казахстане. У нас, по расчетам Всемирной организации здравоохранения, показатель смертности в авариях из расчета на 100 тысяч автотранспортных средств составляет 71,8 случая.

При этом значимость человеческой жизни — это, безусловно, приоритет для государства. Но ответственность за снижение уровня аварийности на дорогах лежит на плечах как госорганов, так и каждого участника дорожного движения. Улучшение культуры вождения является одной из основных задач на сегодняшний день. Только совместными усилиями и паритетным отношением к условиям и качеству дорожного движения в Казахстане можно снизить количество аварий и сохранить самое ценное — человеческие жизни.