2020-01-15T09:59:35+03:00

Художник Клим ЛИ: «Никогда не получается так, как задумываю»

В Государственном музее искусств имени А. Кастеева открылась уникальная выставка «Парадокс зеркал». Автор работ — заслуженный художник России, почетный академик Российской академии художеств Клим Ли
Поделиться:
Клим Ли - мастер чувственных женских образов.Клим Ли - мастер чувственных женских образов.
Изменить размер текста:

Он — носитель традиций петербургской художественной школы. Именно Петербург оказался для Клима Ли местом пересечения западной и восточной культур.

Помимо вернисажа художник дал мастер-класс и в течение часа на глазах у всех создал эскиз прекрасной незнакомки, навеянной стихами Бориса Заходера.

Художник с «пожарным» прошлым

— О чем я думаю, когда пишу картины? О жизни, о людях, прислушиваюсь к тому, что на душе... Самое интересное, что никогда не получается так, как задумываю изначально. Всегда вокруг да около, — с улыбкой делится мастер. — Но мне нравится, что нет конкретики. Так появляется и свобода в мыслях, и легкость в теле: кисти рук не напряжены. А свобода художнику нужна обязательно. Не надо бояться, если на рисунок упала клякса. Бог с ней! С помощью штрихов и полутонов сделайте из недостатка настоящее достоинство. Когда все чистенько, даже противно.

Автопортрет. Клим Ли.

Автопортрет. Клим Ли.

Клим Ли ненадолго задумывается о чем-то своем. Несмотря на потертые джинсы и рабочую жилетку, он сидит на стуле в позе аристократа, сам не замечая этого.

Рассказывать о себе художник не любит. Ему гораздо интереснее поделиться опытом и передать знания. Хотя его личная жизнь — пример того, что талант всегда пробьется. Художник родился в Узбекистане в 1946 году, затем переехал в Санкт-Петербург.

— Я специально нигде не занимался живописью профессионально, только посещал кружок рисования в школе. Когда решил поступать в Институт им. И. Е. Репина в Ленинграде, меня два года не брали. Чтобы как-то прокормиться, работал пожарным и параллельно рисовал.

На третий год его работы заметил известный профессор-живописец «репинки» Андрей Мыльников и сказал: «Почему он до сих пор не учится у нас?!» Так он оказался в институте. И так же совершенно неожиданно после окончания института ему предложили остаться преподавать.

— Я тоже стараюсь подмечать «самородки», способствую их становлению и росту. Много таких через меня прошло. При этом очень важно, чтобы студенты мне верили. Без этого не будет взаимопонимания. Поэтому часто провожу наглядные эксперименты и рассказываю о некоторых важных фокусах иллюзии. Например, вертикальная линия всегда кажется меньше, чем горизонтальная. Таково свойство восприятия нашего глаза. И когда доказываю это на практике, студенты начинают верить.

Каждый штрих должен быть осознанным

С алматинскими слушателями художник тоже провел небольшой эксперимент. Вызвал добровольца из зала и попросил нарисовать кофеварку. Рисунок на первый взгляд удался. Никто из присутствующих даже не заметил, что носик нарисован не в том месте, пока художник не поправил.

Клим Ли. Пейзаж.

Клим Ли. Пейзаж.

— Не только каждая деталь, каждый штрих должен быть осознанным. Как говорил Фаворский, красота кружева не только в нитях, но и в пустоте между ними, — делает акценты художник. — Японские и китайские графисты, например, работают очень много именно над пустотами.

Кстати, о Китае. Именно в Поднебесной очень ценят его творчество и часто приглашают для консультаций. Здесь хранится много произведений Клима Ли, издан внушительный каталог, посвященный его работам. Художник поделился некоторыми своими впечатлениями:

— Как-то один пожилой профессор из Китая попросил дать оценку своим картинам. Он рисует на огромных холстах, и ему помогают подмастерья. На одном из них была изображена многолюдная композиция, где люди пьют кумыс из пиал. На первый взгляд, все очень точно изображено, но что-то не так. Увидел, что кумыс «налит» неправильно. Жидкость всегда придерживается линии горизонта, независимо от положения чаши, а у профессора молочный напиток изображен параллельно кромке пиалы. Я спросил, могу ли сделать ему замечание в присутствии учеников? «Да, пусть знают, что профессора тоже учатся!» Этот ответ мне больше всего понравился, и я с ним солидарен. Более того, позже он приехал ко мне в Питер учиться.

Большинство образов художник рисует не с натуры.

Большинство образов художник рисует не с натуры.

«Завтра была война»

Многогранность творчества Клима Ли поражает. Он создал несколько сотен произведений оригинальной и печатной графики в разных жанрах изобразительного искусства. Более 100 книг оформлено им как книжным иллюстратором. Многие из его работ в этой сфере уже вошли в историю книжной графики — иллюстрации к А. С. Пушкину, Ги де Мопассану, В. Набокову. Теме войны и гибели совсем еще молодых людей посвящены пронзительные повести Б. Васильева «Завтра была война», «В списках не значился» и «А зори здесь тихие». С этими же настроениями перекликается и цикл иллюстраций художника к роману З. Прилепина «Обитель» (2019) о Соловецком лагере особого назначения.

Иллюстрация к повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

Иллюстрация к повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

Военная тематика была близка художнику еще во время студенчества. Так, его дипломной работой была серия «Военные годы», где представлены сложные, многофигурные, «хоровые» композиции на военную тему. Во всех листах чувствуется глубоко личное отношение автора к теме Великой Отечественной войны. Его больше интересуют не столько героические образы, сколько сложность, неоднозначность психологических состояний обычных людей, столкнувшихся с войной и волею жестокой судьбы участвовавших в ней.

Мастер портретов

На выставке в Алматы представлены иллюстрации к книгам, а также портреты, большинство из которых — прекрасных дам. Их не назовешь салонными, но автору всегда удается увидеть в своей модели самое восхитительное, свойственное ей одной. Он умеет словно раствориться в создаваемом образе, влюбиться в него хотя бы на несколько мгновений.

Мастер-класс Клима Ли в Алматы.

Мастер-класс Клима Ли в Алматы.

Примечательно, что большинство портретов художник пишет не с натуры. На мастер-классе мы были свидетелями того, как воображение автора воплотилось на холсте.

— Бориса Заходера многие знают по переводу на русский язык детской иностранной литературы — «Винни-пух», «Мэри Поппинс» и так далее. А сейчас нарисовать портрет незнакомки меня вдохновили его стихи, — настроил на свою волну слушателей Клим Ли и прочитал стихи, прежде чем сесть за холст.

Шел — и встретил женщину.

Вот и все событие.

Подумаешь, событие!

А не могу забыть ее.

Не могу забыть ее,

А она забыла.

Вот и все событие,

Вот и все, что было…

Так на наших глазах в течение часа родился эскиз. И даже для не профессионалов этот мастер-класс раскрыл богатый внутренний мир художника и оставил глубокий след в душе. Перефразируя Заходера, скажу так. Мастер класс художника. Вот и все событие. Подумаешь, событие. Но не смогу забыть его …

P.S. Этот эскиз и еще пять своих работ художник передал в дар Музею имени Кастеева в память о своем визите в Казахстан.

Где? Когда?

Государственный музей

искусств им. А. Кастеева, «Коктем-3», дом, 22/1.

Выставка «Парадокс зеркал», с 10.00 до 18.00, кроме понедельника.

Клим Ли. Лолита.

Клим Ли. Лолита.

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также