Казахстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
Общество22 января 2020 3:20

Стоит ли верить грандиозным скидкам

«Комсомолка» решила выяснить, не надувают ли казахстанцев на распродажах
Александра ПЕРШИНА
Как раз на середину января и приходится время тотального освобождения полок.

Как раз на середину января и приходится время тотального освобождения полок.

Сейчас в магазинах время скидок. Цифры ошеломляют: 20, 40, 50, а кое-где даже 70%! Как тут устоять! И продлятся эти сказочные дни до конца января. Народ сметает с полок все, что нужно и не нужно. Но нет-нет да проклюнется сомнение: а не надувают ли нас на этом аттракционе неслыханной щедрости?

Без подвоха

— Если мы говорим, например, об одежде, то сезонные скидки — это абсолютно нормально, — рассказал «КП» маркетолог Арслан Мамедбакиев. — Меняются коллекции, происходит смена сезона. Как правило, розничный продавец к этому времени большую часть своей прибыли уже получил, и теперь перед ним стоит задача освободить место для товаров нового сезона.

Как раз на середину января и приходится время тотального освобождения полок. Так что недаром матерые покупатели не ведутся на предновогодние скидки, а основные покупки делают как раз после «елочных» каникул.

Аккуратнее с аутлетами

Товары подешевле можно приобрести и в магазинах-аутлетах. Туда отправляют свою продукцию те магазины, которые не успели ее реализовать на распродажах. Но, оказывается, там есть и другие товары.

— Аутлеты сейчас становятся настолько популярными, что известные бренды выпускают товары специально для таких магазинов, — говорит Арслан Мамедбакиев. — Одна линейка товаров — для топовых магазинов с актуальными коллекциями, другая — таких же с виду, но с более низкой себестоимостью — для аутлетов. При этом вторая линейка товаров — это модели из более старых, но не менее популярных коллекций с более «щадящей» наценкой.

Возникает вопрос: как отличить одни товары от других? Простой совет: товары новой коллекции известной хорошей фирмы дешевыми или скидочными в начале сезона быть не могут. Сейчас, скорее всего, на полках аутлетов остаются качественные, но уцененные товары зимней коллекции — те, что подешевле, уже распроданы.

Сети всегда в прибыли

Зимой и летом, в праздники и в будни цветут желтым и красным цветом товарных ярлыков скидки в продовольственных магазинах. Тоже немалые: на некоторые товары — полцены.

— Скидки в магазинах шаговой доступности, особенно в сетевых, делаются за счет надбавки магазина, но иногда и за счет поставщика, — раскрывает секреты бизнеса Арслан Мамедбакиев. — Когда поставщик подписывает договор с крупной сетью, в нем в некоторых случаях указывается объем продукции, который должен будет поставляться со скидкой. Вот эти продукты и попадают под акции. Магазин же всегда остается при своей выгоде.

Например, получает торговля бутылку какого-нибудь напитка за 250 тенге, а продает ее за 500. По акции этот же товар пришел от поставщика за 175 тенге, а на прилавках он будет за 350. Покупатель счастлив — торговля в прибыли.

ВАРИАНТ

Карточные игры

Еще один вид скидок — различные бонусные карты. Продовольствие, одежда, бытовая техника, цветы, книги, аптеки, бензоколонки, автосалоны... Принцип у большинства из них простой. С каждой покупки на карту капают бонусные тенге. Как правило, от 1 до 3%. Купил на 10 000 тенге — тебе начисляют 100 или 300 — бонусных тенге. Как их превратить в реальные — у разных магазинов свои правила. Одни ждут, пока накопится крупная сумма, например, 5000 тенге, и тогда на эту сумму можно будет уменьшить оплату купленного товара. А некоторые сколько есть, столько и списывают. Купил сыр на 1000 тенге, даешь кассиру карту и спрашиваешь:

— Сколько там у меня?

— 356 тенге, — отвечает. — Списать?

И платишь за сыр уже не 1000, а 644 тенге — чем плохо?

Другой вариант: для обладателей карт некоторые магазины устанавливают специальные цены. И не на что попало, а на самые нужные товары.

Только вот вопрос: магазину в чем выгода?

— Задача — привязать к себе покупателя, — объясняет эксперт. — Особенно это касается сетевых магазинов. Если вы среди нескольких аптек видите ту, в которой у вас карта, то вы наверняка пойдете туда — и скидку получить, и бонусы накопить.

НА ЗАМЕТКУ

Золотая полка и другие уловки

1. Золотая полка. Для многих покупателей это загадка: чем руководствуются продавцы, расставляя товар именно так, а не иначе? И только абсолютно несведущему человеку может показаться, что все полки одинаковы. На самом деле давно доказано, что продаваемость товара зависит от того, на какой полке он расположен. Самое плохое место — на нижней. На верхней — получше. А вот если товар расположен на средней полке, на высоте 1,2 — 1,7 м от пола, то есть на уровне глаз, да еще и на расстоянии вытянутой руки от покупателя, то у него 100-процентный шанс быть проданным. Так, к слову, и размещают самые дорогие товары.

2. Прикассовая зона. Переступив порог магазина, вы попадаете в лес, нашпигованный капканами. А товары — далеко не всегда то, что вам действительно нужно, а просто приманка. Территория перед кассой — главная ловушка. Ни один посетитель ее не минует, более того, он находится там гораздо дольше, чем в других секциях. «Правильное оформление прикассовой зоны стимулирует человека к дополнительным импульсивным покупкам» — в пособиях по торговле так, не стесняясь, и пишут. Более того, чем дольше очередь, тем выгоднее магазину: человек рассматривает товары и делает покупки. Просто от нечего делать. Авторы исследования о том, как правильно оформить прикассовую зону, утверждают: здесь раскошеливается на дополнительные покупки каждый второй посетитель.

Переступив порог магазина, вы попадаете в лес, нашпигованный капканами.

Переступив порог магазина, вы попадаете в лес, нашпигованный капканами.

3. Самая убойная для кошелька зона — на уровне колен взрослого человека. Это золотые полки для детей. Там вам и шоколадные яйца с киндер-сюрпризами, и машинки, и конфеты — в общем, куча яркой дребедени, увидев которую, ребенок начинает орать: «Купи!». Редкий человек — устоит перед таким натиском.

4. Самые ходовые товары располагаются в отдаленных участках магазина. В итоге, пока дойдешь до хлеба, купишь ананас, баночку зеленого горошка и расписную тарелочку для тещи.

ВАЖНО!

Проверяйте чеки

Обычно мы, купив товар по акции, не смотрим в чек. А зря. У меня, например, не раз бывало в магазине известной сети: видишь скидочный ценник с привлекательной ценой, пробиваешь товар на кассе и понимаешь, что что-то не то. Сверяешь чек с ценником, и выясняется, что тебе пробили обычную стоимость, без скидки. Конечно, продавцы тут же начинают сваливать на программу, которая не так сработала. А некоторые указывают на циферки на ценнике и говорят:

— Вот видите, тут написано: акция действует до 15го, а сегодня уже 16е, поэтому вам и пробили без скидки.

Тут я всегда проявляю твердость: если ценник висит, значит, он действующий, покупатель не обязан сличать даты. Пробивайте со скидкой или я не буду платить вообще. И что же? Магазин в итоге всегда пробивает со скидкой: программа чудесным образом выдает что надо. Потому что лучше продать со скидкой, чем не продать вовсе.

Еще одна уловка — рядом со скидочной этикеткой разместить товары с обычной ценой. Например, скидка на «Яблочное пюре», а на полке лежит «Персиковое пюре». Так что будьте бдительны.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Завлекалочки для покупателей

В 2019 году в магазине одной известной сети появилась приманка для покупателей. Набрал товара на 5000 тенге — получай одного из 16 ластиков-супергероев MARVEL.

— Игрушки стали настолько популярны, что многие покупатели стали ходить в магазины не столько за товарами, сколько за этими игрушками, — говорит Арслан Мамедбакиев. — И я не раз наблюдал картину, когда взрослые люди спорили с кассирами, почему им не учитывают какие-то товары для приобретения этих «малышей».

Действительно, за алкоголь и табачные изделия «супергеройские» бонусы не предоставляют.

В интернете даже появились объявления об обмене. Штука в том, что героев всего 16, но выдаются они запечатанными, так что не знаешь заранее, что получишь. Вот люди и собирают полную коллекцию. И в магазине придумали уже продавать пеналы для серий таких игрушек.

Неизвестно, чем закончилась данная акция у нас, но в России, по данным РБК, подобные игрушки повысили продажи торговой сети в 1,5 раза!

В РФ эту идею подхватили другие сети. Во время чемпионата мира, например, выдавали набалдашники, надетые на металлический шарик, — очень приятно его катать туда-сюда по столу, нервы успокаивает.

— Все это делается для того, чтобы покупатель приходил в магазин снова и снова в поисках нужной игрушки для коллекции, — говорит Арслан Мамедбакиев. — Из этой же серии разные наклейки, марки, которые выдают при покупке товаров на определенную сумму. Полный набор этих наклеек дает право на покупку со скидкой хорошего товара — сковороды или набора ножей, например.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz