Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Общество22 января 2020 4:05

Откуда пришли строители Великих пирамид?

В напечатанной недавно в «Комсомолке» статье «Как в Африке научились «алгебре кочевников»?» (No 48-т от 27 ноября 2019 г.) казахстанский исследователь тюркской истории писатель Жумажан Байжумин озвучил интересную гипотезу
По преданию, около 3000 г. до н.э. легендарный царь Ман объединил эти царства в государство, которое и известно нам как Древний Египет.

По преданию, около 3000 г. до н.э. легендарный царь Ман объединил эти царства в государство, которое и известно нам как Древний Египет.

Дескать, Сахара и Древний Египет еще в неолите были заселены прототюркскими племенами, мигрировавшими из Великой степи.

Статья не осталась незамеченной нашими читателями: были те, кому эта теория пришлась по душе, но нашлись и горячие противники, назвавшие ее антинаучной. «Комсомолка» решила поддержать интересную дискуссию и попросила нашего давнего собеседника рассказать об этом подробнее.

Жумажан Байжумин.

Жумажан Байжумин.

— Жумажан Габдушакирович, так кем были древние египтяне?

— Прежде всего, давайте определимся, а когда существовал этот самый Древний Египет? В IV тыс. до н.э. здесь возникли родовые городаномы, затем объединившиеся в Южное и Северное царства. По преданию, около 3000 г. до н.э. легендарный царь Ман объединил эти царства в государство, которое и известно нам как Древний Египет. Ранее считалось, что древнеегипетская цивилизация родилась из местной неолитической культуры, однако новые исследования вполне убедительно доказывают внешнее азиатское происхождение племен скотоводов-кочевников Сахары, проникших в нее из Азии и постепенно распространившихся по Сахаре вплоть до Атлантического океана. Например, еще знаменитый французский египтолог Гастон Масперо считал, что шумеры являлись кочевым скотоводческим народом, пришедшим в Месопотамию из степей Северной Азии. А культура египтян и шумеров не просто близка, многие ее элементы идентичны. Особенно это заметно на начальном этапе существования данных цивилизаций, что я могу объяснить лишь общим происхождением.

Исследования выдающегося советского археолога и историка Валерия Титова доказали крупную миграцию в начале IV тыс. до н.э. на территорию современной Палестины, географически промежуточную между Шумером и Древним Египтом. Этот факт подтверждают и современные исследования в области ДНК-генеалогии — сравнительно молодой науки, ставшей новым долгожданным ресурсом для историков. Так, российский ученый-биохимик Анатолий Клесов утверждает, что уже в XIV-XIII тыс. до н.э. из Южной Сибири и Алтая началось движение носителей «арийской» гаплогруппы Р1б, которых он считает прототюрками и именует «эрбинами» (от Р1б). Перейдя на рубеже

VIV тыс. до н.э. через Кавказ и Анатолию (современная Турция), в начале IV тыс. до н.э. они уже находились на Ближнем Востоке, а затем пришли в Северную Африку. Часть этих прототюрков — «эрбинов», подчинив себе ранних земледельцев Нильской долины, и создала Древний Египет. Как пишет Валерий Титов: «Те инновации, которые наблюдаются в Египте в середине IV тыс. до н.э., охватывают разные стороны материальной и духовной культуры. Но, что очень важно, они совпадают с определенными изменениями в антропологическом типе населения с появлением людей более высокого роста, которые имели другую религию и иной погребальный обряд».

Погребальная маска Тутанхамона.

Погребальная маска Тутанхамона.

Я считаю, одним из важнейших признаков того, что основателями Древнего Египта были пришлые люди евразийского происхождения, является их особый, весьма необычный для севера Африки расовый тип — факт, засвидетельствованный антропологами, с которым не поспоришь. Этот тип характеризуется смешением в разных пропорциях европеоидных и монголоидных расовых признаков. Он соответствует расовому типу, который именуется «туранским» или «южносибирским» и был распространен у значительной части скотоводов евразийских степей, населявших их со времен неолита, и особенно у кочевников нового времени.

— Но должны же остаться и материальные подтверждения этой теории?

— Сколько угодно. Например, зооморфные мотивы в искусстве и погребальных обрядах. Большинство древнеегипетских богов изображались в образе животных и птиц. К примеру, бог Ра изображался в виде человека с головой сокола. На степное евразийское происхождение основателей Древнего Египта указывают и характерные бараньи рога верховных богов Египта. На гробницах Древнего Египта наибольшее распространение имеют изображения пасущихся стад. Но, конечно же, главное подтверждение — это знаменитые пирамиды, главный культурно-исторический символ Древнего Египта, они же гробницы-усыпальницы правителей этой страны — фараонов. Ведь традиция воздвигать курганы господствовала в степях Евразии, начиная с эпохи неолита и вплоть до средневековья. Погребальный курган, по верованиям кочевников, в первую очередь выполнял функцию оградить, скрыть умершего от живых и обеспечить ему достойный переход в иной мир. Великий советский археолог Александр Формозов говорил: «Первые курганы поднялись над степью примерно в одно и то же время, когда на Ниле воздвигали другие пирамиды. Одновременное возведение всех этих монументальных архитектурных сооружений не случайность, а результат распространения одной и той же идеи — идеи памятника умершему предку, по-разному воплощенной в разных районах». И если первые усеченные ступенчатые пирамиды Древнего Египта были воздвигнуты в III тыс. до н.э., то степные курганы и погребальные сооружения пирамидальной формы возникли в степях существенно раньше. Кстати, известная российская исследовательница Эмма Зиливинская из Института этнологии и антропологии РАН называет возведение пирамид, исторически характерное и для степей Евразии, «кочевнической традицией».

Об этом, например, свидетельствуют археологические материалы трех джезказганских курганов Центрального Казахстана, относящиеся к позднему неолиту (конец V начало IV тыс. до н.э.). Огромные погребальные курганы в виде пирамид были воздвигнуты туранскими завоевателями в IV тыс. до н.э.начале II тыс. до н.э. во многих регионах Евразии: на территории всей материковой Западной, Центральной и Южной Европы, в Британии, Ирландии, Скандинавии, Северной Африке и Китае, где степные "варвары«скотоводы тысячелетиями создавали собственные государства, именуемые сегодня «древнекитайскими». Мы знаем около 100 курганных гробниц пирамидальной формы китайских правителей и знати династий Чжоу, Чжао, Цинь, Хань и Тан (V в. до н.э. — IV в. н.э.).

Сарыаркинская пирамида, построенная 3600 лет назад.

Сарыаркинская пирамида, построенная 3600 лет назад.

Аналогичные курганы возводились и в Южной Сибири. В их числе большой Салбыкский курган IV в. до н.э. — каменно-земляная пирамида высотой 30 м. Множество пирамидальных погребальных курганов обнаружено и в Казахстане. Это приаральские, семиреченские и алтайские курганы раннего железного века. Известны древние каменные пирамиды западно-казахстанского полуострова Мангыстау («Уй-Уба», «Думгара» и др.), восточно-казахстанские каменные пирамидальные мавзолеи «КозыКорпеш и Баян-Сулу», «Айкас», «Урдабай» или каменные пирамиды Центрального Казахстана. Как сообщал «Геродот казахской степи», русский ученый-этнограф Алексей Левшин: «Вид кладбища киргизского (казахского) есть одно из любопытнейших зрелищ для путешественника. Тут утомленные однообразием и пустотой степей глаза останавливаются на величественных, сложенных из камней и глины пирамидах».

— Может, и знаменитые египетские мумии тоже «наше» изобретение?

— Вполне вероятно. Традиция мумификации тел умерших фараонов и представителей высшей знати была другой важнейшей особенностью погребального обряда в Древнем Египте. По представлениям египтян, чтобы продолжить жизнь в загробном мире, тело покойника следовало сохранить. То есть мумификация — это своего рода попытка древних сохранить бессмертие. Египтяне были великолепными патологоанатомами. При мумификации они изымали внутренности, а вместе с ними через нос и головной мозг. Но позднее они нашли способ оставлять мозг в черепной коробке. Для этого его подвергали специальной обработке, после чего он не разлагался. Тело обрабатывали солевым раствором, а потом заворачивали в льняную ткань. Античный автор Диодор в 50 году до н.э. оставил подробное описание процесса мумификации — у древних египтян с использованием кедрового масла и масла виноградных косточек. Однако известно, что не менее замечательными патологоанатомами были и туранские степняки Великой степи Евразии. Геродот и многие другие античные авторы сообщают об аналогичной традиции, существовавшей у евразийских кочевников. Останки скифосакских и древнетюркских вождей со следами посмертной мумификации археологи по-прежнему обнаруживают в кочевнических курганах Алтая. Как, например, раскопки в казахстанском Алтае (в местечке Берель) в так называемой Долине царей. Неслучайно слово «мумия» — древнетюркское «имзер» и старокыпчакское «ымсыра» — столь прочно закрепилось в тюркской речи. Более того, существовавший у скифов способ бальзамирования тел умерших с использованием меда, трав и заливкой воска, что отмечал еще Геродот, уже в новейшее время был зафиксирован у тюрков Алтая. Вероятнее всего, и слово «бальзам» (греч. «балсамон») — название вещества, использовавшегося при мумификации, имеет тюркское происхождение. В его основе лежит тюркское слово «бал» (мед).

Таштыкская погребальная маска.

Таштыкская погребальная маска.

Еще один момент — характерные погребальные маски. Эта традиционная черта их погребального обряда ведет свое происхождение напрямую из степей Северной Евразии. Наличие посмертных масок засвидетельствовано археологами в погребальных обрядах населения на территории современного Казахстана уже в V-IVтыс. до н.э. Посмертные глиняные маски были обнаружены в могильниках Ботайской культуры Северного Казахстана, открытой и исследованной казахстанским ученым с мировым именем, профессором Виктором Зайбертом. Что интересно, в некоторых туранских курганах лица погребенных в них кочевников покрывали золотые маски, подобные золотым маскам фараонов Древнего Египта. Так, золотая маска покрывала лицо захороненного вождя из могильника IV в. Шамши, раскопанного в Чуйской долине. Весьма характерны и погребальные маски представителей Таштыкской археологической культуры Южной Сибири II в. до н.э.-V в. н.э. Правда, эти посмертные маски скотоводов степного Турана, найденные в курганах и подземных склепах, были изготовлены из глины, смешанной с гипсом, и раскрашены в разные цвета.

Таштыкская погребальная маска.

Таштыкская погребальная маска.

Версия распространения по миру прототюркской кочевой цивилизации, озвученная казахстанским исследователем, не бесспорна, но, безусловно, интересна и оригинальна. И как минимум — заслуживает научной дискуссии. Приглашаем!

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz