Казахстан
+9°
Boom metrics
Сегодня:
Общество29 января 2020 5:00

«Марьям»: кино без кино

В прошлом году дебютная полнометражная картина режиссера Шарипы Уразбаевой «Марьям» буквально взорвала мир кинематографа. Фильм был с успехом показан на крупных кинофестивалях в Торонто, Локарно, Пусане
Джамал АЛИМ
другой источник

другой источник

В декабре прошла его казахстанская премьера в Алматы. А сейчас режиссер готовится к поездке во Францию. В феврале фильм будет показан в основном конкурсе Vesoul Intetnational Film.

Необычность фильма в том, что главную роль сыграла обычная сельская женщина Меруерт Саббусинова, у которой без вести пропал муж, а она осталась с четырьмя детьми на руках. Именно ее драматичная судьба и стала основой для сюжетной линии. Фильм снимался в рекордно короткие сроки (всего пять дней) прямо в доме героини. Шарипа Уразбаева рассказала нашему корреспонденту о том, как ей пришла идея снять этот фильм.

— Шарипа, вы снимали фильм в далекой глуши, где жила семья Меруерт. Как вы решились работать в таких непростых условиях?

— Раньше я снимала короткометражные фильмы. Меруерт оказалась на телевидении, чтобы рассказать свою драматичную историю и попросить о помощи. Я работала там режиссером программы, и когда услышала ее рассказ, то была шокирована. Сразу решила, что историю нужно воплотить в фильм. Не хотела ждать, пока найду деньги на него. Знала, что пока изыщется финансирование, пройдет много времени, дети Меруерт вырастут, и время будет упущено. За неделю написала сценарий. Бюджет фильма был небольшой, около пяти тысяч долларов, но я решила пойти на риск, бросила клич в соцсетях, нашла энтузиастов и собрала команду. Мы отправились в безлюдную степь, в 70-ти километрах от Талдыкоргана, где о плодах цивилизации в виде света и воды приходится только мечтать. Там на месте в течение пяти дней и был снят фильм.

другой источник

другой источник

— Чем было продиктовано то, что по сценарию муж главной героини вернулся спустя много времени, хотя на самом деле Меруерт его так и не нашла?

— Так как я не документалист, а режиссер игрового кино, то хотела создать драматургию. Вначале была задумка сделать документальный фильм, но эффект от этого был бы нулевой, потому что о трагической судьбе Меруерт было уже рассказано на нескольких телеканалах. Хотя про нее писали и говорили, но никакого толка не было. Я понимала, что ее судьба так и останется без внимания. И поэтому пришла к выводу, что нужно делать художественный фильм.

— Почему вы решили снять в главной роли саму Меруерт? Не было ли у вас опасений, что она не справится с задачей?

— Сначала я хотела пригласить профессиональную актрису, но потом, ближе узнав Меруерт, поняла, что могу предложить эту роль ей. Я увидела в ее глазах творческую жилку и подумала, что она сама может справиться с ролью. У нее есть внутренний стержень, ей по плечу любые задачи: имея на руках четверых детей, не опустила рук, не жаловалась на судьбу, а сама с открытым забралом встретила это испытание, брошенное ей судьбой. И мои ожидания полностью оправдались.

— Ожидали ли вы, что фильм ждет такой успех?

— Честно говоря, таких ожиданий у меня, конечно, не было. Когда перед съемками я говорила Меруерт, что мы поедем за границу на кинофестивали, она наконец побывает за рубежом, увидит мир, про нее узнают, то таким образом хотела мотивировать ее. И я рада, что мой прогноз сбылся. Фильм получил успех и благодаря усилиям нашего продюсера Анны Качко. Когда она увидела уже готовый материал, фильм ей понравился, и она решила его продвигать. Благодаря ее поддержке картина уже побывала на фестивалях класса А в Торонто, Пусане, потом было еще несколько фестивалей. Думаю, что она могла бы найти деньги на создание и самого фильма, найти продюсера, но, приступая к работе, я не сказала ей о своих планах. Хочу выразить благодарность и руководителю Центра поддержки национального кино Гульнаре Сарсеновой, она нам тоже сильно помогла с продвижением фильма.

— Скоро состоится фестиваль в Везуле, на котором будет представлена и ваша картина. Поедете с Меруерт во Францию?

— Картину на международном фестивале в Везуле буду представлять я. Актриса, к сожалению, не поедет. Я интересовалась, можно ли взять кого-то из группы, ответили — нет. Во всем мире картины представляют, как правило, режиссеры. Меруерт уже побывала на международном фестивале в Локарно в Швейцарии, где прошла мировая премьера фильма. У нее не было загранпаспорта, и мы помогли с его получением. Повезли на премьеру за свой счет, потому что фестивали берут на себя оплату за приезд и пребывание только для режиссеров. Для Европы женщины-режиссеры очень интересны.

— История в фильме — грустная и драматичная. Чем интересен ваш фильм для иностранцев?

— Для нас такие истории — реалии жизни, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Не сказала бы, что зарубежные зрители идут просто увидеть дикую для их понимания жизнь. Иностранцам интересна сама жизнь, как живут люди в других странах, интересно, как казахская женщина может справляться с такими трудностями. И я горжусь тем, что смогла показать силу духа казашки, которая, оставшись одна, не сломалась в тяжелейших условиях и приняла этот вызов судьбы с гордо поднятой головой.

другой источник

другой источник

— Недавно фильм наконец-то был презентован и в Казахстане. Как на него отреагировал отечественный зритель?

— Я не раз задумывалась о том, как воспримут наш фильм, потому что он был снят без государственной поддержки, за скромный бюджет. Никакой кинотеатр не возьмет его в прокат, потому что он не ориентирован на широкую зрительскую аудиторию. Это больше авторский фильм. Нам удалось сделать казахстанскую премьеру только в декабре на кинофестивале «Бастау». Фильм был воспринят по-разному. Некоторые говорили — это «чернуха», зачем нам показывать такую жизнь иностранцам, нужно показывать, что в Казахстане все хорошо. Другие, наоборот, утверждали — надо показывать реальную действительность. Я нормально воспринимаю критику, но считаю, что художник должен отображать правду жизни — реальную жизнь реальных людей. Или наши чиновники хотят получать награды на крупных зарубежных фестивалях с такими фильмами, как «Алмазный меч»? Если мы хотим завоевывать такие высокие награды, как «Оскар», то должны играть по мировым правилам, делать фильмы, которые показывают настоящую жизнь без прикрас.

Из первых уст

Меруерт САББУСИНОВА: «Ради детей пойду на все»

— Меруерт, расскажите вашу историю. Что привело вас к участию в фильме «Марьям»?

— Я обратилась на телеканал «Казахстан» в программу «Каракет» с просьбой о помощи. 25 октября 2016 года мой муж Бахтыбай Ибрагимов ушел из дома со свояком и пропал. У меня на руках остались четверо детей, и я хотела получить помощь от государства. Но рассчитывать на пособие до истечения года после пропажи мужа я не могла, а растить детей одной мне было очень трудно. Денег на адвоката не было, и на передаче люди помогли найти юриста, который дал мне несколько советов. Пособие я пока еще не получаю, скоро должна оформить необходимые документы.

другой источник

другой источник

— Так и не узнали, что случилось с мужем?

— В этом году пошел уже четвертый год, как он пропал, но я до сих пор не знаю, что с ним, — живой или нет. Экстрасенсы и кумалакши говорили по-разному — и жив, и мертв, и что, мол, найду, но уже неживого. Говорили и то, что мужа похитили инопланетяне. Это, конечно, не самый реалистичный вариант, просто нередко появляются слухи о том, что инопланетяне в степи присутствуют. Искала и с полицией. Они пропали в районе Матайской дороги, где с родственником через пять дней нашли тело свояка. Экспертиза показала, что у него не выдержало сердце.

— Где вы сейчас живете с детьми?

— В 2017-м году переехали в поселок Коянкус, в нижней части Алматы. У меня трое сыновей и одна дочка. Старшему — 11 лет, младшему — три года.

— Они уже смирились с потерей отца?

— До сих пор плачут, но уже не так сильно, как раньше, смирились почти.

— В вашей жизни произошли какие-то изменения после выхода фильма?

— Особых изменений не было, в основном, все так же. Люди меня спрашивают, дали ли квартиру или гонорар за фильм. Чтобы поднять детей, я работала в трех местах. Раньше мыла полы, сейчас работаю в гладильной. Постоянно на работе, детей надо растить.

— Вам понравился фильм?

— Впервые увидела его в Швейцарии. Фильм понравился. Это моя жизнь, моя судьба, там на фазенде появились на свет наши дети. Плакала на показе...

— Нет ли планов сниматься в кино?

— Это уже как получится. Когда Шарипа предложила сниматься в фильме, то сказала — это ваша жизнь, и вы можете сыграть лучше всех, потому что не нужно вживаться в роль. Я сказала, что не актриса, но попробовать можно. Всего за пять дней фильм сняли. Поначалу было непривычно, но потом втянулась и стало даже интересно.

— Какие планы на будущее?

— Будем жить в Алматы, в аул не вернусь. Останемся, чтобы дети жили в нормальных условиях. Ради детей на все пойду. Буду дальше искать мужа. До сих пор в глубине души надеюсь, что он жив и вернется...