Спустя пять лет после подписания союзного договора приоритеты «единого пространства» несколько изменились.
У каждого из партнеров, по их мнению, существуют объективные причины для недовольства. Но, несмотря на некоторые разногласия, премьеры стран-участников ЕАЭС попробовали «оцифровать» межгосударственные взаимоотношения.
Было бы желание...
Спустя пять лет после подписания союзного договора приоритеты «единого пространства» несколько изменились. Безусловно, конечная цель интеграции осталась прежней — обеспечение свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Однако хаотичные метания Союза — от экономических до политических — показали всю «хрупкость» ЕАЭС. В экспертной среде сложилось мнение, что новым толчком для нормализации работы могла бы стать цифровая глобализация, ставшая мировым трендом. Именно такая мысль была высказана на прошедшем в Алматы Digital-форуме «Цифровое будущее глобальной экономики».
Два года назад для «ориентировки» национальных правительств был создан офис управления для работы с цифровыми инициативами. Специалисты организации почти «на пальцах» доказали, что «цифра» внутри ЕАЭС позволит решить вопросы таможенного и торгового администрирования. Но для этого необходим собственный продукт, способный обеспечить цифровой суверенитет Евразийского союза. Однако именно с этой составляющей и возникли проблемы — оказалось, что уровень проникновения технологий в странах «пятерки» разительно отличается. Если Казахстан, Россия и Беларусь могут похвастаться определенными успехами, то Армении и Кыргызстану гордиться, по сути, нечем.
К примеру, по словам премьер-министра РК Аскара Мамина, общий экономический эффект от применения искусственного интеллекта (ИИ) в Казахстане может составить около 25 млрд долларов в год. Наибольший рост ожидается в сфере услуг и в горнодобывающем секторе. В принципе, не дожидаясь остальных участников ЕАЭС, страна предприняла серьезные шаги в этом направлении. Уже запущен проект Smart Data Ukimet, а на базе Назарбаев Университета создан Институт смарт систем и искусственного интеллекта. Глава казахстанского Кабмина считает, что запуск цифровых инноваций позволит оптимизировать экономические процессы ЕАЭС.
— Важно наладить активное взаимодействие по разработке общих стандартов и правил, выработке политик в области обмена и интеграции данных, развитию научно-исследовательской деятельности, — сказал Аскар Мамин на панельной сессии форума, посвященной развитию технологий искусственного интеллекта.
Точки отсчета
Пожалуй, наиболее продвинутой страной в цифровых вопросах на евразийском пространстве стала Беларусь. Своеобразный технологический форпост ЕАЭС с завидной регулярностью поставляет современные разработки на мировой рынок. Достаточно вспомнить белорусский Парк высоких технологий, ставший крупнейшим центром в Восточной Европе. Только за последний год экспорт цифрового продукта Беларуси составил два миллиарда долларов. Впрочем, удивляться успехам соседей не приходится, поскольку развитие IT-сферы стало для официального Минска национальным приоритетом развития. Кстати, об этом не преминул напомнить премьер-министр РБ Сергей Румас, выступая на пленарном заседании форума.
— Определив IT-сферу национальным приоритетом развития, государство сформировало необходимые стартовые условия. В Беларуси создана развитая и соответствующая мировым стандартам инфраструктура передачи, хранения и обработки данных, механизмы идентификации, современные средства защиты информации, — сказал белорусский премьер.
Уже сегодня более 400 белорусских госорганизаций перешли на использование облачной платформы. Кроме того, идут работы по созданию национальной интеграционной справочно-расчетной системы.
Кстати, впервые вышедший в «международный свет» российский премьер Михаил Мишустин не стал сильно хвалиться цифровыми достижениями, однако заявил, что Россия может обеспечить ЕАЭС всеми технологиями. Интересно, что на предыдущем посту руководителя налоговой службы РФ — Мишустин занимался внедрением электронных систем в повседневную жизнь. Возможно, именно поэтому он чувствовал себя на форуме вполне комфортно.
— У нас есть собственные лидеры цифрового бизнеса, создающие глобальные экосистемы, развивающие направления, которые в самое ближайшее время будут изменять наш мир, — заявил премьер-министр России.
Интересно, но Мишустин считает, что цифровизация может привести к исчезновению целых отраслей экономики. Более того, она создает угрозу для ряда общественных и государственных институтов. Поэтому необходимо упорядочить процесс и внедрить общую для ЕАЭС цифровую платформу. Для этого, по его словам, требуется признание на всем союзном пространстве электронной цифровой подписи.
Интересно, но Мишустин считает, что цифровизация может привести к исчезновению целых отраслей экономики.
— В противном случае, мы перестанем распознавать друг друга, и средства постсертификации не будут работать уже в ближайшее время. А это прямая угроза дезинтеграции, — пояснил свою мысль глава российского правительства.
Более сдержаны в оценке своих цифровых возможностей были представители Армении и Кыргызстана. Так, армянский вице-премьер Мгер Григорян, выступая на алматинском форуме, заявил, что его страна готова к развитию IT-сферы в рамках ЕАЭС. Однако Армения должна «согласовать» эти вопросы с местным бизнесом. А вице-премьер Кыргызской Республики Жениш Разаков в своем выступлении сделал упор на обеспечение информационной безопасности, предложив участникам встречи подумать о «террористических и экстремистских угрозах» из-за пределов Евразийского союза.
«Ложка дегтя»?
Однако председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян не разделяет цифрового оптимизма глав правительств стран ЕАЭС. Кстати, выступление Саркисяна в роли главы ЕЭК было последним, он уступил этот пост белорусскому экс-премьеру Михаилу Мясниковичу.
Тигран Саркисян уверен, что на сегодняшний день члены Союза не готовы к «электронному» объединению. Причина — боязнь потери цифрового суверенитета.
— Когда мы обсуждаем подобные вопросы, вынося их на обсуждение глав государств и премьер-министров, то национальные правительства заявляют: «Мы не готовы дать ЕЭК такие полномочия. Мы не готовы делиться информацией, вы забегаете вперед». Тогда возникает вопрос: что такое цифровой суверенитет для наших правительств и как управлять этим процессом? — задал неудобные вопросы глава ЕЭК.
Саркисян отметил, что специалисты ЕАЭС тратят свой интеллектуальный потенциал в интересах третьих стран.
— 90% белорусской IT-продукции покупают крупные транснациональные корпорации. 10 тысяч первоклассных программистов Армении работают на другие государства. К примеру, армянская компания выиграла тендер в Казахстане, используя иностранную платформу. Словом, страны Союза не защищают свои данные. В ЕС принят пакт по защите базы данных. Согласно документу на территории Европы могут работать только те сайты и платформы, которые не допускают утечки данных своих граждан. У нас таких ограничений нет. Поэтому основной тезис, который мы выдвигаем на обсуждение, — это создание собственной экосистемы. Мы должны подумать, как будем совместно управлять цифровой трансформацией, потому что она меняет логику государственного устройства, — пояснил свою позицию Саркисян.
Председатель Евразийской комиссии отметил, что нет необходимости ориентироваться на международные корпорации Amazon или Alibaba. Страны должны выработать свою собственную цифровую экосистему.
— Ни одна из наших стран не сможет отдельно реализовать свой цифровой суверенитет. Единственный шанс — сделать это общим евразийским проектом, — резюмировал Саркисян.
У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.
Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.
Перейти на канал: https://t.me/kp_kz