Общество

Кто защитит потребителя?

Государство намерено передать функции по защите прав потребителей неправительственным организациям и правозащитникам
Сегодня национальная система защиты прав потребителей включает в себя работу всех государственных органов и 208 неправительственных организаций.

Сегодня национальная система защиты прав потребителей включает в себя работу всех государственных органов и 208 неправительственных организаций.

Фото: Shutterstock

Минторг настаивает на «умном регулировании», однако сами НПОшники не приветствуют подобную инициативу. С последними солидарны и казахстанские депутаты.

Министерство торговли РК решило усовершенствовать систему защиты прав потребителей. Одной из предложенных ведомством мер стало внедрение «умного» администрирования со стороны государства. По мнению представителей Минторга, восстановлением нарушенных прав граждан должны заниматься институты досудебного регулирования и неправительственные организации. По словам вице-министра торговли Кайрата Торебаева, подобная смешанная модель действует в Великобритании, Ирландии, Литве, Германии, Японии, США и КНР.

«Умное» регулирование включает в себя создание специального органа, обеспечивающего координацию вопросов защиты прав потребителей, закрепление правового статуса институтов досудебного регулирования — их ответственность и подотчетность. В судебные органы поступают дела только «высокой сложности». Такая модель, считают авторы инициативы, будет выгодна всем участникам.

Сегодня национальная система защиты прав потребителей включает в себя работу всех государственных органов и 208 неправительственных организаций. Однако отсутствие четкого регламента взаимодействия не обеспечивает целостное формирование государственной политики. Соответственно, страдает уровень защиты прав населения.

— Для решения данных проблем в законопроекте мы закрепляем институциональную систему защиты прав потребителей. Здесь мы конкретизируем предмет закона, вводим новые принципы, формируем перечень участников, а также закрепляем комплекс последовательных мероприятий, обеспечивающих эффективную защиту, — сказал Торебаев в мажилисе парламента.

Кроме того, законодательные поправки вводят трехступенчатую систему рассмотрения жалоб. На первом уровне предлагается ввести обязательное рассмотрение жалобы продавцом. При этом устанавливается 10-дневный срок ее рассмотрения, а также обязанность размещения контактов уполномоченного органа и институтов досудебного урегулирования в местах реализации товаров, работ и услуг. В случае игнорирования жалобы предусмотрена возможность привлечения предпринимателя к ответственности.

Второй уровень — жалоба поступает либо в институты досудебного рассмотрения споров, либо в уполномоченный орган. В целях стимулирования законопроект предусматривает возможность освобождения предпринимателей от административной ответственности в случае разрешения спора в досудебном порядке.

И третий уровень — подача жалобы в суд. Таким образом, по логике Минторга, большая часть споров будет разрешена в самом начале, на стадии обсуждения с продавцом. Это существенно повысит социальную ответственность бизнеса перед обществом.

Однако депутаты посчитали позицию ведомства «незрелой».

— А почему до сегодняшнего дня госаппарат не определил свои функции в контроле за качеством товаров? Ведь мы это ждем от государства. Государство ничего не сделало, а теперь заявляет, что мы уйдем в саморегулируемую среду. То есть получается: «Вы теперь ковыряйтесь сами, как хотите. Вот мы вам закон написали, и трепите друг друга, пока вам это не надоест», — задал вопросы мажилисмен Владислав Косарев.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz