Авто

«Автошулеры»: игра по-крупному?

Несмотря на то, что 2020 год только начался, некоторые казахстанские автолюбители будут еще долго поминать его недобрым словом
Бейбарыс ТЕМИРХАНОВ
Ануар Шаймарданов, первый владелец авто с иностранными номерами в ЗКО, зарегистрировавший свою машину. Фото взято из группы Уральск в ОК.

Ануар Шаймарданов, первый владелец авто с иностранными номерами в ЗКО, зарегистрировавший свою машину. Фото взято из группы Уральск в ОК.

Всему виной решение МВД РК, согласно которому все автомобили, ввезенные в Казахстан из стран ЕАЭС и не поставленные у нас на учет, должны быть зарегистрированы. А таких, напомню, в Казахстане, по разным подсчетам, от 170 до 200 тысяч.

«Комсомолка» решила разобраться в очередной «больной теме». Итак, откуда «растут ноги» у этой проблемы и как власти собрались ее решать? Смогут ли они добиться баланса, чтобы как говорится, «и волки были сыты (т.е. соблюсти букву закона и легализовать сотни тысяч авто по всему Казахстану), и овцы целы» (не поднимать градус социального недовольства в обществе, напряжение в котором и так зашкаливает)?

Напомним, о проблеме заговорили после того, как президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства в январе публично обратил внимание на то, что казахстанцы, покупая автомобили в странах ЕАЭС, потом эксплуатируют их у себя дома, не ставя на учет. И заметил: все незарегистрированные авто необходимо легализовать. В МВД сразу же взяли «под козырек» и призвали автолюбителей узаконить своих «стальных коней» — пройти таможенную очистку и поставить на учет. В противном случае нарушителю грозил штраф в 10 МРП (26 510 тенге), а его автомобилю — место на штрафстоянке, вплоть до устранения проблемы с регистрацией.

Почему эта проблема возникла именно сейчас?

С 1 января 2020 года Армения и Кыргызстан стали полноценными членами Евразийского экономического союза. Напомним, до этого в течение шести лет, с 2014 года, в отношении этих государств действовал переходный период, и граждане этих стран могли ввозить автомобили из-за рубежа по упрощенной процедуре. Соответственно, «растаможка» машины, ввезенной в Армению и Кыргызстан из третьих стран, обходилась всего в 10% от стоимости авто. А теперь сравните это с 17% от стоимости автомобиля, которые обязаны выплачивать жители «старожилов» ЕАЭС — Казахстана, России и Белоруссии. Именно поэтому многие наши соотечественники принялись буквально скупать недорогие подержанные авто в Армении и Кыргызстане. Упрекнуть их в этом достаточно трудно, ибо «рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». Но одно дело, когда ты пригоняешь авто для себя, и совсем другое — когда пользуешься представившейся лазейкой для обогащения, причем в ущерб государству и в стремлении «навариться» на согражданах. У полиции есть данные о 475 казахстанцах, доставивших в страну 4152 машины. В результате нехитрых подсчетов получается почти по 10 авто «на брата». На первом месте среди этих «дилеров-шулеров» оказался некий житель Алматинской области, который ввез в Казахстан из Армении 78 автомобилей, зарегистрированных на себя. Немного отстали от него два жителя Атырауской области, пригнавшие в РК, соответственно, 43 и 40 машин. Согласно закону, ввезенную в Казахстан машину необходимо зарегистрировать через 10 дней после въезда в страну. Однако они этого не сделали. Хотя не могли не знать о требованиях закона и соответствующих последствиях.

— Наши граждане не просто поехали и купили машину по своему паспорту, — заявил замминистра внутренних дел РК Марат Кожаев. — Нет, они находили различные способы легитимизации своего нахождения в Армении. Все эти действия говорят, что никакого заблуждения не было.

Кстати, помимо прямого ущерба от недополученных государством таможенных поступлений и сборов, который специалисты оценивают в несколько сот миллиардов тенге, есть еще один нюанс. Владельцы незарегистрированных авто с иностранными номерами, пользуясь безнаказанностью, могли свободно нарушать ПДД, не платить штрафы и не проходить техосмотр. По официальным данным МВД РК за 2019 год, казахстанцы на авто с иностранными номерами нарушили ПДД более 90 тысяч раз. Общая сумма штрафов составила свыше 1,1 миллиарда тенге. Из них только в одном Нур-Султане нарушений зафиксировано на 817 миллионов тенге. При этом 93% штрафов нарушителями так и не были уплачены. Основные виды нарушений — это превышение скоростного режима и несоблюдение требований знаков и разметки, в том числе — выезд за двойную сплошную.

1800 автомобилей, зарегистрированных в странах ЕАЭС, стали причиной ДТП на дорогах Казахстана, причем в этих авариях погибли 132 человека.

Возможен ли компромисс с владельцами авто, купленными в Армении и Кыргызстане?

После того, как по Казахстану прокатилась волна протестов возмущенных автовладельцев, президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил правительству в разовом порядке обеспечить временную регистрацию автомобилей, ввезенных гражданами РК из стран ЕАЭС до 1 февраля 2020 года.

— Сегодня в Казахстане проблема с авто, ввезенными из стран ЕАЭС, которые своевременно не поставлены на регистрационный учет, — подчеркнул глава государства. — К примеру, в России и Кыргызстане наши граждане приобретают машины по доверенности, фактически являясь владельцами. Они эксплуатируют их в Казахстане без постановки на учет. В Армении же наши граждане, нарушая законодательство Казахстана, оформляют техпаспорта. Большинство ввезенных в страну автомобилей не ставится на учет. Таких авто десятки тысяч. Правительству в месячный срок, в разовом порядке, следует обеспечить временную регистрацию автомобилей, ввезенных по состоянию на 1 февраля 2020 года гражданами РК из стран ЕАЭС для личного пользования. Регистрация на эти автомобили будет действовать до 1 марта 2021 года.

То есть владельцы этих «проблемных» авто получили отсрочку на целый год. Теперь они должны до 1 марта 2020 года встать на временный учет. Для этого СпецЦОНы в республике будут работать весь февраль без выходных. Но затем, в течение года, до 1 марта 2021 года они будут обязаны уплатить таможенные пошлины и утилизационный сбор с постановкой автомобиля на постоянный учет либо вывезти его из страны.

Однако эта явно компромиссная мера вызвала резко негативную реакцию среди владельцев «автопризраков». По их мнению, большинство автомобилей поставить на учет просто не получится, так как они не соответствуют техническим требованиям законодательства. Временная же регистрация для автомобилей старше трех лет предполагает сбор за первичную регистрацию в размере 1 325 500 тенге. В итоге после уплаты таможенной пошлины, утилизационного сбора, свидетельства техрегламента и кнопки SOS общая сумма может превышать стоимость автомобиля, причем в несколько раз. При этом коснется это только казахстанцев, иностранные граждане смогут передвигаться на автомобилях с иностранными номерами по Казахстану без перерегистрации.

— В Законе о дорожном движении написано, что могут передвигаться в течение года граждане тех республик, из которых машины эти заехали, — подчеркнул начальник Управления административной полиции Алматы Жандос Мураталиев. — То есть, если, например, гражданин Армении заехал в Казахстан, он может беспрепятственно в течение года передвигаться. Потом он должен выехать и через 30 дней может обратно заехать.

В ряде крупных городов страны прошли стихийные митинги с требованиями «амнистировать» уже ввезенные в страну автомобили и позволить пользоваться ими без ограничений до их полного износа. Более 5300 владельцев автомобилей с иностранными номерами уже подписали возмущенную петицию премьер-министру РК Аскару Мамину. Все это выглядит как очередная попытка «давить голосом» от имени народа — в надежде на то, что власть опять дрогнет.

Кто виноват в сложившейся ситуации?

Автовладельцы в своих бедах винят наши Министерства финансов и внутренних дел, в течение шести лет допускавшие беспрепятственный ввоз таких автомобилей в Казахстан и все это время закрывавшие глаза на регистрацию. А также правительства Армении и Кыргызстана, которые не должны были допустить вывоз автомобилей с территории своих стран, тем самым нарушив 42-ю статью Договора о ЕАЭС. И теперь Казахстан должен обратиться в суд ЕАЭС с иском к этим государствам. Вице-премьер Армении Мгер Григорян в интервью Newsarmenia действительно признал, что автомобили с армянскими номерами не должны были продаваться за пределы Армении.

— Проблема заключается в том, что если льгота распространяется на одну страну, то она должна касаться только граждан этой страны, — сообщил Мгер Григорян. — В противном случае это становится таможенным регламентом ЕАЭС. Мы продолжим обсуждение этой проблемы с Казахстаном. Эта проблема также является следствием отсутствия единой цифровой системы ЕАЭС, над чем мы сейчас активно работаем.

Определенная логика в этих обвинениях есть, вот только кто виноват в проблеме больше самих автовладельцев? Ведь они прекрасно знали о том, что автомобили рано или поздно придется легализовывать, но, тем не менее, предпочли продолжать покупать их посредством «мутных схем». Все это очень напоминает ситуацию, когда люди набирали кредиты, не задумываясь, как будут их отдавать.

Есть еще один весьма важный и щепетильный момент. Огромное количество законопослушных казахстанцев покупали автомобили в странах ЕАЭС, а затем оформляли их согласно закону. И как теперь будет выглядеть решение об амнистии в глазах этих людей, все эти годы честно проходивших все процедуры, плативших таможенные пошлины, действуя по закону и неся расходы? Им что, тоже выходить на митинги — против жуликоватых сограждан?

Экспертное мнение

Бекжан Садыков, старший научный сотрудник Отдела социально-экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ):

— Необходимость регистрации авто с иностранными номерами обусловлена тем, что отсутствие в казахстанских информационных базах сведений об автомобилях, ввезенных из стран ЕАЭС, серьезно усложняет правоприменительную практику в отношении их владельцев. Водители данных авто частенько нарушают правила дорожного движения на дорогах, при этом отсутствие сведений об авто в учетной базе делает просто невозможным поиск и наказание нарушителей. Причем, нарушения ПДД со стороны владельцев этих машин только растут: так, в прошлом году был отмечен прирост нарушений почти в 3 раза по сравнению с предыдущим периодом. При этом опасности подвергаются все участники дорожного движения.

Бекжан Садыков.

Бекжан Садыков.

Почему возникла такая ситуация? В какой-то мере здесь сыграли свою роль и отсутствие четкого регламента взаимодействия между соответствующими органами, и слабая информированность автовладельцев об юридических аспектах ввоза автомобилей из других стран. Кроме того, росту ввоза иностранных авто способствовали «серые импортеры», которые вводили в заблуждение казахстанских автолюбителей, предлагая различные авантюрные схемы.

Скажется ли как-то необходимость регистрировать ввезенные из стран ЕАЭС автомобили на казахстанском авторынке? Не думаю, что тут надо искать причинно-следственные связи. Очевидного влияния на отечественный авторынок не наблюдается. В последние годы он демонстрирует хорошую динамику: только по итогам 2019 года рост продаж составил 20%. На развитие авторынка гораздо большее влияние оказывает рост реальных доходов населения. В этом вопросе в 2019 году Казахстан достиг неплохих результатов. Вследствие принятого комплекса мер реальные доходы выросли на 5,5%. Однако следует продолжить работу в данном направлении и сфокусироваться на минимизации негативных эффектов инфляции. Наряду с этим казахстанскому автопрому необходимо оптимизировать свое ценообразование и продолжить обеспечивать доступность своих товаров через различные финансовые инструменты.

Президент поставил перед правительством задачу предоставить автовладельцам возможность произвести соответствующие платежи до 1 марта 2021 года. При этом ввезенные автомашины должны соответствовать техническим нормам. Это достаточный срок, чтобы урегулировать эту проблему и сделать пребывание машин на территории РК полностью легальным. Кроме того, автовладельцы могут воспользоваться и другими незапрещенными способами, например, вывезти автотранспорт в страну-импортер на 30 дней, либо продать его. Ну и, очевидно, что после данного случая казахстанцам необходимо быть более внимательными к юридическим аспектам ввоза товаров с территории других стран.

Справка «КП»

Сумма сбора за первичную регистрацию авто из других стран зависит от года выпуска транспортного средства:

- до двух лет (2018-2019 годов выпуска) — 0,25 МРП (662 тенге);

- от двух до трех лет (2017-2018 годов выпуска) — 50 МРП (132 550 тенге);

- от трех лет (2016 года выпуска и раньше) — 500 МРП (1 325 500 тенге).

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz