Казахстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Общество19 февраля 2020 5:34

История тюркского рыцарства: от орды до немецкого орднунга

Общетюркское происхождение казахов и некогда правящих в Индии династий туранских степняков, переселенцев из Великой степи, для многих читателей стало откровением
Как миграции воинов-кочевников в Индию и Китай повлияли на их культуру и государственность.

Как миграции воинов-кочевников в Индию и Китай повлияли на их культуру и государственность.

Беседа с исследователем древнетюркской истории, писателем Жумажаном Байжуминым как всегда вызвала живые отклики и желание продолжить эту интересную тему.

Как миграции воинов-кочевников в Индию и Китай повлияли на их культуру и государственность, какой след они оставили в Европе и в чем сходство казахских салов и древнеримских салиев — именно об этом будет рассказ нашего давнего собеседника.

Жумажан Байжумин.

Жумажан Байжумин.

Фото: Павел ЗЛОБИН

— В прошлый раз вы рассказывали, что древние тюрки, придя в Индию, стали там правящей верхушкой. На чем это отразилось?

— Как известно, при индоариях все население Древней Индии было четко разделено на четыре касты — три, ведущие свое происхождение от степных завоевателей: брахманов (священнослужителей), кшатриев (военной аристократии) и вайшьев (торговцев, ремесленников и крупных скотоводов) и неарийская каста шудр — сельских земледельцев, вероятно, происходившая из потомков более древних хараппцев. Есть еще так называемые парии («неприкасаемые») — потомки древнейшего коренного негроидного населения Индии, которым отводилась самая грязная и тяжелая работа, они вообще вне системы каст.

Для шудр и париев любые упражнения с оружием, верховая езда, езда на колесницах и йога были объявлены строгим табу. Это было прерогативой исключительно степных рыцарей, а позже высших каст. В «Ведах» — сборнике самых древних священных писаний индуизма — и в древнеиндийских эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна» описывалось, как представители «солнечного рода кшатриев» — высшего военного сословия страны — обязательно получали военно-физическую подготовку на очень высоком уровне. Кшатрий был обязан умело сражаться верхом на коне, находясь на колеснице, боевом слоне и в лодке, на равнине, в джунглях или горах. При этом он должен был быть мастером не только боя на копьях и луках, щитах и мечах, но и рукопашного, если вдруг окажется безоружным.

В Индии во II тыс. до н. э. индоариев признали не только «народом колесничих», но и «народом всадников». Митаннийская «Книга обучения лошадей» говорит именно об этом. Все это однозначно свидетельствует о том, что индоарии и создатели древневосточного государства Митанни были выходцами из одной этнокультурной среды — обитателями степей Турана. Вполне закономерно, что в эпоху индоарийского господства получили развитие именно традиционные для кочевников состязания, такие как конные скачки, стрельба из лука, борцовские соревнования, а также гонки на колесницах. Многие исследователи считают, что конное поло — традиционная кочевническая конная игра пастушескими посохами в мяч — впервые эволюционировала в пеший хоккей на траве не в древней Греции, а именно здесь, в Индии, при индо-ариях. В «Диван лугат ат-турк», первой энциклопедии тюркского языка, написанной Махмудом Кашгари, клюка для игры в хоккей на траве называлась у древних тюрков «камги». Само же конное поло при Великих Моголах получило в Индии особенную популярность.

Атилла.

Атилла.

— Индия всегда была культурно взаимосвязана с Китаем. Выходит, древние тюрки оставили след и там?

— Конечно, в Поднебесной была аналогичная ситуация. Степняки точно так же составили там класс правящей военной аристократии. В эпоху правления так называемых «варварских династий» Цинь и Хань

(V в. до н. э.-III в. н. э.) там произошла коренная военная реформа — на смену древним боевым колесницам пришла массовая конница. Вместе с ней возник и новый дворянский слой, обязанный служить исключительно в кавалерии. В военно-спортивных соревнованиях наибольшее распространение получили характерные для тюркских кочевников конные скачки, стрельба из лука на скаку, поединки с холодным оружием, метание арканов и некоторые другие традиционные для «варваров» состязания. Российский востоковед Александр Кун пишет о том, что вместе со скотоводами из северных степей в Китае впервые появилась борьба, в которой основной упор был на подножки и подсечки. Борцовским соревнованиям предшествовали метание камней, каменных дисков (разновидность боевого метательного оружия), копья, бег и прыжки. Состязания заканчивались танцем победителя, напоминавшим движения священных для тюрков волка или орла.

— Получается, кочевые предки современных казахов мигрировали, в том числе и в Европу. Они как-то повлияли на местное население в культурном плане?

— Еще как повлияли. Мы все с детства из книг и фильмов знаем о рыцарях, министрелях и трубадурах и т. д. Вот только как и почему в условиях оседлой феодальной Европы внезапно возникли эти самые рыцарские традиции? Это большой исторический вопрос. Систему европейского рыцарства называют одним из самых замечательных явлений средневековья, вобравшим в себя глубинную суть древних традиций и воскресивших к жизни в «сумрачной Европе» высшие человеческие добродетели. Однако семена феномена «рыцарства» были посеяны именно тюркскими всадниками эпохи Великого переселения, они же взяли на себя роль главных «могильщиков» Римской империи.

Эти древние традиции кочевого общества степного Турана сохранились и получили естественное развитие в завоевательной среде степных всадников, сформировавших верхушку военно-аристократического слоя населения новых раннесредневековых европейских государств. Монополия, принадлежавшая кочевникам в военном деле, в итоге привела к установлению в Европе господства конной элиты. Российский историк Виктория Уколова пишет об этом: «С азиатского Востока явились не только полчища искусных и бесстрашных всадников, повергавшие в ужас и трепет жителей Европы. Но вместе с ними был занесен, как некий прекрасный социальный и культурный идеал, образ воителя на коне, защитника людей и повергателя чудовищ. Идеал, оказавшийся исключительно важным для становления рыцарства». То же самое отмечает и итальянский историк Франко Кардини, говоря, что «история европейского рыцарства начинается в безграничных просторах степей, раскинувшихся между Дунаем и Желтой рекой в Китае... На этих просторах обитают гордые кочевые народы. Здесь царство лошади».

И сегодня в современном казахском языке сохранились древние исторические термины, такие как сері — «рыцарь» и «серілік» — «рыцарство». Возьмите западноевропейские боевые товарищества странствующих рыцарей — это один в один рыцарские братства степняков Турана. «Я лихой наездник, и рыцарство — моя судьба», — говорил о себе «последний степной рыцарь» казахов, человек со славной и трагической судьбой, великий воин и поэт Махамбет, живший в XIX в. О древней степной рыцарской культуре сері упоминает античный историк Страбон в I в. н. э. Он сообщает о «безбрачных дивных доителях кобылиц», глубоко почитаемых в своем народе. Такие степные рыцарские братства являлись объединениями неординарных свободомыслящих людей, происходивших исключительно из среды кочевой знати. Каждый из входивших в них рыцарей — сері — был не только отважным и умелым воином, но и поэтом, и музыкантом, и композитором, и певцом. А вдобавок еще и ярким оратором, хранителем обычаев и древних воинских традиций предков. Степные рыцари не обзаводились семьей и не имели никакого имущества, кроме боевого коня, оружия, доспехов и своего любимого музыкального инструмента — «вечной спутницы кочевника» двухструнной домбры. Вот такие люди, которые были вне родовой принадлежности — основополагающей «системы координат» того времени, и объединялись в степные рыцарские братства. Франко Кардини писал: «Семье, вскормленной материнской грудью, противопоставлялась семья, чье основание — «оружие вождя». Долг родственной верности заменялся долгом перед товарищами-воинами».

Казахский сері. Рисунок Ералы Оспанулы.

Казахский сері. Рисунок Ералы Оспанулы.

Однако степные рыцарские братства были не просто союзами вольных воинов, но и духовными братствами с древнейшей историей. Вместе с сері в такие братства входили и так называемые салы, выполнявшие в них роль консолидирующего идейного ядра и обладавшие еще более высоким идейным статусом, чем сері. Тайные духовные ритуальные союзы салов, идеологическим стержнем которых был культ военных предков, действовали в степях Турана на протяжении тысячелетий. Кстати, точно такая же духовно-воинская традиция существовала и в истории Древнего Рима. Причем под совершенно аналогичным названием. Салы (на архаичной латыни), или Салии (современная латынь) древних римлян были жрецами культа бога войны Марса и одновременно исполнителями плясок и песнопений.

Салии.

Салии.

Культурно-идеологическими преемниками степных братств салов и сері, иначе — древнейших военных духовно-ритуальных союзов Турана, много позже в средневековой Европе выступили члены религиозно-рыцарских орденов Иоаннитов, Мальтийского, Тамплиеров, Тевтонского, Меченосцев и т. д. И недаром еще Лев Гумилев, выдающийся советский востоковед и археолог, указывал на то, что тюркское слово «орда» совпадает с латинским «ordo» — «строй, порядок», означающим «упорядоченное войско», от которого оно перекочевало во многие европейские языки, например, нем. — «ordnung» и англ. — «order».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz