Почему так происходит и как грамотно себя вести в подобных ситуациях, рассуждают эксперты.
Согласно опросу портала rabotanur.kz самая распространенная причина того, что казахстанцы меняют работу, — не вопрос денег. Ради более высокой зарплаты уходили на новое место 19% опрошенных. 32% были вынуждены сменить работу по личным причинам, 22% было просто невыносимо работать на старой. То есть, ушли они «хоть куда, лишь бы не на старое место». И один из мотивов ухода — отношения с начальником. Не ценит, кричит, оскорбляет. Почему так происходит и как грамотно себя вести в подобных ситуациях, рассуждают эксперты.
КОМПЕНСИРУЕТ НЕУДАЧИ
— Самый верный способ избегать начальника-хама — не работать с ним, — считает HR-менеджер группы компаний «Happylon» Анна Новоселова. — Проявление хамства означает профессиональную слабость управленца: он списывает собственные неудачи на подчиненных. Надо верно оценить выгоды от такого сотрудничества. Если вам важнее здоровье и психологический настрой, меняйте обстановку.
Анна Новоселова.
Другой метод — сократить время общения с таким горе-боссом. Но не избегать вообще контактов, хам почувствует ваш страх и попытается еще больше поиздеваться. Иногда перетерпеть имеет смысл, рано или поздно этот самодур уйдет, а вы останетесь.
Еще вариант: быть настолько профессиональным специалистом, чтобы в вас было заинтересовано более высокое начальство. Тогда можно смело заявить о том, что хамская манера общения для вас неприемлема. Порой же такое поведение шефа — это проверка на прочность, возможно, провокация. Он просто хочет увидеть реакцию подчиненных.
СПОКОЙСТВИЕ УБЕРЕЖЕТ ОТ ГЛУПОСТЕЙ
— Многое зависит от вашей личной реакции, — рассуждает Анна Новоселова. — Одному как с гуся вода. Наорали? Отшутился и дальше пошел. А кто-то воспринимает крик болезненно.
Вы обижаетесь, потому что считаете, что начальник не должен кричать. Несчастным лично вас делает запрос на справедливость — когда вы считаете, что все люди равны и должны друг друга уважать. Ерунда! Правда в том, что более сильные люди могут не уважать тех, кто слабее. Это наша реальная жизнь.
Но прежде чем менять работу, жаловаться, бить начальнику морду, важно успокоиться. Все самые большие глупости в мире совершаются под влиянием эмоций... Как успокоиться? Приняв новую жизненную концепцию.
Скажите себе: «Да, сейчас меня не уважают настолько, как мне хотелось бы». Дальше задаем себе вопрос: «А зачем я здесь?» Оцениваем плюсы работы: зарплата, коллектив. Перевешивают ли они орущего начальника? И спокойно, рационально присматриваем другую работу. Или думаем, как повысить уровень своей компетенции и значимости в своей компании.
Но чаще всего люди этого не делают, а просто ходят и переживают. Вы же не хотите всю свою жизнь страдать? У вас наверняка есть другие задачи? Вот и реализовывайте их!
Упражнение на успокоение. Представьте себя на берегу моря. Солнышко светит, волны шумят. Вдруг налетает ураган — это и есть крик начальника. Вот он проорался — и ушел. Снова солнышко. Ну кто будет обижаться на ураган? А переживания забирают у нас силы, которые нам нужны для собственного развития и карьеры.
В ТЕМУ
СПОРТ ВМЕСТО МОРДОБОЯ
Есть классическая реакция на стресс: «бей или беги». Если на вас кричит начальник — выбрасывается адреналин, первая реакция — бежать. Но бежать-то вы не можете. Организм не понимает, что делать. В итоге — болезни. Поможет спорт. Если вы приходите с работы в стрессе после нападок начальника, надо надеть кроссовки и побегать.
Если ваша проблема, наоборот, — подчиненные, которых хочется ударить, тут стоит позаниматься со штангой или побить мешок, грушу.
НА ЗАМЕТКУ
ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ ПЕРЕСТАТЬ БОЛЕЗНЕННО РЕАГИРОВАТЬ
Семейные психологи советуют:
В целом болезненные отношения с начальником-тираном говорят о вашей низкой самооценке. Это не только его, но и ваши детские травмы. Их надо прожить, тогда и отношения с начальством изменятся.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Причина, по которой начальник орет, зависит от типа его личности, считают некоторые психологи.
1. Несдержанный. Шеф кричит, потому что сильно переживает. Если это бизнесмен, топ-менеджер, то уровень стресса у него гораздо выше, чем у простого сотрудника. Босс просто не сдержал эмоций. Он хочет как лучше, а вы не оправдали его надежд. Здесь вполне возможны конструктивные варианты, с ним нужно обсуждать, как исправить ситуацию.
2. Манипулятор. Когда кричишь на человека, то снижаешь его самооценку. И можно внушить посыл: «Я имею полное право платить тебе меньше». У такого хамства вполне конкретная задача — сэкономить. Тут тоже можно доказать свою состоятельность, что-то поменять. Но если начальник использует этот манипулятивный прием регулярно, то перспективы, скажем так, не очень.
3. Садист. Такие люди (к счастью, их мало) получают удовольствие, унижая других. Это последствия детских комплексов. В интернете даже есть закрытые сообщества: начальники рассказывают, как они унижают людей! Смеются, смакуют, даже видео выкладывают. Выход один — увольнение.
У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.
Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.
Перейти на канал: https://t.me/kp_kz