Казахстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:
Общество18 марта 2020 4:20

Никто, кроме нас

«Комсомолка» продолжает следить за судьбой инициированного год назад акиматом Алматы социально-экономического проекта — «Бюджет участия» [газетная статья]
Ирина МИШУРА
Из выделенных по этому проекту 500 млн тенге в прошлом году жители Ауэзовского района предложили к реализации идеи на сумму меньше половины.

Из выделенных по этому проекту 500 млн тенге в прошлом году жители Ауэзовского района предложили к реализации идеи на сумму меньше половины.

Фото: sputnik.kz

В февраля текущего года новый аким Алматы Бакытжан Сагинтаев призвал горожан активнее использовать возможности местного самоуправления и общественной инициативы. Призыв последовал в ответ на жалобы жителей Ауэзовского района о нехватке парков и скверов.

— Из выделенных по этому проекту 500 млн тенге в прошлом году жители Ауэзовского района предложили к реализации идеи на сумму меньше половины. Хотя можно было реализовать решения по благоустройству и озеленению общественных пространств с учетом ваших пожеланий, — заявил градоначальник, в очередной раз подчеркнув, что все в наших с вами руках.

А что, собственно, «все»? Для прояснения ситуации необходим небольшой «экскурс в историю».

«Бюджет участия»: вчера

Итак, апрель 2019 года. В ту пору аким южной столицы Бауыржан Байбек анонсирует «Бюджет участия Алматы». Замысел в следующем: каждому району выделяется по 500 млн тенге, которые обычные жители должны распределить на свои реальные — а не акиматовские фантазийные — нужды. Казалось бы, красота! Вот он, триумф народовластия, когда никакие «агашки» не могут спустить сверху свое авторитетное мнение! Вот только запустить новинку, требующую серьезных перемен как в механизме работы городского начальства, так и в системе координат ее конечного потребителя, реально попытались уже в 2020 году. Пусть в пилотном режиме, но все же. То есть одна сторона привыкла, что от нее зависит всегда и все. Другая, напротив, что от нее — ничего и никогда. И обеим не дали даже «переобуться», адаптироваться к новым реалиям.

Красочным подтверждением «сырости» идеи стало посвященное проекту экспертное обсуждение аналитической группы «Кипр». Приглашенные спикеры пришли, расселись за круглым столом и... выяснилось, что даже их представления о заморской диковинке (родина «Бюджета участия» — город Порту-Алегри в Бразилии) носит весьма расплывчатый характер. «Бюджет участия» каждый тянул на себя — одни ратовали за первостепенность решения глобальных проблем вроде состояния воздуха, другие настаивали на принесении пусть маленьких радостей, но зато в каждый двор. О том, как проект будет выглядеть и работать в итоге, никто так и не обмолвился. Оставалось ждать...

Дождались мы наконец обнародования в сети Проекта положения по «Бюджету участия». Стоило документу появиться — он тут же был с разной степенью резкости раскритикован представителями экспертного сообщества. А критиковать было за что.

— Прием предложений по проекту положения уже окончен. Мы считаем это жирным минусом, потому что на сам процесс подготовки отвели недостаточно времени. Очевидно, что малое количество людей успело не то что с инициативами выступить, а просто ознакомиться с документом. Некоторые алматинцы до сих пор не понимают, о чем идет речь, когда слышат словосочетание «бюджет участия», — рассказал «Комсомолке» кандидат политических наук, соорганизатор Urban Forum Kazakhstan Адиль Нурмаков.

Давая комментарий «по горячим следам» выхода документа, Адиль признался, что недостаточная вовлеченность общественности в разработку инструментария проекта, «конечно, расстраивает». Еще бы не расстраивала, ведь к созданию подспорья для простых людей в очередной раз «забыли» привлечь простых людей. Оттого и выглядел «Бюджет участия» красивым мыльным пузырем в утешение общественности.

Подобного мнения придерживался общественный деятель, политолог и публицист Петр Своик. Внимательно изучив проект положения, он провел параллель с известной басней Крылова «Квартет»:

— Нововведение по формуле работы ничем не отличается от застарелых, привычных механизмов. Сейчас аким сам организует выборы депутатов, сам формирует маслихат и Общественный совет. Управления архитектуры, благоустройства и так далее — тем паче акимовский аппарат. Так вот, люди, ответственные за «Бюджет участия», будут взяты из тех же акиматовских структур. Достаточно открыть положение об Экспертном совете. Туда входят парочка депутатов маслихата, несколько человек от Общественного совета, несколько человек от Управления архитектуры... Это кто? Это все те же люди, которых аким и так уже назначил и расставил по местам. Если музыкантов в квартете просто рассадить по-другому, они будут играть лучше?

«Бюджет участия»: сегодня

Несмотря на многочисленные «пинки» со стороны критиков, наследие бывшего акима все-таки выстояло и порадовало «пилотом». Да и люди оказались отнюдь не так безынициативны, как казалось на старте «Бюджета», — на рассмотрение было выдвинуто 333 проекта. Испытание экспертной комиссией выдержали 55 из них — на сумму, как отчитались в акимате, 1,4 млрд тенге. В основном заявки касались ремонта скверов, дворов, дорог, тротуаров и детских площадок, установки пандусов и подъемников для колясочников, озеленения, освещения и приведения в божеский вид уже существующих, но пришедших в упадок объектов.

Впрочем, не обошлось и без необычного. Так, благодаря собачникам «яблочный» город обзаведется санитарно-гигиеническими комплексами для сбора и утилизации собачьих экскрементов.

— Для нашего района это актуальный вопрос. У нас 15 скверов, один парк и пять зеленых зон. Рассматриваются проекты по организации новых пешеходных зон, к примеру, по улице Байсеитовой. В этих и других зонах люди гуляют с собаками, и это вызывает неоднозначную реакцию — некоторые относятся с возмущением. Ходить с собаками не запрещается, но они должны быть в намордниках. Проект, победивший по «Бюджету участия», мы дорабатываем. Начнем с того, что на входах в парковые зоны будут установлены ящики с пакетами, чтобы владельцы собак могли брать их с собой, — прокомментировал новость о скором появлении спецмест для четвероногих аким Алмалинского района Беккали Торгаев. И не согласиться с ним трудно. Проблема действительно актуальна. Особенно сейчас, по весне, после таяния снега.

Ценители казахской культуры, в свою очередь, добились оборудования площадок для национальной игры тогыз кумалак. Также горожанам была обещана «говорящая» скамейка. Место отдыха, параллельно с основной, будет выполнять еще и образовательную функцию: зачитывать всяк присевшему исторические и литературные лекции, декламировать стихи и даже петь песни. По задумке, свое законное место скамейка обретет в Парке Первого Президента.

— Проект планируется реализовать в апреле — мае. Пока точно не определили, какую информацию запишем на «говорящую» скамейку, думаю, это будут стихи известных казахстанских поэтов. Внутри будет встроен флэш-накопитель, так что запись можно будет менять. Мы выберем для нее подходящее место, не слишком шумное, но и не в самом углу парка, чтобы люди могли услышать, — рассказал руководитель отдела благоустройства Бостандыкского района Ренат Сейдраманов сайту inalmaty.kz.

Нестандартное предложение — посидеть на интересном собеседнике — обойдется городу в миллион тенге.

Однако не все околокультурные идеи нашли отклик в сердцах искушенных алматинцев. Например, проект, подразумевающий возведение девятиметровой скульптуры волка стоимостью 74 миллиона 422 тысячи тенге, бережливый народ особо не прельстил.

— Белка за 20 с чем-то миллионов тенге просто нервно курит в сторонке. Мы так хорошо живем и у нас нет других проблем, кроме как ставить такие сомнительные объекты за такие баснословные деньги? Волка повыше. Девять метров несолидно как-то, — иронизировали в комментариях под соответствующей новостью.

При этом практичные активисты массово поддерживали предложения по оборудованию биотуалетов. Что поделать, не до высоких материй тем людям, коим город в большинстве случаев может предложить разве что «сбегать в кусты».

Впрочем, сколько людей, столько и мнений. Кому-то клозет подавай, а кому-то — малую архитектурную форму с глубоким смыслом и высоким ценником. И все это имеет право на жизнь, и здорово, если хотя бы часть из этого будет реализована. Вот только большинство «народных чаяний» все же касаются простых вещей: разбитых дорог, бесполезных арыков, заброшенных парков, детских площадок для недетской психики и темных улиц, по которым страшно передвигаться. Ничего «сверх» и «вау» — из серии того, о чем акимат действительно мог и не догадываться, мы с вами, как правило, не требуем. А уж о качестве всего перечисленного городское начальство ну никак не может не знать, ибо попрекаемо этим на протяжении десятилетий. Остается вопрос: при чем здесь «Бюджет участия»?

Для сравнения: бюджет всего Алматы на 2020 год — 700 млрд тенге. «Бюджет участия» на один район, повторимся, 500 млн, то есть меньше процента от общей суммы. Так зачем огород городить и очевидные недочеты устранять за счет «песчинки в море» и только после «челобитной» от горожан?

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz