Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Политика20 мая 2020 3:15

Диктатура карантина

Давно подмечено: для бюрократического класса нет задачи важнее, чем демонстрация собственной полезности, вернее сказать — незаменимости [газетная статья]
Виктор ВЕРК
Понятно, что для всякого сообщества бюрократов нет поры благодатнее, чем пора чрезвычайная.

Понятно, что для всякого сообщества бюрократов нет поры благодатнее, чем пора чрезвычайная.

Фото: inAlmaty.kz

Причем, ключевое слово в данном случае — именно «демонстрация». Классический бюрократ прекрасно понимает, что «наверху» никто не ждет от него прорывных идей, креатива, действий на опережение. Это с одной стороны. А с другой, ему необходимо постоянно чем-то заниматься, демонстрировать деятельность. Иначе рано или поздно у начальства может возникнуть вопрос: а чем ты, дорогой, конкретно занят?

Понятно, что для всякого сообщества бюрократов нет поры благодатнее, чем пора чрезвычайная. Ибо самому мелкому столоначальнику эти золотые деньки дают не просто шанс «отметиться» наверху, но еще и ощутить себя любимого чуть ли не спасителем нации. Перед камерами и диктофонами эти персонажи (сегодня — непременно в масках!) усиленно изображают неизбывную усталость от свалившихся на них забот. Больше того, истинный чиновник проникается ощущением своей значимости настолько, что в конце концов сам начинает в это верить. С ним такое регулярно случается даже в «мирные» времена. А тут — битва с коронавирусом! Сам президент в одном из обращений к народу так и сказал: «на войне — как на войне».

...Сегодня уже можно говорить о победе если не во всей войне, то, по крайней мере, в ее решающей битве. Причем, в огромной степени благодаря выверенным и оперативным приказам и решениям Главнокомандующего в первые же дни «боевых» действий. И вот теперь, когда генералитету «армии победителей» остается осторожно «разминировать» поле боя, вдруг выясняется: господа генералы еще не навоевались...

Корона от вируса

Не успел Касым-Жомарт Токаев на заключительном заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению 11 мая объявить о завершении в стране режима ЧП, как главный государственный санитарный врач РК Айжан Есмагамбетова издала постановление о продлении на всей территории страны «режима карантина». Пространный документ с 17-ю Приложениями написан так, будто чрезвычайное положение не просто не отменили, но, наоборот — усилили. А ее алматинский коллега Жандарбек Бекшин по горячим следам издает свое предписание, повторяющее (местами дословно) республиканский «оригинал».

Оно, конечно, специалистам виднее. Но, тем не менее, вопрос о том, чем отмененное чрезвычайное положение отличается от продленного «чрезвычайного карантина», повис в воздухе. Да так повис, что кто-то из мажилисменов озвучил его министру нацэкономики Руслану Даленову. И получил ответ: мол, ждите подробных разъяснений в ближайшее время. За прошедшую с тех пор неделю никто народным избранникам ничего не растолковал. Зато в недрах интернета обнаружился приказ Минздрава, наделяющий санитарно-эпидемиологические службы правом самостоятельно вводить чрезвычайные меры, включая усиление карантина. При росте уровня эпидемии в отдельных регионах страны. Помнится, буквально в апреле президент анонсировал реформу медицинского ведомства — с усилением роли и полномочий главного санврача. Это едва ли не первый случай столь оперативного исполнения поручения главы государства. Если все высказанные Касым-Жомартом Кемелевичем пожелания начнут реализовывать с той же скоростью, то завтра мы с вами можем проснуться в другой стране!

Впрочем, не будем предугадывать будущее, отбирая хлеб у астрологов и политологов. Лучше попробуем разобраться в том, почему после преодоления сурового, но вполне устойчивого и выверенного, как взлетная полоса, ландшафта ЧП страна оказалась в карантинном болоте.

ЧК районного масштаба

Трудно сказать, когда мы окончательно победим вирус и вернемся, наконец, к «точке роста». По логике вещей, это возвращение должно было начаться прямо с понедельника, 11-го. Но установившаяся после двух чрезвычайных месяцев мобилизационная повестка «Чрезвычайного Карантина» пока остается актуальной для местных властей. Больше того, отдельные «фактики из практики» наводят на мысль о некоем «ЧП районного масштаба» (если кто помнит, на закате СССР появилась нашумевшая кинолента с таким названием). Так вот, намедни нашу редакцию посетили посланцы районного акимата, настойчиво интересовавшиеся наличием в офисе санитайзеров и прочей сангигиенической атрибутики. Все выглядело на первый взгляд логично: карантин никто не отменял. Вот только непонятно, где были эти визитеры в разгар эпидемии, когда наша редакция, пусть и не в полном составе, трудилась на своих рабочих местах? Может быть, стоит отправить мающихся от невостребованности «райкомовских» на блок-посты вокруг города? Там после ухода военных оставшиеся в одиночестве полисмены явно не справляются с километровыми очередями драйверов и пешеходов, дружною толпой ринувшихся в мегаполис после отмены ЧП. Но нет, не царское это дело! Куда интереснее шнырять по открывшимся офисам, мастерским да салонам красоты. На днях знакомая владелица одной «шаштаразки» пожаловалась: мол, мы открылись, как положено, стали стричь клиентов по записи, соблюдая все предписанные ограничения — так к нам явились «ревизоры» из райакимата, нашли к чему придраться и предложили «порешать вопросы»... за 20 тысяч тенге. В общем, знакомая предпочла опять закрыть свой бизнес до полной победы сил Добра... И таких случаев, судя по поступающим «вестям с полей», более чем достаточно.

Неужто и вправду ЧК не слаще ЧП?

Огонь по штабам

Тем временем мэрия Алматы увлечена «штабными маневрами». Читая сообщения в чате под названием «Инфоштаб г. Алматы», окончательно запутываешься в бесконечных пресс-релизах, многократно исправляемых и дополняемых. Когда и что откроется? Что уже открыто? Кому можно въезжать в город и кому нельзя? Кто имеет право получить 15 тысяч тенге возмещения коммунальных расходов, а кому об этом не стоит и мечтать? В общем, «разброд и шатание», как говаривал незабвенный Ильич...

Доходит порой до абсурда. Госкомиссия при президенте разрешила открыть для горожан скверы и парки, а в южной столице решили по-своему: здесь рекреационные зоны откроют только после 25 мая, когда гиганты штабной мысли разработают некие «правила» их посещения. Хотя чего уж тут мудрить — надевайте маски, соблюдайте социальную дистанцию да не собирайтесь больше трех. Всех-то дел!

Но формально-законное, нормативное всевластие санврачей, помноженное на «административный восторг» районных, городских, областных чиновников, рождает ту вязкую неопределенность, которая окончательно сбивает людей с толку. Частные детсады и ясли сначала как бы открываются, собирают подобающую оплату с истомившихся родителей. Но несколько дней спустя воспитатели обзванивают с облегчением выдохнувших мам и пап: «Мы снова закрыты, заберите детей!» Почему так? Да потому, что требования к работе садиков в условиях «мутирующего», словно сама зараза, карантина меняются едва ли не ежедневно. В продуктовых супермаркетах в конце рабочего дня действуют две кассы из пяти, а на вопрос «почему?» покупателям, вынужденным нарушать в образовавшихся плотных очередях обязательную социальную дистанцию, без тени смущения отвечают: «Это не мы придумали — так требуют условия Карантина!» А где сидят его неистребимые «бациллы», которые придумали закрывать «лишние» кассы после 17-ти и создавать толпу на ровном месте, повышая риск заражения — в акиматах или санинспекциях — Бог весть!..

И стоит ли выяснять? Крайних много, а виноватых нет. Есть только Он — великий и ужасный Карантин. Это Он не выпускает на линии в час «пик» достаточно автобусов, чтобы в соответствии с инструкцией санврачей пассажиры заполняли только сидячие места. Это Он создает заторы на блок-постах, постоянно меняя правила выезда на дачи — под диктовку то санврачей, то полиции, то акиматов. Это Он то открывает, то закрывает детсады, рассылая их руководству исправленные и дополненные условия работы. А бюрократы всех уровней вроде как не при делах — знай себе заседают-совещаются в своих «оперативных штабах», множа бесконечными решениями-постановлениями ностальгию обывателя по... вчерашней «чрезвычайщине».

Они в поле не воины?

Нет, в самом деле, жизнь в режиме ЧП была суровее, но как-то понятнее и продуманнее: мы знали, что можно, а чего никак нельзя. Причем, диктовались, трактовались и объяснялись жесткие «правила игры» лично главой государства, и уже поэтому никак не подлежали вольному «толкованию» на местах.

И вот теперь, когда самое время послать измотанным сидением взаперти людям ясный и понятный месседж, когда и как они вернутся к нормальной, привычной жизни, выясняется: «штабс-капитаны» по определению на такое не способны. Они умеют только ждать приказов Верховного да надувать щеки, рапортуя об их исполнении.

С таким «воинством» вопрос «есть ли жизнь после карантина?» уже не кажется риторическим. С учетом неутешительных прогнозов о стойкости и цикличности глобальной заразы как бы не пришлось нам еще долго существовать в условиях тотальной (тоталитарной?) чиновничьей «вирусократии»...

И как-то совсем не удивляют посты в соцсетях: ЧП, дескать, отменили, чтоб не платить в третий раз пресловутые 42 500. В остальном — все по-прежнему: вирус есть, но вы держитесь. Судя по окружающей нас «нормативно-правовой» реальности, в этой «шутке» есть только доля шутки.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz