Казахстан
+9°
Boom metrics
Сегодня:
Политика2 июня 2020 18:05

Человек — это звучит дорого

Президент Токаев очень часто и обстоятельно говорит о «человеческом капитале» [газетная статья]
Виктор ВЕРК
Уровень качества человеческого капитала напрямую связан с финансированием образования.

Уровень качества человеческого капитала напрямую связан с финансированием образования.

Это всеобъемлющее понятие, введенное в международный обиход еще в 1958 году американским экономистом Джейкобом Минсером, для Казахстана давно не в новинку.

Но только сейчас, пожалуй, ему стали уделять в нашей стране достойное и действительно заинтересованное внимание. И это совершенно не случайно: в последние годы страна теряет позиции в рейтинге по индексу человеческого развития (ИЧР). Притом, что Всемирный банк, специалисты которого проводят изучение качества человеческого капитала в более чем 150 странах, в 2017 году поставили Казахстан на самое высокое для нас 31-е место по ИЧР среди 157 государств мира. Однако многие отечественные эксперты опасаются, что мы можем не удержаться на этих международных высотах. И все из-за недостаточного финансирования системы развития человеческого капитала, говорят они. Если не увеличить его, то уже в ближайшей перспективе страна рискует потерять до 25 процентов национального дохода. А уровень качества человеческого капитала напрямую связан с финансированием образования. Достигнув пика (272,5 млрд. тенге) в 2017 году, инвестиции в знания в последнее время неуклонно снижаются.

Вот почему, к удивлению многих, первое после отмены ЧП и смягчения карантина заседание подзабытого уже Национального совета общественного доверия (НСОД) решено было посвятить человеческому капиталу в целом и образованию — в частности.

— Казахстан серьезно отстает от развитых стран по результатам международной оценки уровня знаний наших учащихся, — задал тон разговору Касым-Жомарт Токаев в начале своего выступления перед членами НСОД. — Можно привести множество объяснений подобного отставания. Но основная причина — в недостаточности выделяемых на образование средств, а также в отсутствии системности и продуманности реформ в этой исключительно важной сфере.

Образование должно быть образованным

Спору нет, диагноз поставлен точно. И вопрос теперь в том, как лечить болезнь. На днях автору этих строк довелось пообщаться с одним из тех, кто готов выступить в роли «сталкера» отечественной системы образования. Асан Нугманов — успешный предприниматель, который еще в 90-е годы освоил рекрутинговый бизнес, создав, по его собственному признанию, «буквально на коленке» первое в Казахстане кад-ровое агентство.

Асан Нугманов.

Асан Нугманов.

— В свое время я вместе с доктором Чан Йан Бэнгом участвовал в становлении КИМЭП — первого вуза, организованного по лучшим международным стандартам, — вспоминал Асан Нугманов. — За свой счет съездил в США и привез оттуда щедрый дар американских научных кругов — два огромных контейнера учебной и научной литературы. Но сегодня благодаря Елбасы у казахстанского образования есть собственный безусловный лидер международного уровня — система Назарбаев интеллектуальных школ. И — в качестве «вишенки на торте» — Назарбаев университет. Свою главную задачу я вижу в том, чтобы «клонировать» эту систему, растиражировав НИШ (а в идеале и НУ) по регионам страны. Это и станет «стартером» качественно нового этапа развития образования и человеческого капитала — о чем и говорил президент на Нацсовете.

А Касым-Жомарт Токаев поставил несколько принципиально важных задач «на вырост»: например, сокращение разрыва в качестве и уровне знаний между городскими и сельскими школярами. Сегодня, по результатам проводимого раз в три года теста PISA, этот разрыв в Казахстане составляет полтора года.

В свою очередь Нугманов уверяет: у него есть ключ к решению этой проблемы. По словам бизнесмена, он готов взять в управление пединституты по всей стране — от Атырау до Алматы — и готовить в них учителей «нового типа», которые будут работать в школах, построенных по всей стране «фактически по франшизе НИШ». Как выясняется, предприниматель писал об этом главе государства спустя каких-нибудь две недели после президентских выборов.

Из прошлогоднего письма Асана Нугманова Касым-Жомарту Токаеву:

«Недавно я сам выступил с инициативой в рамках ГЧП начать строительство пяти школ в Атырау, но не просто школ — а фактически по франшизе Назарбаевских, которые, по общему мнению, действительно характеризуются отсутствием коррупции и высоким уровнем подготовки учащихся. Именно эти школы теперь должны выступить своего рода «magnetschools» в каж-дом областном центре. Такая инициатива даст нам чуть менее 100 школ и около 250 000 учеников через 5 лет».

Накопление капитала

Планы, прямо скажем, наполеоновские. Если их удастся воплотить хотя бы частично, то уже в 2025 году Казахстан получит совершенно новую систему образования, способную поднять качество человеческого капитала на невиданные прежде высоты. Однако проблема в том, сможет ли государство обеспечить востребованность выпускаемых «клонированными» НИШ и — в идеале — НУ кадров новой формации. У нас перед глазами — неоднозначный опыт другого амбициозного проекта — программы «Болашак». За четверть века существования этого проекта, который начинался с размахом, заставляющим вспомнить Петра Первого, государство присудило 13,2 тысячи стипендий на обучение в трех десятках вузов по всему миру и получило 10,4 тысячи выпускников. Большинство из них, вернувшись на родину, осели где-то в недрах государственного аппарата и квазигоссектора. Но их вклад в развитие страны не слишком заметен. По словам того же Асана Нугманова, он не смог бы назвать более пяти болашаковцев, превосходящих по знаниям и компетенциям «обычных» выпускников казахстанских или российских вузов. И с этим, надо признать, трудно не согласиться.

Не случайно президент в своей речи перед Нацсоветом позволил себе такой довольно эмоциональный пассаж: «Я призываю искать новые таланты. Я призываю искать людей профессионально подготовленных, патриотично настроенных, с тем чтобы мы могли использовать их таланты в системе государственной власти.

Сейчас мы говорим о том, что будем реформировать государственную службу, создавать государственный аппарат качественно нового уровня, и, конечно же, нам понадобятся для этого новые люди».

И тут возникают, как минимум, два вопроса. Первый: если на подготовку всего десятка тысяч специалистов за рубежом ушло целых 25 лет, то не придется ли завтра слать за моря новый «десант» и ждать еще четверть века? И вопрос второй: кто ответит за весьма внушительные суммы в иностранной валюте, потраченные государством на незадачливых «вагантов»?

Есть, конечно, еще один вариант поиска и привлечения новых высококвалифицированных, компетентных людей — пригласить «варягов». Именно такую плодотворную дебютную идею высказал «Комсомолке» все тот же новатор образования Асан Нугманов. Он ответственно заверяет, что легко может найти кандидатов на любые государственные должности — включая министров и акимов с заморской «пропиской»: «Разумеется, их содержание придется оговаривать особо и конфиденциально, числиться они будут в штате наших частных компаний. Зато могу гарантировать, что не будет ни у кого вопросов по поводу их профпригодности».

Конечно, такое «ноу-хау» многим может показаться чистой воды экзотикой. Хотя, с другой стороны, у страны совсем нет времени на «раскачку» очередной реформы образования и ожидания, когда она даст кадры, которые «решат все». Human capital, как, впрочем, и любой другой, быстро получится только растранжирить...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz