Казахстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Общество10 июня 2020 3:30

Баян ТУЯКБАЕВА: «Городище Туркестан — это святыня, а не развлекательный центр»

В сентябре 2018 года Туркестан — один из древнейших казахстанских городов с многовековой историей — был объявлен «культурно-духовным центром тюркского мира» [газетная статья]
Яссы-Шавгар-Туркестан — единственный сегодня целостно сохранившийся древний город, возникший на основе культово-погребальных комплексов — «Астана».

Яссы-Шавгар-Туркестан — единственный сегодня целостно сохранившийся древний город, возникший на основе культово-погребальных комплексов — «Астана».

Одновременно был принят Генплан развития города, согласно которому намечена кардинальная реконструкция этого древнейшего исторического центра страны. Это на первый взгляд благое дело вызвало, тем не менее, неоднозначную реакцию среди специалистов в области истории и археологии. А некоторые, в частности, директор Научно-производственного центра историко-культурного наследия, заслуженный архитектор РК, член-корреспондент Международной академии архитектуры стран Востока Баян Туякбаева, подвергли этот масштабный проект серьезной критике.

— Баян Туматаевна, как проходит реставрация нашего великого культурного наследия?

— К сожалению, вынуждена начать наш разговор с рассказа о той вакханалии, что творится на священной земле Туркестана, где находится памятник Всемирного наследия — ханака (суфийская обитель) Ходжи Ахмеда Яссави, включающая и мавзолей шейха. Эта тема особенно болезненна для меня, поскольку изучением и сохранением культурного наследия Казахстана я занимаюсь более 50 лет. В том числе — с 1968 по 1995 г. — непосредственно исследовательскими и реставрационными работами на комплексе Ходжи Ахмеда Яссави и на других памятниках Древнего Туркестана. В эти же годы были проведены комплексные исследования исторического ядра Туркестана, разработаны проекты регенерации его застройки. Эти проекты были утверждены правительством и президентом РК, одобрены научной общественностью и экспертами ЮНЕСКО. Однако реализация их так и не состоялась, поскольку поступившие в 1993 г. на этот памятник инвестиции в объеме 25 млн. долларов США «вскружили голову» тогдашнему руководству Минкультуры РК. По его инициативе был спешно ликвидирован госорган по охране памятников — Департамент историко-культурного наследия МК РК, отвечавший за 44 охранно-реставрационных учреждения. Формально созданные впоследствии охранно-реставрационные службы не занимались реализацией вышеназванных проектов, и даже начатые работы по восстановлению мавзолеев казахских ханов так и не были завершены. Все, что сегодня демонстрируется в Туркестане, в том числе музей, было сделано до 1995 года.

Директор Научно-производственного центра историко-культурного наследия, заслуженный архитектор РК, Баян Туякбаева.

Директор Научно-производственного центра историко-культурного наследия, заслуженный архитектор РК, Баян Туякбаева.

И вот, 23 года спустя, на этой «исторической пустоши» появляется проект Генерального плана развития г. Туркестана как «культурно-духовного центра тюркского мира» — без всяких исторических и этнокультурных обоснований. В октябре 2018 г. из канцелярии тогда еще 1-го вице-премьера РК г-на Мамина мне как члену конкурсной комиссии «на визу» были направлены протокол заседания и проект Генплана г. Туркестана. Ознакомившись с ними, я убедилась, что ни один из предложенных объектов Генплана не только не соответствует международным нормам и правилам, Закону РК «Об охране и использовании культурного наследия», но даже Закону «Об архитектурной, строительной и градостроительной деятельности». Об этой проблеме я писала президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, Первому Президенту Нурсултану Назарбаеву, акиму Туркестанской области Умирзаку Шукееву...

На мой взгляд, все, что происходит сейчас в Туркестане, — это результат деградации госорганов, чьей функцией является охрана памятников, допустивших к реализации проект, оскверняющий национальную святыню, являвшуюся на протяжении двух тысячелетий сакральным центром народов Евразии. Известно, что мир всегда делился на две глобальные цивилизации: оседло-земледельческую и кочевую, а Яссы-Шавгар-Туркестан — единственный сегодня целостно сохранившийся древний город, возникший на основе культово-погребальных комплексов — «Астана». Государственное устройство кочевого общества было построено на иерархической системе, где властитель являлся посланником Бога на земле, а его могила служила связующим звеном между божественным и земным мирами. Именно поэтому такие погребальные комплексы одновременно выполняли роль административных центров кочевого мира — в отличие от городов оседло-земледельческих культур, которые возникали на базе природных и материальных ресурсов. При этом надо понимать, что история городов Присырдарьинского оазиса, в том числе Туркестана, восходит к глубокой древности — I тысячелетию до н.э. — и связана с глобальными цивилизационными процессами взаимодействия оседло-земледельческой и кочевой культур. Здесь, на Сырдарье — границе двух миров — обитали племена индоиранской культурно-исторической общности: саки, юэчжи, кангюи, дахи, албан, усунь, потомки которых и сегодня составляют значительную часть казахского народа.

Обитель душ усопших

— А чем именно вас не устраивает нынешняя реконструкция?

— Происходит бурное строительство новых объектов, доминирующих над всей исторической зоной, таких, как амфитеатр, драмтеатр, Дворец бракосочетания, гостиницы и т.д. Активно меняется существующий рельеф, уничтожаются культурные слои города, формировавшиеся в течение двух тысячелетий. Например, создается «сад скульптур» тюрко-монгольских каганов и нойонов с фонтанами и бассейнами, восточный базар с киосками и мастерскими, высаживаются экзотические садово-парковые деревья, кусты и цветники, характерные на Востоке для дворцов, гаремов и других увеселительных заведений, прокладываются каналы с лодочными аттракционами, каменными мостами и даже пляжи с пирсами. Планируется установить множество юрт, а через некрополь казахских ханов к ханаке Ахмеда Яссави будет проложена пешеходная аллея. Никогда ничего подобного там не было. Поймите, эти мавзолеи — обители душ усопших — «Арвах» строились перед «вратами в рай» — порталом ханаки Ахмеда Яссави, на освященной территории и обязательно должны быть в замкнутом пространстве. Масса чуждых по функции и форме элементов «благоустройства», диссонирующих с окружающей средой, искажает историческую действительность и отвлекает паломников от познания духовного мира.

Все это обнаруживает полную некомпетентность авторов генплана в вопросах сохранения и преемственного развития этнокультурных традиций народов, населявших Присырдарьинский регион и не входивших в состав Тюркского каганата или Монгольской империи. Свидетельствует об отсутствии у них элементарных знаний и опыта в сфере градостроительства, поскольку проект разрушает архитектурно-пространственную среду и исторический ландшафт. Авторы элементарно не понимают сущность и значение этого уникального памятника градостроительного искусства Казахстана.

Грех невежества

— А что не так с амфитеатром, юртами или памятниками?

— Прежде всего, амфитеатр, предназначенный для проведения концертов и иных массовых мероприятий, строится в сакральной исторической зоне, включающей ханаку (обитель суфиев) Ходжи Ахмеда Яссави и мавзолеи казахских ханов: Тауке, Есима, Жангира и Абылая. Трибуны этого подковообразного сооружения площадью 80 на 50 м возвышаются до 34 м в высоту. Чтобы максимально приблизить это грохочущее музыкально-зрелищное учреждение к могилам предков, была снесена историческая застройка XIX в., органично маркировавшая этапы развития Туркестана и, в том числе, свидетельствовавшая об освобождении русскими войсками столицы Казахского ханства от кокандских захватчиков.

Интересно, посмел бы кто-нибудь в Ватикане или в Мекке соорудить, например, такой же «эстрадно-цирковой» комплекс или же копию здания Театра оперы в Сиднее, использовав его под музей суфийского шейха? А у нас можно! Не учитывается этнокультурная и научная значимость этого памятника мирового значения. В том числе, его духовно-нравственное предназначение, поскольку с первых веков нашей эры в Яссы, а затем и в Туркестан устремлялись паломники с целью причаститься к святыне, познать духовный мир. А теперь проект решает сугубо утилитарные задачи и предлагает, грубо говоря, лишь «плотские утехи», оскверняющие эту святую землю. Я считаю, обязательно должно сохраниться духовное значение этого места, это — святыня, а не развлекательный центр!

Мы также против возведения торговых рядов и юрточного городка с мастерскими и организации в них этно-культурных центров, поскольку юрты изначально — атрибут сугубо женского жилища, а мужские ставки были в виде шатров. Торговый центр с караван-сараями и ремесленными мастерскими располагался у юго-западных ворот средневековой части города, и именно его необходимо восстановить. Что касается этнокультурных центров, то они были предусмотрены нами в восстанавливаемой квартальной застройке.

А вместо строительства «подземной мечети», противоречащей мусульманским правилам и практике, логичнее восстановить 40 квартальных мечетей, известных по археологическим и графическим материалам. Молитвы к Аллаху должны быть обращены к его обители — небу, поэтому первые мечети представляли собой открытый двор со стеной и встроенным в него михрабом, обращенным на Мекку. Позже «небосвод» в мечетях был заменен куполом. Идея же «подземной мечети» связана с «хильветом», сооружавшимся вокруг подземного «гара» — крошечной комнатки, где Ахмед Яссави по достижении 61 года — возраста Пророка — спускался под землю для общения с душами усопших. Эта традиция была привнесена в Туркестан последователями имама Шафии из Палестины, воспринявшими ее от манихеев.

Апогеем исторического беспамятства и духовной безнравственности является проект установки монументов тюрко-монгольским каганам и нойонам, осуществлявшим набеги на непокорившиеся сырдарьинские города. Всем известен факт сожжения в 1213 г. чагатаидами Отрара, а в 1388 г. золотоордынский хан Тохтамыш разрушил первоначальный мавзолей Ахмеда Яссави и другие суфийские постройки. Став мстителем за святотатство, эмир Тимур пошел войной на Золотую Орду, разрушил их ставку Сарай Берке на Волге и на захваченные трофеи построил в Яссах над могилой шейха величественную ханаку, которая сохранилась до нашего времени. Строительство монументов противоречит и канонам ислама, запрещающим изображать живые существа. В цивилизованном обществе вряд ли можно допустить мысль о возведении монументов завоевателям.

Самое ужасное, что уничтожаются, в основном, памятники древнего периода, являющиеся ключевыми для изучения процессов интеграции культур и взаимодействия народов Евразии. Например, в Алматы из 184 памятников археологии за последние годы уничтожено 56 древних поселений и более 60 курганных комплексов. Воистину теперь понимаешь, что Сократ был прав, когда сказал: «Самый великий грех — это невежество».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz