Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Здоровье24 июня 2020 3:45

Зона пандемии: о чем молчат доктора?

Насколько сложна ситуация с коронавирусом на текущий момент [газетная статья]
Ирина МИШУРА
Почему врачи-инфекционисты, стоящие в первых рядах борьбы за здоровье населения и лучше всех знакомые с реальным положением дел, отказываются ее комментировать?

Почему врачи-инфекционисты, стоящие в первых рядах борьбы за здоровье населения и лучше всех знакомые с реальным положением дел, отказываются ее комментировать?

И почему врачи-инфекционисты, стоящие в первых рядах борьбы за здоровье населения и лучше всех знакомые с реальным положением дел, отказываются ее комментировать?

Ушли в глухую оборону

Надо быть слепоглухонемым, чтобы не видеть и не слышать то обилие суждений по коронавирусной тематике, которое на фоне обострения эпидситуации «обрело второе дыхание» среди казахстанцев. Здесь и жалобы на провалы в работе системы здравоохранения, и критика предпринятых властями мер, и бесконечные теории заговора. Бонусом ­ очередная волна бунта антипрививочников, по непонятным причинам поднявшаяся на фоне бушующей заразы. Как раз той заразы, от которой пока нет прививки.

Впрочем, пока одни прикидывают в соцсетях уровень опасности, другие и в ус не дуют. Нет, мол, никакой «короны», а если и есть, то проще целой страной взять и переболеть ею. В ответ на многочисленные напоминания других комментаторов о том, что случаи все чаще бывают летальными, подобные граждане и вовсе удивляют своим цинизмом: «А как вы хотели? Это же естественный отбор!».

Хлебнув полярных обывательских мнений, мы решили обратиться за пояснениями к лицам, более компетентным в этих вопросах, — инфекционистам. И здесь нас ждал неприятный сюрприз. Первый же специалист заявил следующее: «Я не даю интервью. Все вопросы — через пресс-службу Управления общественного здоровья».

Не более словоохотливыми оказались и другие представители медицинского сообщества. Одна из врачей свой отказ идти на диалог мотивировала тем, что она «неофициальное лицо» и «обстановка для этого слишком сложная».

Получить ответ — и то, с большим трудом — удалось лишь на вопрос о мерах, принимаемых «белыми халатами» в отношении бессимптомных носителей.

— По новому протоколу тех, у кого выявляется коронавирус, но симптомов нет, не госпитализируют — они находятся на самоизоляции в домашних условиях, — рассказали нам, проигнорировав при этом вопросы о заразности таких людей и их опасности для ближайшего окружения.

Невзирая на лица

Получив «квалифицированный» отказ в комментариях, мы занялись поисками заявлений тех самых официальных лиц, на которых принято ссылаться в любой неопределенной ситуации. Правда, сейчас при одном воспоминании о чиновниках на ум приходят даже не их выступления, а сообщения СМИ об очередном заболевшем во властных кругах.

«Первым предупреждением» для народа послужила весть о том, что коронавирусного натиска не выдержал даже пресс-секретарь президента Берик Уали. Об этом он сообщил на странице в Фейсбуке.

— Состояние удовлетворительное, — успокоил Берик Уали. Он уточнил, что президент продолжит работу в соответствии с графиком, потому что «его здоровью ничто не угрожает, глава государства регулярно проходит тестирования». В довершение пресс-секретарь призвал всех строго соблюдать режим карантина и профилактические меры ради собственного здоровья и благополучия родных и близких.

Следом за ним граждан ошарашил глава Министерства здравоохранения Елжан Биртанов. Получившего положительный тест на COVID-19 чиновника госпитализировали в минувшее воскресенье.

— Друзья, к сожалению, вынужден сообщить неприятную новость о том, что мой последний тест на коронавирус показал положительный результат. К сожалению, это не бессимптомная форма, поэтому я госпитализирован в инфекционный госпиталь, — поделился он информацией с подписчиками на своей странице в Фейсбуке.

В своем посте заболевший министр также отметил, что коварная зараза, несмотря на регулярно предпринимаемые меры предосторожности, все-таки его настигла.

— Особенно это касается тех, кто работает, не может работать удаленно. В последние дни в ряде регионов наблюдается прирост заболевших, в том числе среди предпринимателей, работников предприятий, медиков, государственных служащих, работников СМИ. Многие наши граждане сейчас интенсивно работают для решения проблем, связанных с последствиями глобального кризиса и пандемии в Казахстане. Зачастую нам требуются личные встречи, выезды по регионам, поэтому мы более подвержены риску заражения COVID-19, — написал Биртанов в социальных сетях и подытожил свое карантинное послание тем, что в очередной раз попросил казахстанцев соблюдать рекомендации по профилактике.

Сразу после этого инцидента контактировавшие с Елжаном Биртановым коллеги начали массово уходить на самоизоляцию, хоть результаты их тестирований и были отрицательными. Первым отправился на карантин премьер-министр РК Аскар Мамин, за ним — министр образования и науки Асхат Аймагамбетов и аким Жамбылской области Бердибек Сапарбаев.

Окончательный удар по нервам любителей почитать последние новости нанесла весть о заражении Нурсултана Назарбаева. Судя по официальной информации, инфекция у Елбасы протекает в бессимптомной форме.

— За эти дни Нурсултан Абишевич уже провел несколько телефонных разговоров с лидерами дружественных стран. В целом используются современные инструменты коммуникаций, видеоконференц-связь, правительственная специальная связь, — рассказал агентству Tengrinews пресс-секретарь бывшего главы республики Айдос Укибай.

Вирус паники

Вместе с тем, карантинные меры по всему Казахстану только ужесточаются. В регионах вновь установлены ограничения на время работы торговых объектов, временно закрыты банкетные залы, бильярдные, боулинги, компьютерные центры, букмекерские конторы. Проведение каких-либо торжеств также категорически запрещено.

Но это еще не самое главное. Многие люди, столкнувшиеся с коронавирусом лично, сообщают о том, что в больницы сейчас забирают только в крайнем случае, потому что мест попросту не хватает. И дело даже не в разделении на бессимптомных носителей и пациентов, которым действительно нужна квалифицированная помощь.

— Все-таки я заболела COVID-19, будучи контактной и имея отрицательный ПЦР. Сегодня — температура, головная боль и ломота во всем теле. Но самое страшное, что «скорая» не принимает с «ковидом». Сказали, что все больницы переполнены, и «скорая» не приедет, — пожаловалась в соцсетях наша соотечественница. И как становится ясно из дальнейшего ее повествования — врач по профессии...

— Ситуация на самом деле очень серьезная. Больных очень много, все клиники переполнены. Медицинских кадров не хватает. Вопрос вот в чем. За риск заразиться коронавирусом медперсонал получает надбавки, согласен. Но никто из нас не хочет принести эту заразу домой! Управление здравоохранения почему не организует карантинные гостиницы для медицинского персонала? Я боюсь за своих родных и часто задумываюсь: может, мне не выходить на работу? Везде рапортуют, что у нас все хорошо. Но ведь это не так. Почему не объявить режим ЧП в системе здравоохранения? И использовать резервы частных клиник. У них хорошие томографы, КТ, МРТ. Ведь это вопрос выживания общества! Нужны кислородные аппараты в каждом отделении, в каждой палате, а не только в реанимации. Может, я слишком эмоционален, но я устал, истощен, и нет желания идти на работу, — вторит ей столичный коллега. Актуальными вопросами доктор решил поделиться с потенциальными пациентами через сообщество «Астана — Что? Где? Когда?» в Фейсбуке.

Похоже, сдали нервы и у главного инфекциониста Управления здравоохранения Нур-Султана Сауле Атыгаевой. Во время интервью телеканалу «Хабар» доктор расплакалась.

— Я вижу тяжелых больных, больных, которые задыхаются, им не хватает кислорода. Я 28 лет работала, такого ужаса в жизни не видела. Как при тебе человек умирает. Очень много умирает людей. Только из-за того, что не думают ни о чем. Вышли на улицы, ходят в гости, заражают друг друга. Это тяжело. Зайдите в карантинную зону. Там другая жизнь. Совершенно другая. И она страшная. Это очень тяжело, поверьте. Мы все на антидепрессантах сидим. Иначе не можем. Четыре месяца в таком режиме — это настоящий ад, — вытирая слезы, призналась она съемочной группе.

Невзирая на эмоциональные выпады товарищей по несчастью, подавляющее большинство чиновников от медицины и действующих врачей все еще не готово признавать реальные масштабы проблемы. По крайней мере, «для печати». Вторые все время оглядываются на мнение первых, а первые, в свою очередь, выступают с официальными докладами, согласно которым всего в нашей стране хватает. А если чего-то «кое-где у нас порой» и не хватает, так это — «временные трудности...». Исключения, вроде откровенно уставшего разрыдавшегося врача, редки.

И пока самые компетентные лица боятся напугать народ резкими заявлениями, рядовые граждане, которым постоянно что-то недоговаривают, пугаются еще больше. А страх несет с собой новую волну домыслов и параноидальных настроений в обществе. Что немногим лучше коронавируса...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz