Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
Политика1 июля 2020 3:30

Не слыть, а быть

Интервью Касым-Жомарта Токаева популярной и влиятельной в среде казахскоязычной интеллигенции газете «Аnа tili» («Родная речь») показательно несколькими месседжами, адресованными не только «домашней» аудитории, но и внешнему миру [газетная статья]
Виктор ВЕРК
Правда, будучи опытным дипломатом, президент не стал перечислять недоброжелателей «поименно».

Правда, будучи опытным дипломатом, президент не стал перечислять недоброжелателей «поименно».

Пожалуй, впервые с момента назначения на высший пост 20 марта прошлого года новый президент страны озвучил табуированный прежде тезис: поступательному развитию Казахстана рады далеко не все в окружающем наше молодое государство неоднородном и противоречивом мире. Правда, будучи опытным дипломатом, президент не стал перечислять недоброжелателей «поименно». Но некоторые уже попытались сделать это за него.

Дружим со всеми в своих интересах

К примеру, азербайджанский интернет-портал Minval пишет: «...с Китаем у Казахстана весьма тесные экономические связи. Однако в апреле нынешнего года пекинское издание Sohu опубликовало статью с «говорящим» названием «Почему Казахстан стремится вернуться в Китай». По мнению интернет-издания, Казахстан «исторически» принадлежит Китаю, а жители центральноазиатской республики имеют «смешанное ханьское происхождение». Далее азербайджанские коллеги «тонко» намекают на роль разменной монеты в геополитической игре между Москвой и Пекином, которую играет Нур-Султан: «Логично предположить, «противовесом» далеко не благожелательного «китайского внимания» могла бы стать Россия. Внешне, конечно, у Москвы и Пекина более чем тесные и близкие отношения. Буквально накануне китайские военнослужащие торжественно маршировали по Красной площади в Москве на параде в честь 75-летия Победы над Германией во Второй мировой войне. Но это не значит, что в Кремле и на Смоленской площади с радостью отдадут на откуп Пекину Казахстан».

Возможно, именно в пику таким «доброжелательным» мнениям президент Токаев ясно дает понять: Казахстан готов дружить со всеми до тех пор, пока это отвечает его национальным интересам. В качестве примера такого подхода он привел свой отказ подписать Стратегию развития ЕАЭС до 2025 года. «Именно поэтому на саммите ЕАЭС 19 мая я заявил, что интеграция будет поддерживаться нами до того момента, пока она не наносит ущерба суверенитету Казахстана», — подчеркнул в интервью глава государства.

Язык как социальный лифт

Но больше всего внимания президент Токаев уделил казахскому языку и отношению самих казахов к этому весьма актуальному и болезненному для всей нации вопросу. И здесь, надо сказать, глава государства позволил себе довольно жесткую риторику. Во-первых, он призвал перестать «лить слезы» по поводу «ущемленности» государственного языка.

«Постоянные стенания по поводу ущербного состояния государственного языка вызывают недоумение за рубежом, особенно в центральноазиатских государствах. Это тот случай, когда нужно меньше говорить, больше делать. В противном случае в глазах международного сообщества мы будем выглядеть ущербной нацией», — категорично заявил президент. И тут же добавил сторонникам дальнейшего пребывания Казахстана в орбите так называемого «русского мира» пищи для размышлений: «При назначении на государственные должности, особенно сопряженные с общественными коммуникациями, предпочтение отдавать тем, кто наряду с профессиональными качествами хорошо владеет казахским языком. Госслужащие, не умеющие вести дискуссию и диалог на государственном языке в парламенте или на пресс-конференциях, должны стать анахронизмом». Этот недвусмысленный посыл наверняка вызовет оживленную реакцию по ту сторону нашей северной границы...

Собственно говоря, она уже последовала. Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Российского Института стран СНГ Андрей Грозин (еще недавно, между прочим, большой поклонник Казахстана и «записной эксперт» по нашим внешним и внутренним делам) без обиняков связал эти слова Касым-Жомарта Токаева с «последними высказываниями российского президента о «подарках», которые прихватили союзные республики в виде территорий, когда уходили из разваливающегося СССР». При этом российский аналитик предпочел «не заметить» вторую часть высказывания казахстанского президента, призвавшего «поддерживать и поощрять представителей других этносов, хорошо владеющих казахским языком. Избирать их в парламент и представительные органы, назначать на высокие посты в системе государственной службы, отмечать государственными наградами. Такие люди помогут поднять казахский язык до уровня языка межнационального общения». Мысль очень даже здравая, способная сделать изучение государственного языка эффективным социальным лифтом для так называемых «нетитульных» граждан нашей страны. Тем более, что примеры, доказывающие работоспособность такого лифта, в Казахстане имеются — пусть пока и немногочисленные. Один из них — вице-премьер РК Роман Скляр, свободно говорящий по-казахски.

Теперь предстоит самое трудное — возвести подобные исключения в универсальное правило. В самом деле, при всей полиэтничности того же американского истеблишмента трудно представить тамошних министров или конгрессменов (да и обычных граждан) с испанскими, итальянскими, немецкими или французскими корнями, не владеющих английским. Тем не менее, Андрей Грозин делает из интервью Касым-Жомарта Токаева крайне сомнительный вывод: казахский язык является «фильтром», который отсеивает в госструктурах русских, и «никто этот фильтр отменять не будет, пока существует казахская государственность в том виде, в каком она сейчас существует». По его мнению, «постепенно в республике накапливается разность потенциалов, которая при неблагоприятном стечении обстоятельств может привести к трагическим событиям, как в соседней Киргизии летом 2010 года (эксперт-«многостаночник» намекает на столкновения между киргизами и узбеками в городе Ош. — Прим. авт.)».

При этом вновь создается впечатление, мягко говоря, избирательного прочтения г-ном Грозиным того, о чем на самом деле говорил президент Токаев. Вот еще одна цитата из его интервью «Ana tili»: «Лобовая атака с целью повышения статуса государственного языка и насильственного расширения ареала его применения контрпродуктивна, поскольку может спровоцировать дестабилизацию межнациональных отношений. Кроме того, нам следует учитывать геополитический фон, в котором особняком стоит самая протяженная в мире сухопутная граница с Россией. География — это тоже важный фактор геополитики».

«Кара создер» Токаева

Вообще, ошибочно видеть в этом интервью главы Казахстана исключительно «наш ответ Чемберлену». Лейтмотив — обоснованное беспокойство и забота о будущем страны. О ее роли и месте в окружающем мире. И здесь Касым-Жомарт Кемелевич тоже не особо «дипломатничает». Тем самым в который раз подтверждая репутацию политика, не боящегося говорить обществу нелицеприятные истины. И если внимательно читать текст интервью, то аллюзии с главным трудом Абая — «Слова назидания» — не выглядят натяжкой.

Вот что говорит президент своему народу о том же повышении роли казахского языка: «Хорошим примером может послужить опыт Узбекистана. С присущими узбекам тактом и учтивостью, не делая громких заявлений, они полностью решили языковую проблему, охотно прибегая и к русскому языку, когда в этом есть необходимость. К моему удивлению, в госорганах Узбекистана до сих пор используется русский язык, в этом весь прагматизм этого народа. И так было на протяжении всей их истории. Избегая политизации общественных взаимоотношений, отдавая предпочтение труду и торговле, узбеки из немногочисленного народа в начале ХХ века сумели стать самым крупным этносом в Центральной Азии. Поэтому пророческие слова великого Абая об узбекском народе не теряют актуальности и в нашу технологическую эпоху. Эта страна сейчас не митингует, а занимается созиданием».

А вот — слово об узбеках великого казахского просветителя: «В детстве мне приходилось слышать, как казахи смеялись над узбеками: «Ах вы, сарты широкополые, камыш издалека носите, чтобы крыши покрыть, при встрече лебезите, а за спиной друг друга браните, каждого куста пугаетесь, трещите без умолку, за что и прозвали-то вас сарт-сурт»... Теперь вижу — нет такого растения, которое бы не вырастил сарт, нет такого края, где бы не побывал торговец-сарт, нет такой вещи, которую бы он не смастерил. Живут миряне в ладу, вражды не ищут. Пока не было русских купцов, сарты доставляли казахам одежду для живых и саван для умерших, скупали гуртами скот, который отец с сыном между собой поделить не могли. Теперь, при русских, сарты раньше других переняли новшества. И знатные баи, и грамотные муллы, и мастерство, и роскошь, и учтивость — все есть у сартов». При всем внешнем несходстве перекличка смыслов видна невооруженным взглядом.

Совершенно по-абаевски говорит президент и о пользе трудолюбия, о необходимости культивировать в обществе уважение к человеку труда: «К сожалению, среди нас немало и тех, кто скептически относится к созидательному труду. Меня это не может не огорчать. Мы должны в корне пересмотреть отношение общества к труженикам. Каждый труд должен быть в почете... Сейчас не время восхищаться традициями проведения тоев в духе поговорки «Той тойға ұлассын». В технологическую эру мы должны оставить в прошлом праздные разговоры, самовосхваление. Даже в нынешнее время угрожающей миру пандемии некоторые граждане в своих письмах просят меня разрешить проведение тоев. Наступила эпоха самовыживания государств, и труд как образ жизни должен выходить на передний план. Время тоев уходит. Наступает время разума, науки, знаний, труда». А вот, пожалуй, самое «черное» из всех «кара создер» президента: «Я с горечью скажу, что мы, казахи, в этом чрезвычайно сложном мире, в конце концов, никому не нужны. Мы нужны только нашему государству. Мы никогда не должны забывать этот простой принцип».

Что ж, все правильно: кто-то должен был донести обществу эту горькую правду. Хотя, если честно, это стоило сделать гораздо раньше...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz