Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
Общество1 июля 2020 3:45

Как я провел лето...

В прошлый раз я рассказывал, как проводили лето советские студенты в строительных отрядах. Однако поработать в свои каникулы могли и школьники [газетная статья]
Многие ребята, даже из обеспеченных семей, мечтали посвятить свои летние каникулы настоящей взрослой работе.

Многие ребята, даже из обеспеченных семей, мечтали посвятить свои летние каникулы настоящей взрослой работе.

Фото: Андрей Михайлов

Многие ребята, даже из обеспеченных семей, мечтали посвятить свои летние каникулы настоящей взрослой работе. Чтобы заявить о своей состоятельности и заработать собственные деньги, на которые можно было бы купить себе что-то желанное и полезное. И хотя в отношении несовершеннолетних доступ к работе был сложнее, чем для студентов (законодательно), немалому числу моих сверстников в 70-80-е годы потрудиться летом все-таки удавалось.

В дом отдыха — поработать

В стране существовали детские летние трудовые лагеря. Однако серьезные работодатели предпочитали серьезных сезонных работников — студентов, «бичей» и «грачей». Связываться с мелюзгой позволяли себе лишь организации «несерьезные». Например, пансионат «Самал» на сокровенных для каждого настоящего алматинца берегах Иссык-Куля. Этот дом отдыха принадлежал Казахстанской академии наук и, несмотря на совершеннейший аскетизм сервиса, был весьма популярен у сотрудников академических институтов. Купить («достать»!) путевку в «высокий сезон», несмотря на ее символическую стоимость, было очень непросто.

Но северный берег Иссык-Куля у жителей Алма-Аты в те годы было тем же, что южное побережье Турции у современных обитателей Алматы. А может быть, и больше. Потому попасть туда всеми правдами и неправдами старались все. Одну такую «правду-неправду» и предоставлял «Самал», который принимал не только отдыхающих, но и работников, желавших за символическую плату поработать на кухне или в столовой, на уборке территории, поливе или в радиоузле. Демократичное руководство не смотрело на возраст, так что обыкновенными работниками тут бывали и школьники.

Но северный берег Иссык-Куля у жителей Алма-Аты в те годы было тем же, что южное побережье Турции у современных обитателей Алматы.

Но северный берег Иссык-Куля у жителей Алма-Аты в те годы было тем же, что южное побережье Турции у современных обитателей Алматы.

Фото: Андрей Михайлов

Мои одноклассники также провели здесь свои последние каникулы. Пару сезонов проработали в столовой. Парни — кухонными рабочими, девочки — официантками и посудомойками. И это лето стало для доброй половины моих школьных товарищей, приобщившихся к взрослой жизни в «Самале», одним из ярчайших впечатлений нашего и без того яркого школьного бытия.

Дело — табак!

Легче всего с работой для детей и подростков дело обстояло в колхозах-совхозах, где людей, а особенно в сезон сбора урожая, хронически не хватало. Своих совхозно-колхозных ребятишек эксплуатировали, особо не спрашивая — хотят они трудиться на каникулах или не хотят. На хлопковых полях Южного Казахстана и Узбекистана «трудовое лето» длилось для многих школьников по полгода и заканчивалось глубокой осенью. Но это — аномалия, с которой, кстати сказать, пытались бороться многие, хотя и тщетно. В основном же деревенские подростки ограничивали свой полноценный трудовой вклад в помощь выполнения плана родного хозяйства лишь в летнее время. Труд их, кстати, был не безвозмездный — где-то за него платили трудоднями, а где-то — и рублями.

«Помочь сельскому хозяйству», впрочем, могли не только жители сел (после «кулацких» погромов 30-х годов советское село так ведь и не научилось работать полноценно и прибыльно), но и все желающие. И — не желающие!

«Помочь сельскому хозяйству», впрочем, могли не только жители сел.

«Помочь сельскому хозяйству», впрочем, могли не только жители сел.

Фото: Андрей Михайлов

В этом отношении вспоминается любопытный казус лета 1966 года, когда автор этих строк также внес свой малозаметный вклад в летний труд на благо социалистического сельского хозяйства. Тогда, после первого класса, я «отдыхал» в школьном лагере (это было что-то вроде дневного стационара). И вот в один прекрасный летний день (а в том возрасте все летние дни прекрасны априори) нас неожиданно посадили в автобус и повезли в расположенный по соседству Алма-Атинский табаксовхоз. На «экскурсию».

В чем заключалась «экскурсия»? Мы «низали табак»! Сидя рядом с местными передовицами под навесом, куда сваливали пахучие табачные листья, мы своими неумелыми пальцами протыкали эти листья стальными иглами с суровыми нитками и творили длинные гирлянды, которые затем развешивались для просушки. Кто имел дело с практическим табаководством — конечно же, хорошо помнит ощущение от липкой черной грязи, которая образуется на руках из пыли, смешанной с табачным соком. Соком? Тем самым никотином, одна капля которого (это мы знали уже в первом классе) убивает и кролика, и лошадь!

Но таковы были правила игры, сами мы, как и наши родители, в курящей стране относились ко всему этому без особого возмущения. Тем более что за каждую связку нам платили по 5 копеек. Так что, к обеду некоторые заработали по полтиннику!

Экспедиция!

Я засветился с началом своей рабочей биографии между восьмым и девятым классом. И не просто засветился — шагнул в ту жизнь, которая и доселе определяет для меня понятие полноценности бытия. Я отправился в настоящую научную археологическую экспедицию!

Экспедиция работала недалеко от Алма-Аты. Всего в каких-то полутора сотнях километров. Тем не менее, это была отнюдь не увеселительная прогулка. Достаточно сказать, что сотрудникам, сверх окладов, платили еще «полевые» и «безводные».

Экспедиция работала недалеко от Алма-Аты.

Экспедиция работала недалеко от Алма-Аты.

Фото: Андрей Михайлов

Все каникулы мы, четверо пацанов-раскопщиков, под руководством Анны Георгиевны Максимовой, одной из зачинательниц казахстанской археологии (именно она открыла святилище Тамгалы), копали курган. На левом берегу Или — у границы тугаев и песков пустыни Мойынкум. И хотя экспедиционная жизнь не прерывалась никакими особыми экстраординарными событиями — на излете детства даже скучная рутина может показаться захватывающим приключением. Так или иначе, осенью у меня не было проблем с традиционным школьным сочинением на тему — «Как я провел лето». Ну, а что касается кровно заработанного за два месяца (вместе с «безводными» и «полевыми»), то его аккурат хватило «на мечту» — кинокамеру «Экран-4» и кинопроектор «Луч-2»!

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz