Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
Общество1 июля 2020 4:30

От Верного до Алматы: путешествие во времени

«Комсомолка» продолжает рассказывать читателям об истории любимого «яблочного» города, крупнейшего и старейшего в стране — через призму истории его улиц и сакральных мест [газетная статья]
Дворцовая площадь г. Верного, Дом губернатора, гимназия, XIX в.

Дворцовая площадь г. Верного, Дом губернатора, гимназия, XIX в.

Пройдусь по «перворазрядной»

В 1867 году крепость Верная получила статус города. Всего на тот момент в населенном пункте насчитывалось 43 улицы, протянувшихся почти на 120 верст (128 км). Улицы шириной до 16 саженей (34 метра) имели проезжую часть шириной в 7 саженей (15 метров) с пешеходными аллеями по обеим сторонам. Вдоль них обязательно прокладывались арыки, по которым струилась ледяная вода, спасая верненцев своей прохладой от зноя.

Первые названия городские улицы получали по географической направленности: Ташкентский, Кульджинский, Илийский тракты, Лепсинская, Каскеленская, Талгарская, Кашгарская, Токмакская улицы. Либо по этнической принадлежности: Таранчинская (таранчи, так тогда называли уйгуров), Дунганская, Сартовская (сартами тогда называли узбеков). Названия улиц могли указывать на классово-сословные отношения: Мещанская, Первогильдейская, Губернаторская. Или экономические: Торговая, Казначейская. А также на военную тематику: Артиллерийская, Командирская, Казарменная.

Кроме того, они делились на три разряда. Самым престижным считался квадрат улиц, относящихся к «перворазрядным»: Казначейская (ныне Калдаякова), Торговая (Жибек жолы), Сергиопольская (Тулебаева) и Командирская (Богенбай батыра), что примерно совпадает с границами современного «золотого квадрата». На них распологались лучшие здания города: дома военного губернатора и туркестанского архиерея, Офицерское собрание, мужская и женская гимназии, Вознесенский кафедральный собор. На «второразрядных» улицах, прилегающих к центру, жили офицеры, купцы и чиновники. На «третьеразрядных», расположенных в основном на окраинах, селились нижние чины, мелкие ремесленники, издольщики и сезонные рабочие. Здесь же появились улицы, на которых жили переселившиеся из Кульджинского края дунгане, уйгуры и представители других народностей.

Здание бывшего Офицерского собрания, построенное в 1908 г. архитектором Андреем Зенковым. Ныне памятник деревянного зодчества.

Здание бывшего Офицерского собрания, построенное в 1908 г. архитектором Андреем Зенковым. Ныне памятник деревянного зодчества.

«А мне милей бесшумные, милей одноэтажные...»

Проспект Абылай хана — один из самых красивых городских проспектов и одна из немногих городских артерий, переживших более четырех переименований. Он был основан в 1870-х годах как Старокладбищенская улица, поскольку упиралась в Центральное верненское кладбище. Кстати, на этом месте сегодня расположен железнодорожный вокзал «Алматы-2». Позднее, когда на месте кладбища появился вокзал, она так и стала называться — Вокзальная. С начала 30-х годов, когда началось строительство большой Алма-Аты (в связи с переносом сюда столицы из Кзыл-Орды), Вокзальная становится одной из главных улиц города, и естественно, что ей в 1933 году присваивается имя «отца народов» — Иосифа Сталина. Интересно, что проспект Сталина стал первой заасфальтированной улицей Алма-Аты. Это название просуществовало до знаменитого XX съезда партии в 1961 году, осудившего сталинизм — благодаря чему у проспекта появилось новое название — Коммунистический. В 1992 году, после того как Казахстан обрел независимость, проспект получил новое имя — Абылай хана — в честь великого казахского государственного деятеля, первого правителя Казахского ханства, признанного всеми жузами и считающегося объединителем казахского народа.

Табличка на доме на ул. Абылай-хана, свидетельствующая о насыщенной истории этой улицы.

Табличка на доме на ул. Абылай-хана, свидетельствующая о насыщенной истории этой улицы.

Улица Желтоксан — еще одна из старейших центральных улиц города и важная транспортная артерия. Ее первоначальное название — Иссык-Кульская, поскольку она переходила в дорогу, через горные перевалы ведущую на популярное озеро. Она была одной из скотопрогонных дорог, ведущих на жайляу, через которую дважды в год перегонялись табуны лошадей, отары овец и коз. В советское время улица получила новое «универсальное» название — улица Мира. В 90-е годы она была переименована и получила название Желтоксан в память о декабрьских событиях 1986 года в Алма-Ате.

Проспект Райымбека — одна из основных транспортных артерий Алматы, пересекающая весь город с запада на восток. Самым первым историческим названием улицы было Ташкентский тракт, потом — Ташкентская аллея. Впервые это название появилось на генпланах Верного в 1858 году, и затем — Ташкентская улица. Издревле городские улицы именовали по названию географических объектов, к которым они вели. Соответственно, тракт, ведущий из Верного в Ташкент, назывался Ташкентский, и первые городские кварталы города Верного возникли как раз вдоль Ташкентской аллеи. В октябре 1967 года она была частично переименована в проспект в честь 50-летия Октября в промежутке от ул. Пушкина до ул. Аэродромной, на всем остальном пути продолжая именоваться Ташкентской улицей.

Проспект Аль-Фараби — важнейшая транспортная магистраль, пронизывающая южную часть Алматы, — изначально назывался улицей Водозаборной, поскольку именно по ней были проложены магистральные оросительные арыки, в которые летом ежедневно пускалась вода из рек Большая Алматинка и Весновка. В апреле 1975 года проспект переименовали в честь великого ученого и философа Аль-Фараби.

Проспект Достык — одна из крупнейших в городе транспортных артерий — до 1887 года назывался улицей Соборной, поскольку на ней располагался Вознесенский кафедральный собор, крупнейший в Азии православный храм и второе в мире по высоте деревянное здание. Соборная улица связывала торговый центр города с предместьями, протянувшись от Большой Алматинской станицы до Каргалинского тракта. А позднее — и по Малому Алматинскому ущелью в связи с его хозяйственным освоением. На проспекте, обсаженном пирамидальными тополями и частично благоустроенном тротуарами, располагались главные здания и сооружения Верного: Гостиный двор, Общественное собрание, почта и телеграф, а выше, в горах — мельницы, крупорушки, пивоваренный и свечной заводы, госпиталь, дачные участки верненцев. С 1887-го по 1919 год улица носила имя русского генерала Герасима Колпаковского, героя войны с Кокандским ханством, военного губернатора Семиреченской области и первого степного генерал-губернатора.

Это было вполне справедливо, поскольку для развития Верного Колпаковский сделал действительно очень много: именно им были образованы Комитет по учреждению г. Верного и Областной статистический комитет, составлен «Свод правил» по градостроительству и ведению городского хозяйства, открыты Краеведческий музей, первый зоосад (зоопарк), школы, гимназии, училища, библиотеки. После установления советской власти, с 1919-го по 1995 год, проспект носил имя вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. А осенью 1995 года один из красивейших проспектов столицы уже суверенного Казахстана получил новое название — Достык («Дружба» — в переводе с казахского языка).

Город-сказка, город-сад

По словам заслуженного архитектора Казахстана Баян Туякбаевой, практически с самого начала строительства города огромное значение уделялось озеленению улиц. По правилам, разработанным Комитетом по строительству города, домовладельцы были обязаны вдоль своих владений насадить и вырастить по два ряда деревьев. Первый ряд — в одной сажени от линии застройки, второй — на две сажени от первого (1 сажень — 213,35 см). Таким образом, образовывалась пешеходная аллея. На противоположной стороне располагались такие же ряды деревьев. Поскольку ширина улиц устанавливалась в 16 сажен, то между уличными посадками оставалось еще 15-20 метров под проезжую часть.

До 1874 года саженцы горожанам выдавались бесплатно. Зелень по большей части хорошо приживалась, что впоследствии и принесло славу Алма-Ате как «городу-саду» и «самому зеленому городу Союза». Кроме посадки деревьев по улицам, верненцы к концу столетия имели три общественных сада, Пушкинский сквер (ныне Парк им. 28 гвардейцев-панфиловцев), городской бульвар-сад и Казенный сад (Парк культуры и отдыха). Кроме того, в 1882 году ученым-садоводом Эдуардом Баумом был заложен увеселительный парк (ныне роща, носящая его имя). Место, выбранное под рощу, было крайне удачным для выращивания деревьев, поскольку грунтовые воды здесь залегали близко к поверхности земли.

Центральная часть г. Верного. Гостинодворская площадь, XIX в.

Центральная часть г. Верного. Гостинодворская площадь, XIX в.

В 1894 году по настоянию Баума и под его руководством началось масштабное благоустройство города на новом качественном уровне: старые деревья выкорчевывались и сажались новые. Преобладали в городе тополя (их было несколько разновидностей), карагачи и ветла, реже — береза, дуб, ясень, клен и вяз. А из плодовых деревьев — яблоня, прежде всего, несколько разновидностей апорта, и груша. К 1917 году на каждого жителя приходилось по 22 кв. м общегородской зелени. По воспоминаниям современников, на гостей города Верный производил неизгладимое впечатление сплошного сада, так как плотная застройка имелась только в центре города — около базаров и Гостинодворской площади. В остальных же местах около каждого дома обязательно был разбит плодовый сад.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz