Общество

Забег на длинную «дистанцию»

На фоне увеличения случаев заболевания коронавирусом и усиления карантинных мер родители все чаще задаются вопросом — как будет проходить школьная учеба?
Учителя по секрету говорят, что как минимум две первые четверти учеба будет дистанционной и соответствующий приказ уже готов.

Учителя по секрету говорят, что как минимум две первые четверти учеба будет дистанционной и соответствующий приказ уже готов.

И хотя Министерство образования еще ничего официально не заявляло, некоторые учителя по секрету говорят, что как минимум две первые четверти учеба будет дистанционной и соответствующий приказ уже готов. А потому советуют не спешить с покупкой школьной формы.

Как сани надо готовить летом, так прогрессивные педагоги уже сейчас готовятся к дистанционке. Но не в том авральном варианте, который «накрыл» всех в четвертой четверти, а с анализом и выводами из полученного опыта. Недавно фестиваль гуманной педагогики «Зерна» провел вебинар «Плюсы и минусы дистанционного обучения», где известный педагог Арам Пахчанян поделился своим видением ситуации.

Арам Пахчанян.

Арам Пахчанян.

— Я думаю, что теперь дистанционное обучение прочно войдет в нашу жизнь в той или иной форме, независимо от ситуации с коронавирусом. И к традиционному старому формату общество уже не вернется. Безусловно, «дистант» — не единственный источник знаний, и дети рано или поздно начнут ходить в школу, но учебный процесс будет другим, многое изменится в подаче материала, акцентах на уроках и т.д. Опыт дистанционки уже сейчас можно использовать. Например, зимой многие школы и так полупустые из-за сезона эпидемии гриппа и ОРВИ. А в регионах, где суровые зимы, часто закрывают школы на недели, и раньше процесс учебы зависел от погоды, так как не было альтернативы. Особенно важно дистанционное обучение для тех категорий детей, которые в силу физического состояния не могут посещать школу и учителям приходилось преподавать на дому. Теперь с ними можно вести полноценные занятия, предоставить доступ к более качественному обучению. Поэтому вопрос — «Дистанционное обучение нам нужно?!» — уже неуместен. Скорее уместен вопрос: «Как с этим жить и как улучшить?». Так как дистанционное обучение в том виде, с которым нам пришлось столкнуться, — это обучение в ситуации ЧП, всеобщей паники, растерянности и ограниченной свободы. И это безусловно сказывалось и на процессе, и на результате. Мы все как будто вошли в холодную реку, не умея плавать и по ходу событий помогая друг другу. Поэтому наивно было ожидать, что обучение в том виде могло быть эффективным.

Арам Пахчанян предлагает всем не зацикливаться на полученном негативном опыте дистанционки и объективно увидеть все плюсы и минусы.

Плюсы:

1. Внешние отвлекающие факторы сведены к минимуму.

Речь в данном случае идет о шуме и разговорах в классе, когда при всем желании очень сложно сконцентрироваться на предмете. Психологи пришли к выводу, что для глубокого погружения в тему необходима концентрация, и если из нее выпасть, то для повторного настроя нужно как минимум 15 минут. А на это во время урока нет времени.

2. Родитель становится участником образовательного процесса.

«Сдать ребенка в школу, как в камеру хранения — не есть выход из ситуации. Многочисленные исследования подтверждают, что если ребенок плохо учится, то это обычно говорит о том, что родителям не до него и дома с ним не занимаются. Во время дистанционки родители на себе почувствовали, как непросто детям. Обычно взрослые не ценят их работу, ругают, заваливают требованиями, а теперь, когда сели за уроки вместе с ними, то поняли, какой это нелегкий труд. Многие учителя отмечают, что с родителями стало легче сотрудничать, так как они «оказались в их шкуре».

3. У детей развивается способность учиться самостоятельно. Также они привыкают к инструментам XXI века.

В дистанционном формате типичный урок невозможен. Учитель вынужден полагаться на самостоятельную работу учеников. Более того, после школы навыки интернет и компьютерных технологий будут востребованы. Виртуальные совместные проекты, удаленная работа станут обыденностью нашей жизни. Освоение навыков работы в виртуальной среде упростит интеграцию в обществе. «Люди во все времена применяли новые технологии для расширения возможностей общения. И наши дети уже другие, они сильно отличаются от нас, людей ХХ века. И это надо принять, а не протестовать», — уверен педагог.

4. Образование становится практически индивидуальным.

В обычной школе учитель не успевает всем объяснить индивидуально новую тему и отследить уровень понимания. При дистанционном обучении учителя более доступны для вопросов и обратной связи. Им проще создавать площадки для совместной работы учеников, разделив их на группы в зависимости от того, насколько они поняли тему.

5. Учитель работает более эффективно.

Он вынужден применять более эффективные педагогические подходы. Становится ментором и старшим другом каждому ученику в отдельности, а не «обучающей» головой. Учится применять новые технологии и инструменты, а также способы коммуникации.

Минусы

1. Нет общения.

При вынужденной самоизоляции не хватает живого общения, которое никогда не сможет заменить виртуальное. Общение — это важный элемент становления личности. Именно поэтому дети болтают на уроках, а им запрещают. Арам Пахчанян считает, что школа должна стать местом общения, совместных проектов, экспериментов, ролевых игр и т.д., а непосредственное изучение материала дети могут осуществлять и дома.

2. Для детей из «трудных» семей проблема усугубляется.

Если раньше, уходя в школу, ребенок отвлекался от семейных неурядиц, видел другие позитивные примеры жизни, общался со сверстниками, то теперь, находясь дома, социальные, эмоциональные и другие семейные проблемы будут давить на его психику. Печальный факт: семьи, где родителям не до ребенка, выпадают из образования. А школа имеет меньше возможностей, чтобы исправить изъяны воспитания.

3. Компьютеры и интернет также не беспроблемны.

Дети могут все время отвлекаться на виртуальные игры, соцсети и виртуальное общение. Помимо этого, из-за чрезмерной фокусировки глаз на ближнем расстоянии возникают утомляемость и головные боли. Дети могут регулярно испытывать проблемы с непониманием темы, из-за этого еще больше повышается утомляемость. Плюс не все дети имеют возможность выхода в интернет, либо комфортные условия для дистанционного обучения на дому.

4. Проблема выбора: учить или работать?

Конечно, дистанционка — это огромная нагрузка для родителей, если они работают. И это безусловная проблема, которую надо решать. ВОЗ советует не открывать школы в сентябре, а руководство стран не понимает, что с этим делать, так как у многих возникнет проблема, что выбрать — заниматься с ребенком или работать. На постсоветском пространстве еще силен менталитет, когда родители минимально участвовали в образовании детей, целыми днями были на работе. И у них особо голова не болела по поводу учебы, так как государство обеспечивало работой всех, независимо от уровня образования. Сейчас мы уходим от этой модели, так как если нет хорошего образования, намного меньше шансов найти хорошую работу.

5. Учитель чувствует себя беззащитным.

Известны случаи, когда родители записывали содержание уроков с экрана и с негативными комментариями распространяли в соцсетях. Помимо этого, педагог постоянно чувствует, что на его уроке присутствуют посторонние. Учителю трудно контролировать объективность работы детей, так как помощь родителей и одноклассников остается за пределами его видения и искажает объективность оценок контрольных работ.

Что могут сделать родители для детей?

— Не вмешиваться в ход уроков.

— Помочь детям организационно: настроить на учебу и концентрацию внимания, решить технические проблемы, так как даже мелкие детали имеют большое значение (проверить качество наушников, микрофона, монитора, стула и т.д.).

— Делать упражнения для глаз, давать необходимую физическую нагрузку, гулять.

— Помогать учителям — находиться в ними в активной коммуникации, следить за честностью сдачи соров, сочей и т.д.

Что могут сделать учителя?

— Педагог — это человек, который способен обучать в любой ситуации. А потому всегда использует инструменты, которые у него уже есть, и ищет новые для расширения своих возможностей. Задача педагога — помогать ребенку развиваться, задача школы — формирование счастливых людей, у которых жизнь наполнена смыслами и ценностями.

Взгляд на перспективу

Арам Пахчанян считает, что в будущем будет смешанная модель обучения — сочетание онлайн и живого формата. Домашних заданий не будет, вместо этого значительно увеличится доля ролевых игр, совместных проектов и других форм активностей в образовании. Уйдут в прошлое традиционные учебники. Произойдет переосмысление роли школы и учителя в жизни ребенка.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz