Примета лета, о которой забыли

Вскрываясь ото льда, реки нашего умеренного пояса тут же становились самыми удобными дорогами
Плавание по Иртышу было возможно в те годы практически на всем его казахстанском течении — от Зайсана до Омска.

Плавание по Иртышу было возможно в те годы практически на всем его казахстанском течении — от Зайсана до Омска.

Фото: Андрей Михайлов

Как для грузоперевозок, так и для пассажирского движения. О плавании по рекам казахстанцы знают не понаслышке. Правда, лишь те, кому довелось пожить в советском Казахстане.

Эх, по реке, по речке... Плыли две овечки?

В былые времена, когда речной транспорт по традиции считался одним из самых доступных и удобных (и самым дешевым!), Советский Союз обладал весьма протяженной его сетью и развитой инфраструктурой. И Казахстан, несмотря на особенности своей «степной географии», не оставался в стороне. Хотя, ввиду обмеления Урала и Сырдарьи, большая часть судов и рейсов постепенно сосредоточилась на востоке республики. Но зато движение в этой ее части в 70-е — 80-е годы прошлого века не мыслилось без Иртыша. Никакое движение. В том числе — и пассажирское.

Река в те годы жила полной жизнью и представляла собой весьма торное и бойкое пространство. Во всех областных центрах по берегам (Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар) на набережных возвышались видные здания речных вокзалов. Это были своеобразные комплексы с терминалами, залами ожидания и даже гостиницами для транзитников. И причалами, от которых то и дело отваливали многочисленные суда, заполненные пассажирами.

Плавание по Иртышу было возможно в те годы практически на всем его казахстанском течении — от Зайсана до Омска. Правда, в нескольких местах река была перегорожена плотинами ГЭС (Усть-Каменогорской, Бухтарминской, Шульбинской), но все они строились в расчете на непрерывность движения. И лишь долгострой Шульбинской ГЭС прерывал сквозное движение по Иртышу.

Основное судоходство было связано тут традиционно с перевозом грузов. К тому обязывала промышленная и горнорудная специализация региона. Но и про людей не забывали. И хотя в общем количестве перевезенных пассажиров речной транспорт занимал в 1985 году в Казахстане всего 0,2 процента, в абсолютном исчислении число «плававших» было весьма солидным. 2,6 миллиона билетов было продано в тот год жителям и гостям КазССР, предпочитавшим воду земле и воздуху. К этому нужно прибавить еще и приличную часть «неучтенных» пассажиров (о чем — ниже).

Основное судоходство было связано тут традиционно с перевозом грузов.

Основное судоходство было связано тут традиционно с перевозом грузов.

Фото: Андрей Михайлов

Предпочитать плавание по реке движению по дорогам и полетам самолетами — был смысл. Мало того, что добраться во многие места по реке считалось быстрее и удобнее, чем любыми другими способами, само ощущение от плавания по степям Казахстана несло в себе элемент неожиданности и представлялось достаточным мотивом для покупки билета. И цены — отнюдь не кусались.

На «Ракете» — по степям Казахстана

Так, расстояние от Павлодара до Омска — около 570 км — преодолевалось на «Ракете» примерно за 12 часов и обходилось в 17 рублей. Столько же стоил билет и от Семипалатинска до Павлодара, хотя там на дорогу затрачивалось приблизительно 8 часов. В 1984 году автору довелось предпринять такое увлекательное плавание по Иртышу. Оно длилось два дня и прерывалось ночевкой в Павлодаре.

«Ракетой» называлось популярное в СССР судно на подводных крыльях. Хотя «Ракеты» к тому времени уже не выпускались (им на смену пришли более продвинутые аналоги), именно они составляли основу пассажирского флота местного пароходства и были его красивой эмблемой.

«Ракетой» называлось популярное в СССР судно на подводных крыльях.

«Ракетой» называлось популярное в СССР судно на подводных крыльях.

Фото: Андрей Михайлов

В салоне судна стояло несколько рядов кресел, таких же как в самолетах, рассчитанных на 66 пассажиров, был буфет, туалет, но главное — открытая площадка на корме. Так что путешествие со скоростью в 70 километров в час немного напоминало полет на... ковре-самолете! Очень часто рейсовые «Ракеты», на маленьких причалах, заполнялись еще и «стоячими» пассажирами, которых редко оставляли на дебаркадерах сердобольные команды. Эти «стояльцы», вряд ли входившие в официальную статистику по пассажироперевозкам, которая приводилась выше, были однако весьма заметными персонажами.

Стремительное движение «Ракеты» по Иртышу всегда привлекало внимание даже привычных ко всему приречных жителей. Обтекаемое белоснежное судно, стремившееся выпрыгнуть из воды и оставлявшее за собой шлейф черного дыма, стремительно проносилось по фарватеру. «Ракеты» бегали по казахстанской части Иртыша до 1993 года.

Под музыку «Балакирева»

Движение вверх по реке осуществлялось из Аблайкетки, пристани на южной окраине Усть-Каменогорска. Из Аблайкетки суда направлялись в Серебрянск, Зыряновск и далее. Этот путь пленял живописностью своих скалистых берегов, отражавшихся гладью водохранилища. А главной достопримечательностью был шлюз, который поднимал суда вместе с пассажирами на высоту 15-этажного дома.

Кстати, в 70-е годы именно в верховьях Иртыша предпринимались попытки использования речных судов для туристических путешествий и даже полноценных речных круизов. Так, 120-местный «Метеор» на подводных крыльях курсировал между Усть-Каменогорском и пристанью Тарбагатай, у поселка Приозерный на Бухтарме (500 километров). По пути он останавливался в знаменитой бухте «Голубой залив», у Хайрузовки, Чистого Яра и Куйгана.

Кстати, в 70-е годы именно в верховьях Иртыша предпринимались попытки использования речных судов для туристических путешествий и даже полноценных речных круизов.

Кстати, в 70-е годы именно в верховьях Иртыша предпринимались попытки использования речных судов для туристических путешествий и даже полноценных речных круизов.

Фото: Андрей Михайлов

Но еще цивилизованней были рейсы «Композитора Балакирева», полноценного двухпалубного речного дизель-электрохода, построенного в ЧССР. Такие «композиторы», комфортабельные по законам своего времени, вмещали 200 туристов и возили пассажиров по всем рекам Советского Союза. Любопытно, что в те годы «Балакирев» плавал по Иртышу не только с туристами, но и с рыбаками-любителями, для которых организовывались специальные туры. Считалось, что рыбы в реке хватит на всех.

Впрочем, когда казахстанцы желали прочувствовать прелести настоящего речного круиза — они выезжали за пределы республики. Но про это — как-нибудь в другой раз.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz