Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика24 июля 2020 4:30

Дорогу осилят... инновации

Развитие регионов невозможно представить без развития инфраструктуры. Экономика работает в полную силу лишь там, где есть «динамика движения» [газетная статья]
Юлия КАЦМАН
На юге страны строительные и монтажные работы на автодорогах начались уже с конца марта. Фото: ic24.kz

На юге страны строительные и монтажные работы на автодорогах начались уже с конца марта. Фото: ic24.kz

Однако современные дороги требуют инновационного подхода, особенно для такой огромной страны, как Казахстан. Напомним, что наша страна занимает девятое место в мире по своей территории. Только качественные скоростные дороги способны связать удаленные города и поселки в единый хозяйственный механизм. Министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Бейбут Атамкулов на одной из недавних видеоконференций рассказал о перспективах автодорожной отрасли Казахстана в 2020 году.

Министр отметил, что на юге страны строительные и монтажные работы на автодорогах начались уже с конца марта, а через месяц были запущены все проекты на севере Казахстана. Государством планируется до конца года произвести монтаж систем платности на 5,7 тыс. километрах автомобильных дорог, сделать их соответствующими требованиям национального стандарта, построить 158 объектов сервиса, отдельно установить 70 санитарно-гигиенических узла, соорудить 18 автозаправочные станции с санитарно-гигиеническими узлами.

По окончании года доля дорог в удовлетворительном и хорошем состоянии на дорогах республиканского значения составит 89%, на дорогах местного значения — 75%. По завершении работ в конце прошлого года доля таких дорог составляла 88% и 71% соответственно.

Правительством разработана программа «Нурлы жол», по которой в 2020-2025 годах запланирована реконструкция и строительство 10 тысяч километров автодорог, а также будет выполнен средний и капитальный ремонт 11 тысяч километров дорог в республиканской сети. Всего в течение 6 лет за время реализации этой программы финансирование дорожной отрасли составит 3,5 трлн. тенге, доля республиканских автомобильных дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии будет доведена до 100%, доля платных дорог — до 45%, протяженность дорог I и II технической категории увеличится до 60%.

СТАВКА НА БЕЗОПАСНОСТЬ

Важной проблемой остается высокий уровень смертности на казахстанских дорогах. Как отметил президент страны Касым-Жомарт Токаев: «Высоким остается уровень смертности на дорогах. Вероятность погибнуть в ДТП в Казахстане в 11 раз выше, чем в странах Европы. Мы эту проблему обсуждали и в парламенте, и в правительстве. Однако она остается нерешенной и носит актуальный характер. Количество гибнущих людей сравнимо с потерями в крупных вооруженных конфликтах и даже войнах».

С целью снижения уровня смертности на дорогах государство разработало проект развития дорог «Восток — Запад». Он включает внедрение Европейской программы оценки дорожной инфраструктуры в Республике Казахстан, где заказчиком выступил Комитет автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Работу будут выполнять шведская компания SweRoad и Казахский научно-исследовательский институт безопасности дорожного движения (КазНИИБДД) с января 2020 года по июнь 2021 года.

— Проект выполняется на высоком международном уровне, — отметил директор КазНИИБДД Арастан Масанов. — Обучается 20 технических экспертов (17 из — Центра качества и 3 — из «КазДорНИИ»), производится звездная оценка проектно-сметной документации участка Узынагаш — Отар (101-143 км), подготовлен автомобиль с программным обеспечением для оценки 6200 километров, проводится анализ законодательной базы. Благодаря международной программе оценки автодорог осуществляется инспекция дорог с высоким уровнем риска, определение их звездных рейтингов и разработка инвестиционных планов по повышению дорожной безопасности. Оценка по этой программе проведена уже более чем в 80 странах.

Арастан Масанов.

Арастан Масанов.

«ПЯТИЗВЕЗДОЧНЫЕ» ТРАССЫ

О новом для казахстанских специалистов понятии «Оценка Звездного рейтинга автомобильных дорог» мы попросили рассказать заместителя директора Института безопасности дорожного движения КазНИИБДД Жандоса Аманбаева: «Звездный рейтинг — это оценка уровня опасности дороги, которая основана на данных инспектирования дорог. Рейтинг обеспечивает простую и объективную оценку уровня безопасности, который имеет дорога, для каждой категории участников дорожного движения раздельно: пассажиров транспортных средств, мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов.

Жандос Аманбаев.

Жандос Аманбаев.

Дороги с «пятью звездами» являются наиболее безопасными, а дороги с «одной звездой» — наименее безопасными. Существует международная программа оценки автомобильных дорог по всему миру. Она направлена на спасение жизней.

При поддержке Всемирного банка проект Международная программа оценки дорог (iRAP) запускается и в Казахстане. В его рамках будет проведена оценка 5000 км национальной дорожной сети и порядка 1000 км улиц страны. По результатам этого проекта будут подготовлены детальные рекомендации по повышению уровня безопасности дорог, а также предложения по совершенствованию законодательства и подготовке специалистов. Будут организованы курсы обучения по программе «Рейтинг безопасности дорог в зоне школ», внедренной в Латинской Америке при поддержке iRAP. В основе этого проекта лежит мобильное приложение, которое позволяет оценить уровень обеспечения безопасности дорог в нескольких кварталах от школы и предложить мероприятия по их улучшению. В этом контексте казахстанская делегация выдвинула инициативу в рамках Года волонтерства провести такой рейтинг на базе школ в Нур-Султане. Эта инициатива вызвала заинтересованность со стороны iRAP, которая выразила готовность провести бесплатный курс обучения и поделиться своим опытом и инструментами для решения этой задачи».

ЕЗДА ПО-СКАНДИНАВСКИ

Самыми безопасными в мире, согласно статистике, являются автодороги скандинавских стран — Норвегии, Швеции и Финляндии. И это несмотря на снежные зимы. Все дело в системном подходе. Например, в скандинавских странах заметили, что автомобильные кольца на пересечении дорог намного безопаснее традиционных перекрестков, так как вынуждают водителей сбавлять скорость. Вопросы безопасности обсуждались на министерской встрече в Стокгольме, в которой приняла участие делегация Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК.

Большую роль в сфере безопасности на дорогах играет и образование. Международные эксперты рекомендуют повышать «дорожную грамотность» детей, изменять поведенческий характер на дорогах путем внедрения образовательных пакетов в школьную и даже дошкольную среду. Необходимо усиливать работу по улучшению инфраструктуры вокруг школ. Снижению уровня детского дорожного травматизма способствует обязательное использование детских кресел при передвижении на автомобилях. Активисты НПО в РК намерены энергично привлекать молодежь к вопросам дорожной безопасности.

В целом участие делегации Республики Казахстан в министерской встрече в Стокгольме и состоявшийся предметный обмен опытом будут способствовать привлечению современных технологий, знаний, наилучших практик для обеспечения безопасности движения на казахстанских дорогах.

СПРАВКА «КП»

Бюджет автодорожной отрасли на 2020 год составляет 680 млрд. тенге. В 2020-м планируется провести ремонтные работы на 9,5 тыс. километрах республиканских автодорог и дорог местного значения.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz