Казахстан
+16°
Boom metrics
Сегодня:
Общество29 июля 2020 4:15

Тропинка к самостоятельности

Жизнь в советском пионерлагере не являла бесконечную опеку и анимацию за деньги родителей [газетная статья]
Далеко не все советские дети были приспособлены семьей к самостоятельной жизни.

Далеко не все советские дети были приспособлены семьей к самостоятельной жизни.

Фото: Андрей Михайлов

В летних лагерях дети не только учились самостоятельно отдыхать, но и приучались к работе.

Сам себе... бабушка

Далеко не все советские дети были приспособлены семьей к самостоятельной жизни. Бабушки, это вдовое наследие Великой Отечественной, в 50-е — 80-е годы прошлого столетия жили в каждой второй нашей семье. Они-то, сострадательные и все умевшие, и делали большую часть домашней работы, давая тем самым своим внукам возможность для того вожделенно-полноценного детства, которого были лишены сами и которого не имели их дети. Они же, бабушки, присматривали за чадами, в меру сил оберегая не только от лишних забот, но и пытаясь оградить от любых синяков и шишек.

Так что пионерлагерь, первая строчка независимого бытия в подавляющем числе детских биографий 1960-х — 80-х годов, становился для многих своеобразной точкой отсчета автономной жизни — без папы, мамы... и бабушки! Маленький человек не только учился гармонично существовать в неугомонной среде себе подобных, но и обучался самолично обслуживать себя, а то и принимать решения. А еще — овладевал множеством навыков, которых не удавалось освоить под «гнетом» опеки со стороны семьи и школы. Разумное самообслуживание являлось одним из важных принципов жизни в пионерских лагерях той эпохи. Так по крайней мере обстояло дело в нашем «Кайнаре».

Пельмени на первое

Я уже рассказывал о том, какое архиважное место в лагерной жизни занимал прием пищи. И хотя основная работа по пропитанию лежала на снабженцах и поварах — дежурство по столовой включало в себя не только формальную проверку чистоты рук входящих. Не случайно от него освобождались только «салажата» из младших отрядов. Для всех других это был непременный элемент насыщенной лагерной жизни.

...До сих пор помню напряженное состояние ответственной суеты, сопровождавшей дежурства в столовой. Отчаянную беготню с полными подносами девчонок в белых колпаках. Шумную ораву едоков, моментально переполняющую помещение. Нервный перестук ложек по мискам (то и другое — из чистого алюминия!), ритм которого постепенно угасал к концу яства. И заветно-чарующий голос сверху: «А кому добавки?» И чей-то отчаянный и обреченный фальцет: «А у меня компота нет!». И шумный сдвиг стульев и дружный крик сытых детских голосов: «Спа-си-бо!». И повторение еще раз — для следующей смены. И, наконец, в финале — осязаемое замедление времени, почти до полной остановки, и заслуженный обед (завтрак, ужин, полдник) для самих дежурных. Неспешный, прочувствованный и особо лакомый.

...До сих пор помню напряженное состояние ответственной суеты, сопровождавшей дежурства в столовой.

...До сих пор помню напряженное состояние ответственной суеты, сопровождавшей дежурства в столовой.

Фото: Андрей Михайлов

Мы сами резали хлеб, расставляли по столам порции и убирали после еды вылизанные до состояния промышленной девственности чашки-ложки, убирали «залу» и мыли посуду. Но не только.

Как свидетельствуют приводимые здесь «кайнарские» снимки, по крайней мере самые старшие были задействованы в более ответственных операциях, таких, например, как лепка пельменей. Не исключено, что для многих эти пельмени были первыми вылепленными в жизни! Если даже считать, что к обеду в лагере подавалась детская порция из 10 пельмешков (но — крупных!), на ораву в 150 человек их предстояло приготовить полторы тысячи! Однако никто не роптал. Напротив, новое дело несло с собой очередную волну творческой активности — процесс проистекал весело и бодро. Что вообще-то было характерно для любой коллективной работы отпрысков тех поколений.

Приручение диких яблок

Но еще интереснее проходил сбор яблок. Нет, вовсе не пиратский налет на ближайший колхозный сад. Идеалом советского пионера был все же гайдаровский Тимур. А злостный Мишка Квакин (гроза садов и огородов!) был антигероем. Хотя, чего греха таить, каждому из нас доводилось примерять на себе неприглядную квакинскую сущность — яблоки и урюк из сада соседей всегда казались более ароматными и вожделенными, нежели растущие у собственного дома. Но этот «грех» не был системным. А тут, в «Кайнаре», его вообще не отмечалось в силу того, что лагерь являлся пионерским (с тимуровскими идеалами), а самое главное — никаких садов поблизости не наблюдалось.

Но еще интереснее проходил сбор яблок.

Но еще интереснее проходил сбор яблок.

Фото: Андрей Михайлов

Зато вокруг произрастали целые рощи диких деревьев. Тех самых яблонь Сиверса, от которых и произошло все яблоневое многообразие Земли. В сравнении с яблоками, на которых мы были воспитаны (наши поколения еще захватили настоящий алма-атинский апорт, да и не только), горной дичке было очень далеко до идеала. Оскомина от нее разъедала языки и зубы и превращала желудки в бурлящие жерла вулканов. Но сваренный из диких яблок компот и приготовленные на кухне ватрушки чудесным образом трансформировали сборы в разряд самых изысканных лагерных лакомств! Это был полноценный и вожделенный полдник.

Наш ответ Чемберлену

СССР считался «закрытой страной». Отгороженной от всего светлого и жизнеспособного непроницаемым «железным занавесом». Универсальной моделью социализма, по мнению «той стороны», являлся лагерь. По «их» версии, «мы» и жили в большом лагере, под пятой тоталитаризма, угнетенные и несчастные, лишенные свободы и прозябающие в невежестве. Вот и наши пионерлагеря были для «них» лишь очередным проектом, вышедшим из недр ГУЛАГа, символом тоталитарной детской несвободы в СССР. Почему «были»? Остались! Они ведь там не очень торопятся переоценивать ценности (если только негры какие-нибудь обиженные не притиснут в темноте к стенке). Это свое «понимание», что уж совсем абсурдно, «они» продолжают активно навязывать сегодняшним внучатым отпрыскам советских «пионеров-лагерников».

СССР считался «закрытой страной».

СССР считался «закрытой страной».

Фото: Андрей Михайлов

Ну, что вам сказать, ребята? Чтоб вам жить так содержательно, беззаботно и жизнерадостно, как пожили мы, воспитанники того «лагеря» и тех «лагерей»!

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz