Казахстан
+14°
Boom metrics
Сегодня:
Общество17 февраля 2021 4:20

«Правительство на другой планете живет, родной»

В Казахстане пытаются ввести цветовую дифференциацию... Нет, не штанов, а ковид-статусов
Общественным местам присваиваются QR-коды. Посетитель перед тем, как переступить порог, должен просканировать код с помощью специального приложения Ashyq. Фото: profit.kz

Общественным местам присваиваются QR-коды. Посетитель перед тем, как переступить порог, должен просканировать код с помощью специального приложения Ashyq. Фото: profit.kz

И многие граждане, особенно старшего поколения, разглядели в этом прямые аллюзии со славной классикой советского кинематографа — замечательным фильмом «Кин-дза-дза».

Вход — только для «синих»!

Концепция, предложенная Министерством здравоохранения, заключается в следующем. Общественным местам присваиваются QR-коды. Посетитель перед тем, как переступить порог, должен просканировать код с помощью специального приложения Ashyq, которое в свою очередь выдаст всю его подноготную — «чатланин» он или «пацак». Вернее, определит коронавирусный статус, исходя из которого персонал заведения решит, рад он визитеру или нет. Перспектива «радужная» во всех смыслах, ведь, как и в бессмертной трагикомедии, вместо тысячи слов предлагается цвет.

«Красный» расскажет об ограничении передвижения и соблюдении режима домашней изоляции. «Желтый» поведает о частичном ограничении перемещений — пользователь отмечен как контактный, поэтому имеет право ходить лишь по аптекам и магазинам не далее 500 метров от дома. «Синий» в направлениях следования почти не ограничен, но куда предпочтительнее носить «зеленые штаны». Потому что «зеленым» из-за наличия отрицательного ПЦР-теста на COVID-19 открыты вообще все двери. И везде-то их встречают с распростертыми объятиями, разве что по два раза не присаживаются и «ку» не делают.

Проект уже внедрен в пилотном режиме на ряде объектов Нур-Султана, Алматы и Караганды. О времени и механизме повального распространения чиновничьей инициативы пока не сообщается.

«Цветовая» дискриминация?

Надо ли говорить, что народ данное «цак-приложение» навешивать на себя не захотел. Да и вообще возмутился: это же нарушение наших конституционных прав!

— А если я против того, чтобы мне присваивали цветовой QR-код? Если у меня его не будет, то значит, меня не пустят в продуктовый магазин, аптеку и т.п.? То есть нарушат мои конституционные права на приобретение товаров и услуг? А если, например, нет смартфона, тогда что, этот QR-код на бумажке распечатают? И эту бумажку предъявлять каждый раз при посещении магазина, аптеки и т.п.? По-моему, дискриминацией попахивает. Потому что, если здоровый, не должно быть ограничения в доступе. А если болен — то должен проходить лечение стационарно или амбулаторно, без разницы. В этот период за тобой должны врачи смотреть, или я чего-то не понимаю? Вот подтвержденному больному доступа не должно быть. А вся эта цветовая галиматья — просто повод, — писали в комментариях под скандальной новостью.

Кто-то припомнил темное прошлое США, когда в зависимости от цвета кожи человек обязан был учиться в строго определенной школе и ездить на отведенных для «таких, как он» местах в транспорте. Мол, мы — усилиями министров — тоже к этому придем.

Другие забеспокоились о пожилой, как правило, обделенной смартфонами части населения. Приложение Ashyq на старенький кнопочный «сотовый», выданный родственниками для связи, явно не установишь. О любимых стариками стационарных телефонах вообще молчим.

— Ребята, это уже серьезная попытка тотального контроля и всеобщего надзора. Есть здесь грамотный юрист, который сможет отразить позицию и права народа посредством петиции? — взывали одни комментаторы.

Другие в ответ удивлялись: дескать, зачем нужны юристы с петициями, если можно открыть Конституцию и убедиться — в ней закреплена свобода перемещения.

Завершить парад людского негодования хотелось бы идеей того, что, по мнению многих, коронавирус — просто прикрытие для введения тотального контроля над гражданами. И даже после уверенной победы над заразой «большой брат» не перестанет следить за нами.

«Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели».

«Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели».

«Всем пацакам надеть намордники и радоваться»

Министр здравоохранения Алексей Цой поспешил успокоить взволнованные массы. Конечно, приложение, требующее ввода ИИН, и цветовая дифференциация не призваны контролировать людей. Это все для нашего же блага! Ну или для блага бизнеса, о котором, судя по последним тенденциям, наше правительство печется особенно яростно.

— С начала пандемии коронавирусной инфекции бизнес во всем мире вынужден работать со значительными ограничениями, что наносит существенный урон доходу предпринимательской деятельности. В Казахстане более 13 тысяч субъектов бизнеса до сих пор так и не могут возобновить свою деятельность, — сообщил министр и добавил, что казахстанская «ковидная радуга» — не более чем индикатор состояния здоровья отдельно взятого человека.

Да и вообще, приложение добровольное, и оно лишь заботится о создании безопасной среды — для обычного люда, возможности функционировать в карантин — для предпринимателей.

«Мама, мама, как я буду жить...»

Несмотря на многочисленные уверения в полезности и благонаправленности системы, вопросов к ней возникает все больше и больше. И дело вовсе не в приверженности теориям заговора про мировых господ, жаждущих следить за каждым чихом своих подданных.

Начнем с тезиса о добровольном скачивании приложения и присвоении ему индивидуального идентификационного номера. Допустим, сейчас обзаводиться личным электронным «шпионом» необязательно. Как уже было сказано, проект пока пилотный. Да и тестируют его во всевозможных фитнес- и спа-центрах, бассейнах, банях... Словом, местах, не пользующихся массовой популярностью у большинства простых смертных: без личного тренера и березового веничка можно и обойтись. Но что будет в случае успеха «пилота»? Что если QR-кодами в дальнейшем вынуждены будут обзавестись не только элитные рестораны или модные бутики, но и самые обычные магазинчики «у дома» или аптеки? Уместно ли рассуждать о «деле добровольном», когда от готовности «засветить» ИИН станет зависеть возможность элементарно купить провизию и лекарства?

И, кстати, об ИИН. Не хотите устанавливать приложение? Принципиально отказались от пользования смартфоном? Участь определения «цвета штанов» все равно не обойдет вас стороной. Так, некоторые приобщившиеся к проекту бизнесмены обмолвились, что в случае нежелания клиента скачивать программу статус проверяется непосредственно по его идентификационному номеру. То есть, у вас два варианта — либо сдаться и заиметь-таки в своем гаджете Ashyq, либо делиться личными данными абы с кем без электронных заморочек, так сказать — по старинке. И какой-нибудь работник сауны, раньше не имевший особых полномочий, получит право наравне с представителями власти требовать — «предъявите-ка документик». А посетителям останется только делать «ку» и «не выпендриваться».

Впрочем, готовность носить «цак» и знать, перед кем сколько раз присесть, — еще не гарантия вольного перемещения. Хотя бы потому, что «цветовая дифференциация» не учитывает человеческий фактор. Пример: гражданин имеет «желтый» статус и, согласно концепции, не отходит от жилища дальше, чем на 500 метров. Соблюдая правила, он заходит в ближайший продовольственный магазин, где честно демонстрирует персоналу свою «желтизну». А дальше слово за бизнесменами — пустить или не пустить? Где гарантия беспристрастности в решении таких вопросов?

Вдобавок подводят порой не только люди, но и машины. Мы все помним времена тотального ЧП и встречи с полицейскими патрулями, оснащенными «пропускными» гаджетами. Мы все были свидетелями грандиозного провала Казнета, не выдержавшего натиска дистанционного образования. Когда хваленые образовательные ресурсы «легли» мертвым грузом, учителя и школьники с трудом, но выкрутились сами — спасибо мессенджерам! И неужели, не справившись с одномоментными видео-уроками детей, чиновники вдруг справятся с ежесекундным подключением к базе данных ради фиксации коронавирусного статуса? Не выдохнется ли Ashyq раньше, чем понадобится по-настоящему большому числу пользователей? На Плюке-то хоть визатор работал бесперебойно... Остается только пожелать удачи Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. И понадеяться, что они, равно как и их коллеги из здравоохраняющего ведомства, все-таки не живут на другой, «чатланской» планете и хотя бы немного учитывают объективные казахстанские реалии.

А КАК У НИХ?

Разумеется, Казахстан не первым воплотил в жизнь сценарий, некогда созданный талантливыми людьми смеха ради и полезных выводов для.

Одним из лучших примеров борьбы с COVID-19 называют Южную Корею. Там как раз существует приложение, отслеживающее перемещения зараженных. Схожая «погода» установилась и на Тайване.

В китайском городе Ханчжоу жителей снабдили личными QR-кодами. Как у нас, цветовыми: «зеленый» — ходи, где хочешь, «желтый» — соблюдай самоизоляцию семь дней, «красный» — сиди на карантине две недели.

Подсуетились еще в прошлом году власти Москвы — внедрили систему QR-кодов и СМС изначально — для входа в ночные клубы и бары. Позже присоединиться к проекту изъявили желание некоторые рестораны и кафе.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz