Казахстан
+3°
Boom metrics
Сегодня:
Общество24 февраля 2021 4:00

Фантазии Нур-Султана

10 декабря 1997 года акмолинцам был сделан подарок, о котором они и не могли мечтать, — их город стал столицей!
Антон ЧИРКОВ
Какой была Акмола до водружения на нее короны? Совсем не принцессой, скорее, золушкой — обычным провинциальным городком с провинциальной же внешностью.

Какой была Акмола до водружения на нее короны? Совсем не принцессой, скорее, золушкой — обычным провинциальным городком с провинциальной же внешностью.

Конечно, этот перенос не был неожиданностью: еще 6 июля 1994 года соответствующее постановление принял Верховный Совет Казахстана.

С той даты начались подготовительные работы. «КП» решила выяснить, что изменилось с тех пор и удалось ли городу выработать свой архитектурный стиль.

Ты помнишь, как все начиналось...

Какой была Акмола до водружения на нее короны? Совсем не принцессой, скорее, золушкой — обычным провинциальным городком с провинциальной же внешностью. Понятное дело, ни внешнее (облик), ни внутреннее (инфраструктура) содержание явно не соответствовали городу с таким высоким статусом. Была поставлена задача, которая формулировалась очень просто: взять и заново построить столицу-мегаполис.

Просто задача формулируется, да трудно выполняется. А трудности были, и какие! После распада Союза налаженные хозяйственные связи оказались разорваны, буквально все предприятия в стране лежали на боку, люди месяцами не получали ни зарплат, ни пенсий. А здесь целый город строить...

Стратегический расчет президента Нурсултана Назарбаева по переносу столицы оказался верным. Строительство новой столицы дало мощный мультипликативный эффект во всех отраслях экономики, благодаря чему молодое суверенное государство легче и быстрее других на постсоветском пространстве преодолело тяжелейший кризис. Принятая в те годы государственная программа «Расцвет Астаны — расцвет Казахстана» воплотилась в реальные и позитивные результаты.

Однако не будем углубляться в экономику — это тема для отдельного разговора. Нас сейчас интересует другое — каким же с той «переносной» поры стал — и продолжает становиться — родной для меня и многих моих друзей город? Давайте вместе по нему прогуляемся.

Диспозиция такая

Астана, теперь уже Нур-Султан, входит в десятку самых молодых столиц мира. Наряду с городами Нейпьидо (Мьянма), Нгерулмуд (Палау), Рамалла (Арабская Палестина) и другими. Однако у новой казахстанской столицы было перед ними одно явное преимущество — она возводилась, по сути, с чистого листа.

Как строятся и развиваются города? В основном, все происходит естественным, поступательным образом — они вырастают из деревушек, селений, крепостей. Акмола уже была городом. Ее старую, правобережную, часть решено было не трогать, поэтому новая столица Казахстана началась с освоения левого берега реки Ишим (Есиль).

То, как строилась Астана, начиная с утверждения генерального плана известного японского архитектора Кисе Курокавы и до сегодняшних дней, подробно описано в различных мемуарах. Пересказывать их особой нужды нет. А вот сравнить планы и реальность необходимость есть. По многим причинам.

Для начала хотелось бы остановиться на том, что больше всего волнует горожан, — насколько удобно и комфортно жить в столице.

К чему пришли?

На международной презентации Астаны было заявлено, что новая столица Казахстана будет строиться по современным канонам градостроительства, при этом будут использоваться передовые технологии. Из чего выходило, что город будет красивым, удобным, экологичным и, само собой, привлекательным для туристов. Даже появилось необычно звучащее для тех дней слово — «технополис».

Самый быстрый способ познакомиться сегодня со столицей Казахстана — это посмотреть на яндекс-карте. С высоты полета степного орла город смотрится довольно интересно. Видно, что в основу его генплана был заложен определенный и выразительный мотив. Если смотреть с запада на восток, то центральная часть композиции (левого берега) — это бульвар Нуржол. Создается впечатление, что вокруг него и строился новый город.

В этом месте мысленно сложим крылья и спустимся на землю, пройдемся. Нас с вами встречает оригинальный и величественный торгово-развлекательный комплекс «Хан Шатыр» (автор — известный английский зодчий Норман Фостер). Направляемся дальше — через парк Влюбленных проходим под аркой «КазМунайГаза» и выходим на Круглую площадь. По бульвару Нуржол подходим к монументу Байтерек. За ним — Поющие фонтаны и два бизнес-центра, здания-стражи — Алтын Орда, охраняющие площадь и резиденцию президента — Ак Орду. За ней, через речку, парк Феникс, разбитый в форме птицы, как бы летящей к пирамиде — Дворцу мира и согласия, напротив которого наш променад заканчивается у стелы «Казак Елi».

-

-

Да, с высоты все это выглядит красиво и интересно. Четко прорисовываются ландшафтные орнаменты, многоцветье цветочных клумб в виде разных геометрических фигур. Однако виртуальное путешествие длится хоть и увлекательно, да недолго.

А в реальности наш с вами пеший тур займет гораздо больше времени — протяженность всего обозначенного маршрута составляет почти 5 километров. И это по прямой! А ведь на этом пути есть еще мост через речку. Преодолеть такое расстояние, не растеряв позитивно-познавательный настрой, довольно сложно. И вот почему.

Если мы с вами пройдем по этому маршруту хотя бы пару километров, то начнем понимать: то, что со спутника выглядит красиво и эффектно, на земле воспринимается совсем по-другому. В частности, гигантские расстояния между зданиями, которые просто невозможно преодолеть пешком, безлюдные пространства и много «непонятной» земли. Кстати, для всего этого есть особый термин — «синдром Бразилиа» (см. «Справка «КП»).

Все это дало повод отечественным КВНщикам пошутить, что наша столица создана для птиц и космонавтов. Но мы-то с вами ходим по земле! То, что наш маршрут-бросок, трудный для преодоления летом, практически невозможно покорить астанинской зимой — говорить излишне. И это главная прогулочная артерия столицы!

Специально опросил своих знакомых, проходили ли они по этому главному променаду от начала до конца. Отыскался один — он года два назад сопровождал какого-то настырного туриста. А вот по московскому Арбату гулять приятно и хочется не только приезжим, но и (что принципиально важно) самим москвичам. Причем, и зимой, и летом. То же самое можно сказать и о Флориде — главной пешеходной улице Буэнос-Айреса, и о Лонг-Стрит в Кейптауне, и о Тайм-сквер в Нью-Йорке, и о челябинском «Арбате» — «Кировке», где людям интересно, удобно и приятно гулять-отдыхать. Примеров по-настоящему живых пешеходных улиц много.

С большим сожалением приходится констатировать, что действительно замечательная идея тематической пешеходной улицы не нашла своего достойного воплощения. Даже во время проведения EXPO, когда в Астане было пруд пруди туристов, бульвар Нуржол был как всегда полупустынным. Почему так? Да потому что там гулять неинтересно. Некие городские службы это все-таки увидели и попытались ситуацию исправить — сделали на бульваре несколько инсталляций. Но и кони положение не спасли. Бульвар превратился в транзитную улицу, где люди не задерживаются. Именно по этой причине он проиграл городской набережной. Там люди гуляют всегда.

На левом берегу необходимо обратить внимание на архитектуру. Здесь, как мы помним, все строилось с нуля. То есть творческому полету зодчих столицы ничто не могло помешать, но...

-

-

Что-то пошло не так

Для того, чтобы понять главную идею архитектурного облика столицы, мне пришлось снова обратиться к тем самым мемуарам экс-градоначальников. Вот какую мысль приводит один из них: была поставлена задача — построить евразийскую столицу, где приезжающие со всего мира люди должны были чувствовать себя, как дома. Это обусловило необходимость симбиоза западного и восточного архитектурных стилей.

Идея отличная! Она, по логике вещей, предполагала появление, к примеру, различных этнокварталов (как чайна-таунов). Где властвовали бы соответствующий дух, колорит, настроение, цвет и, конечно же, определенный архитектурный стиль. И где все это?

Этно-кварталов нет, вместо них — здания, которые как бы олицетворяют разные культуры: отель в виде китайской пагоды, дом «Триумф Астаны» в виде сталинской высотки, ресторан, стилизованный под украинский хуторок, рядом с которым шесть других ресторанов — в русском стиле, узбекском, итальянском, грузинском, корейском и даже японском. В народе это место называют «пьяной улицей». Интересно, кто додумался поставить их всех в один ряд? Может, тот, кто знакомился с этими стилями изнутри?

Есть еще этно-ЖК, которые именуются «Миланский квартал», «Испанский квартал»... Но это, конечно, не кварталы, а жилые здания в том или ином стиле. Что характерно, все «квартальное» жилье элит-класса. Эти жилые комплексы стоят, понятное дело, обособленно, а потому здесь не погуляешь, как на Брайтон-Бич...

Справка «КП»

Столица Бразилии построена в виде бабочки с разбалансировкой органичной связки «расстояние — единый архитектурный стиль — точки притяжения», что является классической ошибкой в городской архитектуре.

Продолжение следует.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz