Одним из последствий стали сотни закрывшихся предприятий. Но были и такие, кто сумел успешно провести корабль своего бизнеса через это тяжелое испытание.
Одним из последствий стали сотни закрывшихся предприятий. Но были и такие, кто сумел успешно провести корабль своего бизнеса через это тяжелое испытание. «Комсомолка» на своих страницах будет рассказывать о реальных историях успеха таких людей. С первым мы решили побеседовать с Сергеем Хегаем, генеральным директором ТОО Mega SMART, одной из крупнейших мебельных компаний страны, о том, как суметь не просто выжить в кризис, но и сделать его отправной точкой для роста.
— Сергей, для многих пандемия и ее последствия стали неразрешимой проблемой. Расскажите, как вы сумели с ней справиться?
— Как и все, я, естественно, не подозревал о грядущей пандемии, но было четкое понимание, что нужно развиваться в новых направлениях. Можно назвать это по-разному: интуиция, «чуйка», «шестое чувство», но, считаю, бизнесмену без этого чувства никуда. Так и меня оно еще никогда не подводило. Наш бизнес на тот момент был заточен, в основном, на производстве МДФ панелей, которые мебельные компании, купив у нас, потом нарезают, обрабатывают и облицовывают ими фасады.
Сергей Хегай.
Второе наше направление — это производство мебели на заказ для частного сектора. Кстати, еще задолго до начала пандемии мы начали разработку новых серий офисной и школьной мебели. Когда в марте был объявлен режим ЧП, у нас, как и у многих, начались серьезнейшие проблемы со сбытом. Дело в том, что больше половины производимых нами плитных материалов шло на экспорт, в страны Центральной Азии, а оставшуюся часть мы продавали внутри Казахстана.
И вот представьте: начинается жесткий карантин, все мебельные базары и торговые центры закрыты. Границы тоже закрывают, а сырье мы получали из-за рубежа: саму черновую плиту МДФ — из России, а всю отделочную часть — из Южной Кореи. Но, благо, у нас производство плановое, и были созданы запасы сырья на три месяца вперед. То есть, физически работать мы могли, но ведь нужно ежемесячно платить налоги, арендную плату, зарплату сотрудникам, а где взять живые деньги, если рынка сбыта нет, продажи встали и выручка равна нулю?
Прежде всего, я принял принципиальное решение: как бы тяжело не было, никого увольнять не будем. На период карантина мы закрыли офис, женщины работали дистанционно, а все мужчины, независимо от должности — от коммерческого директора до простого менеджера — пошли работать в цех: карщиками, помощниками мастера, упаковщиками. Люди поддержали, потому что понимали, что если мы хотим продолжать выплачивать сотрудникам зарплаты, то должны принимать нестандартные решения. Специально пригласили медицинского специалиста, который наладил нам карантинные меры: замер температуры, масочный режим и санобработку, поддержку правильным питанием и витаминами. Например, стали поить людей чаем с лимоном и шиповником.
Теперь надо было наладить сбыт. Я лично начал обзванивать все строительные компании и госструктуры. С того момента, как Туркестан стал областным центром бывшей ЮКО, он начал очень активно застраиваться. И, например, из Туркестана отозвалось очень много строительных компаний. Мы ведь находимся рядом, поэтому с точки зрения логистики им было очень выгодно закупать мебель именно у нас. Сервис, складские площади — все под боком. Когда они приехали и увидели, что прямо рядом с ними, оказывается, есть современная мебельная фабрика, соответствующая самым строгим международным стандартам, были очень удивлены. Таким образом, мы загрузили производство. Так что в 2020-м году, можно сказать, мы выжили за счет корпоративных заказов и поставок в Туркестан.
Я горжусь тем, что в пандемию, в самое сложное время, мы сохранили всех наших сотрудников, всем регулярно выплачивали зарплаты. В то время как многие другие предприятия просто отправляли людей в бессрочный отпуск без содержания или вообще увольняли. У меня простая философия — «Мой коллектив — это наша Smart-семья». Ведь сами посудите, на работе с коллегами мы проводим больше активного времени, чем со своей семьей. Поэтому коллеги — это твои близкие люди, которым ты должен помогать в трудную минуту. «Один за всех — и все за одного», как в фильме про мушкетеров, помните? И вот здесь выдался шанс воплотить эту философию в жизнь на деле, а не на словах. И люди это почувствовали, и как итог, улучшился климат в компании, выросла самоотдача людей, их мотивация. Знаете, сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что для нас это был серьезнейший вызов, из которого мы вы-шли более сильными, чем были до него.
— Чувствуется поддержка государства?
— Мне очень нравится, что сегодня государственная политика в стране заточена на развитие производственных предприятий, и есть много госпрограмм, направленных на конкретную поддержку и развитие бизнеса. И я считаю: наша компания добилась успеха во многом благодаря помощи государства. К примеру, когда в 2014 году мы хотели строить завод, банки поначалу отказали нам в финансировании, поскольку у нас была нехватка залогового имущества. Мы обратились в Фонд развития предпринимательства «Даму», который предоставил банку гарантии на 50% кредита. Очень большой поддержкой для нас стало выделение земельного участка в 2 га в индустриальной зоне «Тассай». Во время строительства нам предоставили трансформатор, коллекторы воды и газа, канализацию, проложили асфальтовую дорогу до участка. Представляете, во сколько бы это обошлось, если бы бизнесмены делали это на свои средства? После мы заключили с Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК инвестиционный договор, согласно которому эту землю на грантовой основе нам передали в собственность. Также мы получили льготные кредиты по госпрограммам «Даму-Өндіріс» и «Дорожная карта бизнеса-2020». Это льготное финансирование, когда компания выплачивает только часть процентов, а оставшуюся часть закрывает государство. Это, конечно, нам очень сильно помогло.
— Крупный бизнес подразумевает и определенную социальную ответственность...
— Естественно, по-другому и быть не может. У нас есть Региональный совет Палаты предпринимателей «Атамекен» Шымкента, в котором я состою. Мы там, в том числе, как раз координируем свои усилия по помощи многодетным и бедным семьям, ветеранам Великой Отечественной войны. Недавно многодетной матери, которая одна воспитывает 12 детей, совместно с Регсоветом купили квартиру, поставили ей кухонный гарнитур. Когда были известные события в Арыси, наводнение в Макта-арале, организовывали людям поставки продуктов и лекарств. Так же и в пандемию, когда на пике больницы были переполнены, и многие заболевшие даже не могли попасть в больницу, потому что не было мест. Люди лежали в коридоре, на полу. Мы купили 80 кроватей и подарили их горбольнице.
— Поделитесь планами на будущее.
— Если говорить глобально, у меня есть мечта — изменить мебельную индустрию в нашей стране. Я хочу, чтобы Казахстан обладал такими технологиями, чтобы в других странах мира казахстанская мебель пользовалась большим спросом. Когда это произойдет, я могу сказать, что удовлетворен. Если мы говорим о ближайших 5 годах, то есть несколько интересных амбициозных проектов, которые мы планируем реализовать в самое ближайшее время. Вообще, я считаю, любая компания должна непрерывно динамично развиваться. Причем, если прирост будет 10% в год, то можно назвать это застоем. А если сегодня у тебя происходит застой, то значит, уже завтра тебя кто-то опередит. Чтобы этого не случилось, надо постоянно быть в тренде, отслеживать все достижения индустрии.
Мы постоянно присутствуем на крупнейших мировых выставках в Германии, Италии, России, Китае и Турции. Это международные площадки, где встречаются все крупнейшие игроки мебельной индустрии. Презентуют свои новинки, новые технологии, общаются с партнерами. Для нас, конечно, интереснее всего выставка в Москве, поскольку она ориентирована на постсоветское пространство, и там собираются компании со всего СНГ. После выставки я всегда еду на заинтересовавшие меня предприятия, изучаю оборудование или технологии и потом принимаю решение, стоит ли нам их внедрять в Казахстане.
СПРАВКА «КП»
ТОО Mega SMART — крупнейшая в Шымкенте и одна из самых динамично развивающихся в стране мебельных компаний, обладающая производством полного цикла — от дизайна до конечной установки «под ключ». Помимо первого и единственного завода в СНГ, производящего рельефные глянцевые панели МДФ по уникальной запатентованной технологии, компания производит широкие линейки офисной и школьной мебели. Экспортирует свою продукцию в Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Россию и Беларусь.
У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.
Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.
Перейти на канал: https://t.me/kp_kz