Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Общество9 марта 2021 3:40

Обман зрения?

Многим алматинцам, да и казахстанцам из других регионов, Казахский НИИ глазных болезней или, как его чаще называют, «Глазной институт» — один из крупнейших в стране офтальмологических центров, известен не понаслышке
В 2007 году по договоренности с институтом Шамиль построил на его территории для своего магазина очков небольшое здание.

В 2007 году по договоренности с институтом Шамиль построил на его территории для своего магазина очков небольшое здание.

Фото: Фото автора.

Пришедшие подлечить свое зрение граждане прекрасно помнят расположенный рядом с центральным входом небольшой павильон «Оптика», в котором, получив рецепт в институте, можно было подобрать очки или купить нужные лекарства. И вот 2 марта неожиданно для многих пациентов он оказался закрыт и опечатан. Хозяин «Оптики», о которой идет речь, — алматинский предприниматель Шамиль Шакиров — обратился в редакцию нашей газеты за помощью, заявив, что стал жертвой рейдерского захвата. «Комсомолка» решила разобраться в ситуации.

По словам предпринимателя, начинал он свой бизнес с небольшой торговой точки внутри здания НИИ глазных болезней еще в начале 2000-х годов. Сестра работала продавцом, брат изготавливал очки. Постепенно семейный бизнес, что называется, стал налаживаться. В 2007 году по договоренности с институтом Шамиль построил на его территории для своего магазина очков небольшое здание.

— Я это здание построил не просто на свои личные средства, а буквально своими руками, сам укладывал здесь каждый кирпичик, — рассказывает Шамиль Шакиров. — Пока Глазной институт принадлежал государству, у меня с ними не было никаких проблем, я всегда регулярно и вовремя платил за аренду, за 20 лет не было ни одной конфликтной ситуации.

Но в 2018 году Казахский НИИ глазных болезней в рамках кампании по приватизации гособъектов был продан в частные руки. Пришло новое руководство. И вот тут у Шакирова, так же как и у владельца расположенной по соседству аптеки, начались проблемы. Если до этого они работали, арендуя у Глазного института землю, на которой находились построенные ими торговые точки, то теперь им предложили новый договор. Согласно ему арендовать у института им придется именно помещения, о праве собственности на которые заявил НИИ глазных болезней. С этим предприниматели не согласились.

С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ...

Прежде всего мы решили связаться с руководством Казахского НИИ глазных болезней, чтобы выяснить его позицию по этому вопросу.

— Земля и расположенные на ней здания находятся в частной собственности института, и у нас есть все соответствующие документы, подтверждающие это, — сообщила и. о. генерального директора Казахского НИИ глазных болезней Нэйля Алдашева. — Можем мы представить вам (журналистам. — Прим. ред.) эти документы или нет, будут решать наши юристы. Претензии этих людей необоснованные. О расторжении договора арендаторам было сообщено заранее. Мы им предоставили достаточно времени для того, чтобы они смогли уладить проблемы со своим бизнесом. От всех предложенных нами условий они тоже отказались. Людям, которые много лет думали, что эти здания принадлежат им, трудно, наверное, это принять, но, повторюсь, на сегодняшний день и земля, и здания находятся в собственности Казахского НИИ глазных болезней, и у нас есть все подтверждающие документы. Если встает вопрос о судебных разбирательствах, то мы готовы действовать и в этой плоскости.

В конце 2020 года, как раз перед новогодними праздниками, предпринимателей уведомили, что продлевать договор об аренде земли, который заканчивается 31 декабря, в новом году с ними не будут. Взамен предложили новый временный договор на три месяца, где им в аренду предлагалась уже не земля, а помещения, которые они же и построили. После того, как предприниматели с этим не согласились, им предложили освободить помещения.

— Это же отъем бизнеса, чистое рейдерство, — продолжает рассказ Шамиль Шакиров. — Институт не затратил ни тиына на строительство этого здания, а за его содержание, за электричество, воду и прочее я уплатил также до последнего тенге. Все документы о том, что здание якобы было построено самим институтом, — это чистой воды фальсификация, и мы докажем это в суде. Пока ни на какие компромиссы они идти не собираются. Насколько я знаю, в отобранном у меня помещении они планируют открыть свою оптику.

По словам предпринимателя, доказательством того, что здание почти 14 лет назад построил именно он, может служить сохранившийся у него подлинник письма, в котором Глазной институт просит Минздрав разрешения на субаренду земельного участка и в котором прямо говорится, что на участке расположен построенный Шакировым павильон, на что министерство дает добро. Точно такое же согласование было проведено и с Госкомимущества. Подтверждает это и прошлое руководство НИИ глазных болезней, уволенное с приходом новых учредителей.

— Если продолжить здесь работать не удастся, то пускай мне хотя бы возместят стоимость построенного мной здания, — говорит предприниматель. — В таком случае необходимо провести независимую экспертизу, оценив павильон по рыночной стоимости, и договориться о цене. Это мой единственный бизнес, которым я кормлю всю свою семью, а сейчас я его лишился — это то же самое, как выкинуть человека на улицу из его же квартиры. Я буду бороться за свою собственность, буду подавать иск в суд. Сейчас там остались только пустые прилавки, все оправы и оборудование мы вывезли. Так что будем ждать решения суда. Президент заявляет о поддержке предпринимателей, и в то же время у людей открыто, ничего не боясь, забирают налаженный бизнес.

ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ

Когда хозяйке расположенной по соседству, буквально под одной крышей, аптеки принесли уведомление с предписанием покинуть помещение, ей стало плохо, вызвали «скорую помощь». На следующий день с ней удалось побеседовать, и она подтвердила, что здание аптеки было построено ею рядом с оптикой в 2011 году, и сейчас она также планирует обратиться с иском в суд. Тем временем юридический консультант предпринимателя, эксперт Алматинской юридической корпорации Александр Перегрин на перспективы дела смотрит со сдержанным оптимизмом.

— Гражданский кодекс РК предусматривает несколько оснований возникновения права собственности, — отметил Александр Перегрин. — Первым является создание вещи, проще говоря, тот, кто создал вещь, становится ее собственником. В данном случае создателем сооружения — павильона «Оптика» — является физическое лицо, господин Шакиров. Павильон построен законно, при наличии всех необходимых разрешений собственника земельного участка. За использование этого участка, на котором расположен павильон, господин Шакиров регулярно оплачивал арендную плату. Однако институтом после его приватизации на павильон заявлены претензии. В письмах, направленных господину Шакирову, институт ссылается на некий документ, якобы подтверждающий самостоятельное строительство павильона институтом и его ввод в эксплуатацию в 2020 году, копия которого была вручена ему в ходе переговоров. В действиях института, если это только не досадная ошибка в делопроизводстве, усматривается попытка незаконного захвата собственности и бизнеса господина Шакирова.

Этот акт, если на его основании уже проведена государственная регистрация павильона как собственности института, представляет реальную угрозу правам господина Шакирова как собственника. И первый шаг, который мы намереваемся сделать уже в самое ближайшее время, — это оспорить действительность акта в суде. Полагаем, что институт вряд ли сумеет доказать строительство павильона «Оптика» собственными силами, и суд защитит права господина Шакирова на созданный им объект. Ну а попытки работников института силой захватить павильон — это явное самоуправство, уголовно наказуемое деяние, о чем руководство НИИ глазных болезней уведомлено. И, конечно, наличие претензий института к чужой собственности, возникших после его приватизации, порождает вопросы к самой приватизации. В частности, к составу имущества, включенного в оценку приватизируемого предприятия. Поэтому и с приватизацией тоже придется разбираться.

С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ НЕ ВЫЙДЕТ

Редакция «Комсомолки», со своей стороны, пока воздержится от оценок, предоставив суду возможность поставить точку в этой громкой и скандальной истории. И надеемся, что суд вынесет справедливое решение. А пока просто напомним слова президента нашей страны о необходимости поддержки малого бизнеса. «Вы знаете мою принципиальную позицию — следует всячески поддерживать отечественный бизнес, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать», — эти слова президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сказал в июле 2019 года.

Не изменилась его позиция и в наступившем 2021 году, по крайней мере, выступая на расширенном заседании правительства в январе, он поручил правительству и НПП «Атамекен» поддержать малый бизнес, итак изрядно потрепанный пандемией. «Малый и средний бизнес обеспечивает людей рабочими местами. Поэтому то, в каком состоянии находится эта отрасль, отражает экономическое положение казахстанцев. В этом году очень важно оказать поддержку малому и среднему бизнесу», — подчеркнул глава государства. «Комсомолка» продолжит следить за развитием ситуации.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz