Казахстан
+10°
Boom metrics
Сегодня:
Общество17 марта 2021 4:40

Душа казахского народа — в музыке

Накануне великого народного праздника Наурыз в Алматы открылась выставка казахских традиционных музыкальных инструментов
На этой домбыре любил играть Каныш Сатпаев в перерывах между научной работой.

На этой домбыре любил играть Каныш Сатпаев в перерывах между научной работой.

Фото: Фото автора.

Экспонаты собраны на основе фондовой коллекции Центрального государственного музея РК. Многие из них принадлежали выдающимся деятелям культуры и науки, акынам... Центральное место в экспозиции занимают два самых распространенных вида национальных инструментов — домбыра и кобыз.

— Домбыра имела огромное значение в жизни казахов. Поэтому она всегда занимала особое почетное место в юрте. Не зря про нее говорят: «домбыра — душа казахского народа». Этот музыкальный инструмент никогда не ставили на землю, а вешали на стену, на ковер. На изготовление качественной домбыры уходило примерно 3-4 года. Мастера экспериментировали с формой корпуса и грифа, стараясь извлечь из инструмента наиболее красивый звук. Поэтому на выставке домбыры не похожи друг на друга и отличаются от современной каплевидной формы, — говорит куратор выставки, руководитель отделов по хранению фондов Маржан Жунусова.

На выставке представлены разные формы домбыры.

На выставке представлены разные формы домбыры.

Фото: Фото автора.

Один из самых старинных экспонатов — миниатюрная домбыра любимой жены Абая Кунанбаева Дильды Алшынбайкызы. Инструмент богато инкрустирован костью, а его изготовление заняло много времени. В музей домбыра попала от потомков старшего брата Абая — Исхака. Правнучка Саида Архамовна передала ее в музей в 1978 году.

Еще один уникальный экспонат выставки — домбыра великого музыканта Амре Кашаубаева, благодаря которому о казахской музыке узнали в Европе.

Жыланбас - музыкальный инструмент с колокольчиками.

Жыланбас - музыкальный инструмент с колокольчиками.

Фото: Фото автора.

— Мы не можем утверждать, что именно с этой домбырой он ездил в Париж, где покорил публику виртуозным исполнением. Однако то, что часто играл на ней, это доподлинно известно. В фонд музея домбыру передала его супруга в 1947 году, — продолжает куратор. — Следующая домбыра — простенькая на вид, но очень красивая по звучанию — принадлежала народному артисту Елюбаю Умирзакову. Она изготовлена из березы и декорирована маленьким зеркалом. Он считал, что, отражая лучи солнечного света, домбыра таким образом помогает визуально передать красоту мелодии. Домбыра была передана в 1914 году в Оренбургский исторический музей, а потом — в наш фонд. Стоит отметить, что береза считалась одним из самых популярных видов дерева для изготовления музыкальных инструментов, так как древесина хорошо поддается обработке.

Впрочем, любили играть на домбыре не только артисты. Так, великий ученый Каныш Сатпаев часто в перерывах между научными работами брал в руки домбыру и черпал вдохновение.

Гигантский нар-кобыз из верблюжьей кожи.

Гигантский нар-кобыз из верблюжьей кожи.

Фото: Фото автора.

— Домбыру ему подарил коллега по работе. И по ее внешнему состоянию сразу видно, что она не просто висела на стенке в его рабочем кабинете, а часто использовалась, — отметила Маржан Жунусова.

На сегодня в фондах музея хранится около 200 музыкальных инструментов: струнные — жетіген, шертер, қобыз, духовые — сыбызғы, сазсырнай, язычковые — шанкобыз, ударные — асатаяқ, тұяқ, қоңырау и др. Часть из них представлена на выставке «Бабадан қалған сырлы әуен». Например, при входе в зал сразу бросаются в глаза два больших кобыза, высота которых составляет почти полтора метра. Сделаны они из верблюжьей кожи именитыми мастерами своего времени. И называются нар-кобыз (нар в переводе с казахского — верблюд).

Кобыз - струнный смычковый инструмент (дерево, кость, перламутр).

Кобыз - струнный смычковый инструмент (дерево, кость, перламутр).

Фото: Фото автора.

— Наши предки с малых лет старались прививать детям любовь к музыке. И были очень популярны фигурки животных «ортек». Чаще всего наши предки делали фигурки козликов. Они состояли из нескольких подвижных деталей, к концам которых привязывались тонкие нити. Второй конец нитей музыкант привязывал к пальцам, и когда играл на домбыре, козлики не просто двигались в такт, но и исполняли целый спектакль. Таким образом, детям прививалась любовь к музыке, наглядно вырабатывалось чувство ритма, — уточняет Маржан Жунусова. — Стоит отметить, что музыкальное искусство во все времена занимало значительное место в жизни казахского народа. Многовековые музыкальные традиции казахов являются неотъемлемой частью самобытного народного творчества, передававшегося из поколения в поколение. Основу музыкальной культуры составляют как песенные, импровизационно-эпические, так и инструментальные произведения. Благодаря богатым музыкальным традициям народа произошло разделение казахской музыки на песни и инструментальные пьесы — «күй», формировались характерные ритмические и тональные особенности народной музыки. Особое место в музыкальной культуре занимают такие музыкальные инструменты, как домбыра, кобыз, шертер, жетыген, асатаяк, сыбызгы, кос сырнай, керней, дауылпаз и т.д.

Большинство экспонатов переданы музею в дар от родных и близких выдающихся личностей. Часть экспонатов «добыта» во время специальных поездок по регионам Казахстана с целью сохранить редкие музыкальные инструменты. Так в музей попал красивый ударный музыкальный инструмент туяк, сделанный из копыт и украшенный эмалью. Он был привезен в 1982 году из Атырауской области.

Ортек - фигурки животных, которые приводятся в движение музыкантом во время игры на домбыре.

Ортек - фигурки животных, которые приводятся в движение музыкантом во время игры на домбыре.

Фото: Фото автора.

Значительное место в фондах Центрального государственного музея РК занимают памятники культуры и искусства, среди которых народные музыкальные инструменты, концертные аксессуары, одежда и др., принадлежавшие представителям казахской интеллигенции, известным музыкантам, певцам и артистам. Так, на выставке «Бабадан қалған сырлы әуен» наряду с музыкальными инструментами экспонируются концертные аксессуары, а также предметы изобразительного искусства. Как Наурыз принято праздновать в течение месяца, так и выставка будет открыта для посетителей в течение всего марта.

Что? Где? Когда?

Выставка «Бабадан қалған сырлы әуен». Алматы, Центральный государственный музей РК, мкр. «Самал», д. 44. Контактные телефоны: 264-46-50, 264-09-66, 264-55-77.

Тайтуяк - ударный музыкальный инструмент из копыт животных.

Тайтуяк - ударный музыкальный инструмент из копыт животных.

Фото: Фото автора.

Домбыра из березы с вставленным зеркалом Елюбая Умирзакова.

Домбыра из березы с вставленным зеркалом Елюбая Умирзакова.

Фото: Фото автора.

Домбыра из березы с вставленым зеркалом Елюбая Умирзакова.

Домбыра из березы с вставленым зеркалом Елюбая Умирзакова.

Фото: Фото автора.

Именная домбыра Куляш Байсеитовой.

Именная домбыра Куляш Байсеитовой.

Фото: Фото автора.

Кобыз струнный смычкой инструмент.

Кобыз струнный смычкой инструмент.

Фото: Фото автора.

Куратор выставки Маржан Жунусова.

Куратор выставки Маржан Жунусова.

Фото: Фото автора.

Миниатюрная домбыра любимой жены Абая Кунанбаева инкрустирована костью и бархатом.

Миниатюрная домбыра любимой жены Абая Кунанбаева инкрустирована костью и бархатом.

Фото: Фото автора.

На этой домбыре любил играть в перерывах между работой Каныш Сатпавев.

На этой домбыре любил играть в перерывах между работой Каныш Сатпавев.

Фото: Фото автора.

Наркобыз высотой почти полтора метра из верблюжьей кожи.

Наркобыз высотой почти полтора метра из верблюжьей кожи.

Фото: Фото автора.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz