Сегодня:
Общество31 марта 2021 7:40

Полвека человека: Особый шарм прекрасной эпохи

Еще один заметный сдвиг, который пришелся в СССР (и Алма-Ате!) на эпоху 1960-х, был связан с коренным пересмотром отношения жителей к своей внешности
Женщины той поры менялись и расцветали на глазах!

Женщины той поры менялись и расцветали на глазах!

Фото: Архив автора

Женщины той поры менялись и расцветали на глазах!

Время красавиц

Впервые, пожалуй, с момента появления «государства рабочих и крестьян» в стране возникла не только потребность, но и возможность выглядеть подобающе строителю нового общества. И основополагающий тезис, что «в человеке все должно быть прекрасно» (и душа, и тело!), наконец-то обрел свою изначальную цельность.

Особенно, конечно, этот момент пришелся по душе советским женщинам, естественным носительницам того заповеданного природой стремления выглядеть. Выглядеть на 101%!

«Красавиц видел я немало.

И в журналах, и в кино», — утверждал кумир советских женщин Муслим Магомаев. И добавлял:

«Но ни одна из них не стала

Лучше милой все равно». И он, черт возьми, был прав!

Остается выяснить, в каких журналах и каком кино мог видеть Магомаев обилие красавиц?

Насчет кино все просто. Разыщите популярные ленты 60-х и все поймете сами. Именно в те годы на наших экранах появились и заблистали не только «спортсменки и красавицы» в образах Натальи Варлей, Людмилы Гурченко или Натальи Селезневой, но и неравнозначные персонажи Анастасии Вертинской и (совсем уж неоднозначные) Светланы Светличной. А «иконы стиля» тогдашней социалистической эстрады? Ими можно вполне дополнить перечень. Эдита Пьеха, Анна Герман, Майя Кристалинская... Да мало ли?

А журналы? О журналах надо поговорить отдельно.

Бренд своими руками

Именно в те годы обрела массовые тиражи и стала предметом массового вожделения такая культовая периодика для женщин, как таллинский «Силуэт» и рижские «Ригас модес», модные журналы Москвы и Ленинграда. Свой «Журнал мод — Модалар журналы» с 1958 года выпускался и в Алма-Ате периодичностью два раза в год на русском и казахском языках. Нельзя сказать, что он был столь же популярным у алма-атинских модниц, как издания из Прибалтики или Москвы, но жажда выглядеть достойно являлась в те годы такой всемерной, что и он ненадолго задерживался в ларьках «Союзпечати». Что и говорить, за «центральными» журналами к счастливым первообладательницам выстраивались длинные и нервные очереди. Потребность быть модными (и красивыми) витала в воздухе.

-

Фото: Архив автора

Как и всегда, самая модная одежда демонстрировалась самыми красивыми представительницами женского племени. Потому, несмотря на яркую дамскую заданность, журналы мод с удовольствием просматривали и самые брутальные мужчины (Магомаев тому свидетель). Но если горящие мужские взоры устремлялись лишь на фотографии, то главной ценностью женского взгляда были выкройки, составлявшие сердцевину каждого журнала. Их посредством кальки и мыльного обмылка переносили на ткань, раскраивали и шили на себя аналог того, в чем так возбуждающе красовались манекенщицы на фотографиях.

Кроить и шить в те годы умели практически все советские женщины. Это передавалось им от матерей вместе со швейными машинками, представлявшими собой полноценное составляющее типового наследства. Машинки, когда-то скопированные советской промышленностью с фабрикаций знаменитого «Зингера», были двух типов — ножные и ручные. (Электрические еще только появлялись.) Ножные, с чугунной педалью, убирались внутрь столешницы, ручные — прятались в специальный фанерный короб. Впрочем, убирались и прятались редко, потому как не простаивали. Домашние мастерицы ведь шили не только модные вещи для себя, но и постельное белье для семьи, одежду для детей, скатерти и чехлы для мебели и шторы для окон.

-

Фото: Архив автора

В 60-е годы швейные машинки еще стрекотали в СССР повсеместно и во всю. Однако именно те годы обозначили кардинальные перемены в их судьбе. Оживление массового ассортимента торговли и появление большого количества «ателье мод» и всяких пошивочных (о чем мы говорили ранее) становилось альтернативой домашнему женскому рукоделию.

Шанель и «Красная Москва»

Конечно, я далек от мысли, что женщины оставались равнодушными к своей внешности даже в самые страшные моменты нашей истории. Но эпоха массового внимания к своему отражению в зеркале пришлась именно на 60-е. Это связано и с возможностями государства, и с послаблениями идеологии, и с изменением социальных отношений к идеалу. Быть красивой и ухоженной более не считалось зазорным.

-

Фото: Архив автора

Государство более не препятствовало, и даже поощряло стремление советских женщин быть впереди планеты всей, пусть даже виртуально. Если наша Терешкова была первой в космосе — чего стесняться и ужиматься остальным? Симптоматично, что в 1967 году в Москве состоялся Первый международный фестиваль мод, гостьей которого, между прочим, была великая Коко Шанель!

Но способность (и возможность) красиво (и модно) одеться вовсе не означала решения всех проблем с внешностью. А прическа? А макияж?

-

Фото: Архив автора

Макияж? Вряд ли в те годы термин был в ходу. Вместо «сделать макияж» говорили «намазаться» (нетерпеливые мужчины, грубо) или «припудриться», «накраситься» (сами женщины). Парфюмерия тех лет вряд ли возбудит нынешних красавиц своим ассортиментом. Пудра, помада (как правило, одна на все случаи), тушь для ресниц (в картонной коробочке с маленькой щеточкой, на которую вначале действа нужно было поплевать). Венчали процесс какие-нибудь «цветочные духи» (в идеале — «Красная Москва»).

С прическами также особо не изощрялись так, как ныне. Хотя... Хотя волосы красили, в том числе «хной», или обесцвечивали («химией»), завивали, используя «бигуди» (красавица, украшенная бигуди, была обычной в домашних условиях) или многомесячный «перманент». Правда, в те времена опять входили в моду минималистические и практичные стрижки, но это скорее вековые колебания, нежели устойчивые тенденции.

-

Фото: Архив автора

Но вместе с многочисленными «ателье мод» в те же 60-е годы в городе появились первые «салоны красоты», в которые сразу выстроились очереди из алма-атинских красавиц, желавших быть еще краше. И немудрено, ведь реклама обещала, что там «разгладят морщины, удалят веснушки, пигментные пятна, избавят от угревой сыпи и татуировки, оздоровят волосы и вообще помогут советом».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz