Казахстан
+7°
Boom metrics
Сегодня:
Общество14 апреля 2021 5:00

Продам щебенку с тысячелетней историей. Недорого!

Петроглифы — именно так называются древние наскальные изображения, высеченные или нанесенные краской прямо на камне
Буквально в 500 метрах от скал с нанесенными петроглифами зияет карьер, в котором добывают камень-плитняк, тут же находится камнеобрабатывающий цех. Фото: Бактыгуль БУРБАЕВА.

Буквально в 500 метрах от скал с нанесенными петроглифами зияет карьер, в котором добывают камень-плитняк, тут же находится камнеобрабатывающий цех. Фото: Бактыгуль БУРБАЕВА.

Они — словно своеобразная картинная галерея под открытым небом, где есть возможность увидеть мир таким, каким созерцали его наши предки, — например, две-три тысячи лет назад. Сегодня под угрозой уничтожения оказались уникальные петроглифы в Архарлы, в Алматинской области.

О том, как этого не допустить, корреспонденту «Комсомолки» рассказала Ольга Гумирова, журналист, археолог-любитель и координатор группы «Охотники за петроглифами» — команды волонтеров-энтузиастов, занятых поиском и сохранением древних наскальных рисунков (на фото).

— В августе 2017 года мне написали в соцсетях, о том, что в северо-западной части горного массива Архарлы, в 150 км от Алматы, разрушаются уникальные петроглифы, — рассказала Ольга Гумирова. — В то время был жив недавно ушедший от нас Алексей Марьяшев, выдающийся ученый-археолог, специализирующийся на петроглифах, и мы вместе с ним немедленно отправились на место. Информация подтвердилась. Мы обнаружили, что центральное скопление петроглифов, где возможно были сотни наскальных рисунков, было уничтожено почти полностью — каким-то чудом уцелело несколько сцен. В том же году по итогам нашей экспедиции чиновники пообещали провести экспертизу и остановить работу предприятий, действующих в Архарлы, но, увы...

Буквально в 500 метрах от скал с нанесенными петроглифами зияет карьер, в котором добывают камень-плитняк, тут же находится камнеобрабатывающий цех. Рядом выросли огромные терриконы из песчано-гравийной смеси. По словам местных жителей, здесь активно работают и нелегальные «дикие плиточники». Архарлинский камень явно пользуется спросом, и это неудивительно.

«Плитняк габбро-диабазовый превосходит плитняк других пород — мрамор, сланец, песчаник, ракушечник и др. по важным для строительства показателям. Это камень с прочностью гранита, только при этом он более удобен в применении — это уже готовые естественные плиты», — именно так о нем говорится на сайте фирмы «Архарлы тас», которой принадлежит производство на перевале Архарлы.

— В августе 2020 года на III Международном фестивале древних технологий и культурных коммуникаций им. Тура Хейердала Desht-Thor мы совместно с Дмитрием Ананьевым презентовали фильм, в котором рассказали об этой беде, — продолжает рассказ Ольга Гумирова. — А в марте нынешнего года мы случайно узнали, что, оказывается, в сентябре 2020 года была проведена археологическая экспертиза. Но кем она была организована, мы так и не выяснили. Важно понимать, что подобные экспертизы могут проводить только специалисты-археологи, причем, специализирующиеся в данном случае именно на наскальных рисунках и на древних поселениях и могильниках. Среди них, насколько мне известно, таких специалистов не было, по-этому легитимной считаться она не может. Результатов этой экспертизы мы так и не увидели, хотя неоднократно их запрашивали. Знаю только одно: никаких действий предпринято не было — завод как работал, так и работает, так же как и «дикие плиточники».

Почему проведение археологической экспертизы так важно для сохранения петроглифов Архарлы? По словам координатора «Охотников за петроглифами», подобная экспертиза — это не только и не столько механический подсчет наскальных рисунков. Помимо того, что происходит фиксация памятников, их подробное описание, фотографирование и привязка к картам, вокруг них устанавливаются охранные и буферные зоны. С момента своей фиксации археологический памятник автоматически подпадает под охрану государства. И даже если он расположен на частной территории, все равно является собственностью государства и находится под его защитой. Акимат Алматинской области защитников петроглифов вроде бы поддерживает.

— Сейчас сформирована рабочая группа, за это отвечает проектный офис «Рухани жаңғыру», — сообщил редакции Рустам Али, заместитель акима Алматинской области. — Следующим этапом будет проведение археологической экспертизы. В ближайшее время пройдет сессия маслихата, на которой будет подана бюджетная заявка. Как только будет выделено финансирование, экспертиза будет проведена.

Проблема в том, что из-за бюрократических проволочек пройдет она не раньше июня-июля, когда ее требуется организовать прямо сейчас. Ведь каждый день промедления — это возможная гибель еще одного тысячелетнего шедевра наскального искусства. Вдвойне обиднее, что, оставшись целыми после тысяч лет под ветром, дождем и снегом, они уничтожаются сейчас руками современных варваров.

— Вопрос должен решаться на уровне области или даже еще выше, на республиканском уровне, — подчеркивает Ольга Гумирова. — Для ученых здесь кладезь интереснейшего материала, который можно вписать в национальную и мировую науку. Просто «непаханое поле» для изучения и осмысления. Наша главная задача сейчас — спасти оставшиеся петроглифы, поэтому археологическую экспертизу надо проводить как можно скорее. Если акимат нам в этом не поможет, то будем действовать самостоятельно. Будем проводить сбор средств в соцсетях и проведем экспертизу на народные деньги. Назовем ее «Народной экспертизой».

В последнее время в Казахстане постоянно говорится о развитии туризма. И действительно, немного в мире найдется стран с такой чудесной природой, как у нас. Не будем далеко ходить — только в нашем регионе, рядом с южной столицей, есть и горы «не хуже, чем в Швейцарии», и бескрайние степи. Хочешь увидеть «Гранд-каньон»? Пожалуйста, рядом имеется свой — Чарынский. Хочешь покататься на коньках на высоте более 1600 метров над уровнем моря — к услугам самый большой в мире высокогорный ледовый каток. И еще множество других «изюминок», которые могли бы стать настоящими магнитами для привлечения зарубежных туристов.

Но привлечь их Казахстан может и должен еще и множеством исторических и археологических памятников, которыми столь богата наша древняя земля. Пещера Альтамира в Испании и Монтеспан во Франции, «пещера рук» Куэва-де-лас-Манос в аргентинской Патагонии и «Газетный камень» в Юте, США — все эти собрания петроглифов неизменно вызывают интерес у туристов. И казахстанские петроглифы — в урочищах Тамгалы, Хантау, Арпаузен и во множестве других мест — при правильном подходе и хорошей рекламе могут притягивать туристов со всего мира никак не хуже. В том числе и недавно открытые изображения на скалах в горах Архарлы. Подчеркну — могут. Если только к тому времени, когда государство наконец-то возьмет их под свою защиту, их окончательно не уничтожат.

Комментарий юриста

Бакытжан Базарбек, юрист, эксперт по земельному и экологическому праву:

— Здесь я вижу целый ряд грубых нарушений закона. Если проверить кадастровые номера земельных участков, расположенных на перевале Архарлы Кербулакского района Алматинской области в базе данных Автоматизированной информационной системы Государственного земельного кадастра (АИС ГЗК), то можно увидеть, что они проходят как земли сельскохозяйственного назначения. При этом в качестве целевого назначения указывается добыча габбро-диабазов — это такая горная порода, использующаяся при производстве брусчатки или щебенки. Но, во-первых, согласно ст. 97 Земельного кодекса РК, сельхозугодья подлежат особой охране, и их использование в целях, не связанных с сельхозпроизводством, допускается лишь в исключительных случаях. Такие случаи предусмотрены ст. 90 Земельного кодекса, например, обнаружение под участком месторождения ценных полезных ископаемых. Но в таком случае их, согласно закону, обязаны перевести из состава сельхозугодий в состав земель промышленного назначения.

Во-вторых, согласно ст. 127 Земельного кодекса, при освоении территории и до отвода земельных участков должна производиться археологическая экспертиза по выявлению объектов историко-культурного наследия. При этом в случае их обнаружения землепользователи обязаны немедленно приостановить дальнейшее ведение работ и сообщить уполномоченному органу. Подчеркну, любые работы, которые могут создавать угрозу существованию объектов историко-культурного наследия, категорически запрещаются.

Компетентно

Александр ГОРЯЧЕВ, археолог, старший научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана:

— В Архарлинском историко-географическом микрорайоне на разных скальных группах находится минимум несколько сотен петроглифов. Возраст самых древних рисунков — около 3-3,5 тысячи лет, что означает их принадлежность к андроновскому и бегазинскому периодам эпохи бронзы. Но основной и наиболее яркий пласт петроглифов относится к раннему железному веку. Они выполнены в художественных традициях сакского звериного стиля и датируются периодом 2-2,5 тысячи лет назад. Особый интерес вызывает комплекс раннесредневековых тюркских изображений VI-XII веков. На скалах также обнаружены тамгообразные знаки. Важно выяснить: это родовые казахские тамги XVII-XVIII веков, либо намного более древние тюркские?

В отличие от известных комплексов древнего Жетысу, таких как Ешкиольмес, Кульджабасы, Баян-Журек или Тамгалы, здесь мы пока не обнаружили какого-либо сакрального центра с большим скоплением рисунков, но что-то конкретное можно утверждать только после полного изучения всего микрорайона. Это необходимо сделать как можно быстрее, потому что над многими памятниками нависла реальная угроза уничтожения. Если не получится провести археологическую разведку и экспертизу в апреле-мае, то относительно свободными мы будем только в октябре. Поскольку летом большинство археологов нашего института задействованы в различных проектах по не менее значимым госпрограммам.

Для нас важно выполнить эту работу еще и потому, что это дань памяти нашему учителю, выдающемуся археологу Алексею Николаевичу Марьяшеву. Древние петроглифы и поселения Архарлы — его последнее крупное открытие, которое нужно задокументировать. Пока можно сказать, что с точки зрения исторической науки это очень интересный микрорайон, требующий планомерных многолетних исследований. Кто знает, что мы можем здесь открыть? В моей практике бывало, когда начинаешь работать на вроде бы простом объекте, а через 15 лет выясняется, что для истории культуры древнего Казахстана он имеет крайне важное значение.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz