Казахстан
+9°
Boom metrics
Сегодня:
Общество21 апреля 2021 4:30

Семья — как много в этом слове...

Сегодня мы наблюдаем рост интереса к институту семьи, и это вполне объяснимо
Светлана СИНИЦКАЯ
Государство и общество проходят очередной этап модернизации, в том числе и общественного сознания.

Государство и общество проходят очередной этап модернизации, в том числе и общественного сознания.

Государство и общество проходят очередной этап модернизации, в том числе и общественного сознания. С одной стороны, семья всегда являлась для казахстанцев приоритетной идентичностью, с другой — изменение идеологических, социально-экономических, нормативно-правовых и гендерных параметров меняет взгляды и на семейные отношения. Такие перемены носят многовекторный характер. Казахстанцы строят свои семьи как на основе религиозных ценностей и практик, так и на либеральных подходах, на этнических или советских традициях.

Своими размышлениями на эту тему с «Комсомолкой» поделилась Леся Каратаева, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан.

Леся Каратаева.

Леся Каратаева.

Статус имеет значение

— Леся Роллановна, как разобраться в таком калейдоскопе? Меняется ли институт семьи и насколько объективны эти перемены?

— В последние годы все чаще стали говорить о том, что институт семьи в Казахстане переживает кризис. Действительно, официальная статистика показывает рост разводов. В 2019 году в Казахстане распалось почти 60 тысяч семей, это на 6,5 тысячи больше, чем в 2015 году. Свыше трети разошедшихся супругов прожили в браке более 10 лет, более четверти — после 5-9 лет совместной жизни, а не добрались до своей первой годовщины 4,5% казахстанских семей. В пандемический период количество разводов увеличилось, однако, надо заметить, наша ситуация не является уникальной. Вынужденное длительное пребывание в замкнутом пространстве стало вызовом для семей во всем мире.

Давайте будем объективными и признаем, что не по каждому распавшемуся браку следует горевать. А с учетом таких факторов, как бытовое насилие, пагубное пристрастие к алкоголю и наркотикам, можно сказать, что в ряде случаев развод стал лучшим решением.

Гораздо более выпукло кризис института семьи проявляется в постепенном сокращении официально регистрируемых браков. Например, в 2019 году их было зарегистрировано на девять с лишним тысяч меньше, чем пятью годами раньше. Обращают на себя внимание еще три момента. Во-первых, постепенно увеличивается возраст создающих семью. Доля молодежных браков сокращается, казахстанцы все чаще становятся супругами после 30-ти. Это может говорить о росте прагматизма в вопросах создания семьи. Во-вторых, браки и разводы более активно происходят в городах. Горожане почти в два с половиной раза чаще сельских жителей женятся и выходят замуж и почти в три раза чаще разводятся. В-третьих, сокращается количество межэтнических браков.

— Ваша точка зрения на гражданские браки, на их плюсы и минусы?

— Ох уж эта терминология! То, что мы привыкли называть «гражданским», на самом деле является браком незарегистрированным, или «фактическим». Есть еще один, юридически приемлемый, но режущий слух термин, — «сожительство». В Европе такую семью могут назвать «гражданским партнерством». Это официально незарегистрированный семейный союз, существующий как антитеза оформленному в ЗАГСе (РАГСе) «гражданскому браку». Однако о каком бы формате брачных отношений мы не говорили, назвать даже приблизительную цифру не представляется возможным. Наша статистика учитывает ежегодные показатели брачующихся и разводящихся, количество домохозяйств и долевое соотношение семей по количеству детей, но не число реально существующих семей. В случае с незарегистрированными браками такой подсчет в принципе невозможен.

С плюсами и минусами тоже не все просто. В повседневной жизни разница может не ощущаться. Однако наличие или отсутствие официального статуса будет иметь значение в ситуациях, требующих документальных процедур. Сюда можно отнести оформление отцовства, выезд с детьми за пределы страны, решение вопросов раздела или наследования совместно нажитого имущества и т.д. Последний пункт чреват серьезными проблемами. В некоторых случаях семейный статус может иметь значение при трудо-устройстве или продвижении по карьерной лестнице.

Плюсы в некотором отношении тоже имеют место. В Казахстане традиционное общество имеет устойчивые позиции, поэтому фактические браки, по большей части, носят временный характер. Люди стремятся сначала «притереться» друг к другу или накопить средства на свадьбу. Ведь подготовка и проведение торжества — это же настоящий стресс-квест! Но как бы ни выглядели плюсы неформального брака, надо признать, что уровень правовой защищенности у супругов, находящихся в зарегистрированных отношениях, в разы выше.

Кодекс личного счастья

— Какова роль государства в укреплении института семьи? Можно ли назвать меры, предпринимаемые на государственном уровне, эффективными?

— Государство в первую очередь ответственно за создание нормативно-правовой базы, регулирующей брачно-семейные отношения и исключающей любую дискриминацию граждан, в том числе и на основании гендерной принадлежности. Казахстан эту задачу решает вполне эффективно. В стране приняты Кодекс о браке (супружестве) и семье, ряд других законов, регулирующих вопросы защиты прав детей и другие гендерно-чувствительные аспекты. С 2016 года реализуется Концепция семейной и гендерной политики РК до 2030 года.

Есть ряд вопросов, которые требуют дополнительного внимания и пересмотра действующих законодательных норм. Например, противодействие бытовому насилию или целесообразность списка профессий, запрещенных для женщин.

Государство также несет ответственность за создание и эффективную работу социально-политических институтов, призванных регулировать сферу брачно-семейных отношений. Одним из них является уникальный консультативно-совещательный орган — Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК.

С 2018 года по всей стране осуществляются проекты, призванные сократить количество разводов. К примеру, проект «Семейный суд», в рамках которого проводится профилактическая работа по сохранению браков. В него активно включились юристы, психологи, медиаторы и 12 региональных Центров ресурсной поддержки семьи.

Особое внимание государство уделяет поддержке семей из социально уязвимых слоев населения, многодетных и молодежных семей. Это и социальные выплаты, и помощь в трудоустройстве, и создание льготных условий для приобретения собственного жилья.

Ну и, наконец, государство обеспечивает наше подключение к международным конвенциям и протоколам в сфере реализации Целей устойчивого развития ООН.

Прощать, терпеть, любить

— Где все же искать истоки семейного неблагополучия, итог которого — разводы?

— Каждая неблагополучная семья — это результат уникального сочетания факторов. Но какие-то общие тренды и тенденции можно увидеть. Чаще всего говорят о том, что семьи распадаются по причине отсутствия взаимопонимания, нежелания взглянуть на проблему глазами партнера, неспособности оценить комплекс последствий расторжения брака. Таким образом, весь груз ответственности переносится на самих супругов, а обществу остается только неодобрительно качать головой. С точки зрения укрепления института семьи подобный подход представляется малопродуктивным.

В чем же видится проблема? Мир вокруг нас быстро преображается. Меняется отношение к собственности, на новый уровень выходит роль женщины в обществе, да, собственно, и роль мужчины тоже, но мы продолжаем продвигать значимость семьи, опираясь на ряд клише, выработанных еще в прошлом столетии. «Семья — ячейка общества!» Не думаю, что современные молодые люди, которым предстоит стать мужем и женой, смогут объяснить смысл этого лозунга. Среди функций, которые выполняет семья, наиболее очевидными являются репродуктивная, воспитательно-социализирующая, экономическая и статусная. При этом мы совсем перестали говорить о том, что делает ее действительно незаменимым институтом общества. О том, что семья — это в первую очередь положительные эмоции, антистрессовая релаксация, огромный потенциал духовности и надежный щит от всех внешних невзгод. И уж совсем редко можно услышать, что семья — это огромный, повседневный труд и ответственность. Вот и получается, что семейные ценности — сами по себе, а действующие практики построения семьи и взаимоотношений внутри нее — сами по себе.

— Недавно депутаты подняли вопрос о необходимости организации подготовительных курсов для молодоженов. Как вам такая идея?

— На данном этапе оценить ее сложно. Качество будет зависеть от конкретного воплощения, от подходов и механизмов реализации. А в нашем случае вопросов пока больше, чем ответов.

В принципе, это не наше «ноу-хау». Такие меры принимаются в Латвии, Малайзии, Саудовской Аравии. Недавно подобную практику стал внедрять у себя и наш региональный сосед — Узбекистан. Сразу оговорюсь, результаты у всех разные. Многое зависит от времени, отведенного занятиям, насколько обязательно их прохождение и, как говорил один из киногероев, — «за чей счет банкет?».

— Поскольку каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, стоит ли заниматься научными исследованиями в столь тонкой сфере человеческих отношений?

— Но в то же время «все счастливые семьи похожи друг на друга». И это основание для научных исследований. Ну, а если серьезно, то такая наука уже полвека существует и называется «фамилистика». По причине того, что семья является социальным институтом, своего рода обществом в обществе, она привлекает внимание исследователей, представителей практически всех научных отраслей — философов и психологов, социологов и историков, педагогов и этнографов, лингвистов, математиков и много кого еще.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz