Казахстан
+10°
Boom metrics
Сегодня:
Общество18 апреля 2021 4:20

Трудности перевода

Вокруг газификации алматинской ТЭЦ-2 уже ходят легенды, настолько затяжным, неоднозначным и спорным получился этот процесс
Разговоры о реконструкции станции, исправно окутывающей город сизым дымом, велись довольно давно.

Разговоры о реконструкции станции, исправно окутывающей город сизым дымом, велись довольно давно.

Разговоры о реконструкции станции, исправно окутывающей город сизым дымом, велись довольно давно. Правда, диалог у властей с населением, как водится, задался далеко не сразу: пока люди требовали перевести вторую ТЭЦ на газ во имя сохранности собственных легких, чиновники валили с больной головы на здоровую.

— Власти по-прежнему бездоказательно утверждают, что 80% загрязнения идет от автомобилей. Дескать, горожане виноваты сами. Но никто не может объяснить, почему загрязнение воздуха в 7-8 раз возрастает именно в отопительный сезон. И при чем тут автомобили? — задавался тогда вопросом Павел Александров, человек, в свое время установивший в разных точках Алматы датчики-пылемеры и превративший свою интернет-страницу в рупор экологической сознательности.

Точка невозврата?

В положительные перемены верилось с трудом. Многие неравнодушные к проблеме граждане считали, что чиновники будут и дальше создавать видимость бурной деятельности посредством репрессий против автотранспорта. А Алматы, с каждым годом все больше пропитываясь пылью усиленно культивируемого угля, так и останется городом, атмосфера которого — смог.

Однако, в 2020 году ситуация наконец сдвинулась с мертвой точки. Вернее, властям города пришлось шевелиться под действием поручений президента Касым-Жомарта Токаева и шквала народных петиций против экопроизвола.

В феврале Министерством экологии, геологии и природных ресурсов в лице его главы Магзума Мирзагалиева было сделано громкое заявление:

— В соцсетях идет бурное обсуждение о загрязнении воздуха в Алматы. Хочу проинформировать, что по поручению президента в качестве одной из мер по улучшению атмосферного воздуха в Алматы начата разработка ТЭО, в рамках которого рассматриваются два варианта: перевод на газ или установка фильтров на ТЭЦ-2.

В итоге, как вы уже поняли, ставка была сделана на «голубое топливо» — в СМИ рекой полились радужные прогнозы будущей бездымной жизни после этого шага. Причем хвалебные оды газу пели даже люди, в прошлом довольно решительно настроенные против него. Например, причастный к процессу холдинг «Самрук-Энерго» — к слову, «отец родной» и для крупного производителя угля «Богатырь комир», и для ответственного за ТЭЦ-2 АО «Алматинские электрические станции» — назвал перевод станции на сжигание природного газа «самым эффективным путем снижения выбросов вредных веществ в атмосферу и улучшения качества воздуха». Дескать, при таком подходе годовое количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу сократится более чем на 80%.

Дабы продемонстрировать биполярные настроения ответственных лиц, приведем мнение представителей вышеупомянутого «АлЭС» касательно газификации, звучавшее в недавнем 2017 году:

— Перевод ТЭЦ-2 на природный газ невозможен в соответствии с требованиями СН 4.03-01-2011 РК «Газораспределительные системы»: для обеспечения требования по повышению уровня сейсмической безопасности станция Алматинская ТЭЦ-2 имеет углубленную компоновку до отметки минус 12 метров.

А как тогда он стал возможен несколькими годами позже? Неужто ТЭЦ как по волшебству выпрыгнула из 12-метровой ямы?

Полоса препятствий

На заре пересмотра механизмов работы скандальной тепло-электроцентрали общественность демонстрировала неоднозначную реакцию на вроде бы долгожданную модернизацию. Одни не признавали газ панацеей в борьбе за экологию и придерживались позиции: при сомнительном эффекте нововведения нет смысла менять шило на мыло. Другие опасались затяжной реконструкции и забрасывали интернет петициями, подхлестывая «черепашьи шаги» хозяев многострадальной ТЭЦ.

Поясним: и без того обеспокоенное население буквально раскачали на эмоциональных качелях, сначала пообещав голубое небо над головой, а потом приписав мелким шрифтом: «к 2029 году». Люди, однако, новости читали внимательно и среагировали молниеносно.

— Мы, жители Алматы, обеспокоены плохим качеством атмосферного воздуха. От четверти до трети горожан страдают заболеваниями легких. Особенно это опасно в период пандемии коронавируса. Самый крупный единичный загрязнитель атмосферы города — Алматинская ТЭЦ-2, принадлежащая АО «Самрук-Энерго». По плану его управленцев, завершение проекта модернизации намечено на 2029 год. Нас это категорически не устраивает. В современном мире проекты газовых станций реализуются за два-три года. Четыре-пять лет задержки приведут к заболеваниям новых сотен тысяч горожан, — вот пример очередного обращения алматинцев образца 2020 года.

А сейчас идет 2021-й и, похоже, долгострою все-таки быть. Печальное подтверждение тому — свежие новости с энергетическо-экологических фронтов: проект модернизации ТЭЦ-2 серьезно удорожал — это раз. И не прошел госэкспертизу — это два. Если первоначально цена вопроса достигала 98 млрд. тенге, то за время пандемии под шумок «раздобрела» до 131 млрд. В итоге утверждение проекта, не придумав ничего лучше, отложили до мая.

— Пятого апреля получено отрицательное заключение по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) проекта. Сейчас мы вместе с проектной организацией «КазНИПИЭнергопром» работаем над устранением данных замечаний. К концу следующей недели мы их исправим и заново подадим на госэкспертизу. Думаю, оптимистичные сроки ее окончания — конец мая, — рассказал представитель АО «Алматинские электрические станции» Серик Калиев.

За разъяснениями серьезности текущего положения мы обратились к экспертам, внимательно следящим за хождением ТЭЦ за голубым топливом, а города — по мукам. По мнению Павла Александрова, работы тормозит нежелание большинства серьезных производителей оборудования связываться с реконструкцией малознакомой станции и, соответственно, участвовать в тендере.

— Весь конкурс пишется под держателей чертежей имеющихся на сегодня котлов — барнаульский завод. И мы лишаемся преимущества выбора оптимального решения среди множества конкурентных поставщиков. Новую станцию можно поставить в течение двух лет. Тогда как реконструкция первоначально рассчитывалась до 2029 года, а ныне говорится о 2025 годе. Однако никто же гарантии не дает, и спросить в 2025 году за эти обещания будет не с кого. Как и за то, что объявленное удорожание проекта будет последним. Проект еще не начал реализовываться, а уже подорожал на 30 млрд. тенге. Сами же знаете, как у нас бывает: не успели, есть объективные сложности, финансирование остановилось, курс доллара изменился. И то ценовое преимущество, которое нам преподнесли, в результате дальнейших согласований может просто испариться. В результате может оказаться, что реконструкция будет стоить тех же денег, что и новая газовая станция, — уверен Павел.

Чем выше, тем дороже

Несколько иной взгляд представил политолог, публицист и общественный деятель Петр Своик. Он отметил, что трудности перевода возникли с самого начала по причине — внимание! — так и оставшегося без ответа вопроса: «а можно ли вообще?».

— Непонятно, можно ли в принципе переводить на газ котлы, работающие с отметкой не 0, как полагается, а — 12. На такой отметке котел вполне можно эксплуатировать на газе, но при условии разработки специальных техусловий. Технически там никаких сложностей нет, потому что, когда котел работает, он в огромных количествах забирает воздух из окружающего пространства — естественная вентиляция осуществляется с большим запасом. Но есть формальная норма, которая говорит о том, что газопроводы и газовые горелки не должны находиться ниже нулевой отметки. Через эту формальность никто не знает, как перейти, — объяснил Петр Своик.

По его словам, из-за отсутствия заветного рычага влияния на ситуацию в виде специальных документов проект закономерно стал и сложнее, и дороже: котел пришлось поднимать выше нулевой отметки. При этом котельная, хоть тресни, останется заглубленной, а значит, в случае чего газ все равно сможет скапливаться внизу.

— То есть техусловия для работы котла в таких обстоятельствах в любом случае надо разрабатывать, и кто-то должен взять на себя смелость их утвердить. Из-за столь глобальных переделок проект получился чрезвычайно дорогим, но при этом не снимающим вопроса о возможности эксплуатации котла в заглубленном помещении. Сейчас очередная заминка, думаю, не последняя, случилась в экспертизе: эксперт как раз и поднял тему разработки специальных условий, чтобы не мучиться с полной переделкой котла и удешевить проект. Но вроде как эксперта уговорили, и заказчик опять подает документы на экспертизу. Скорее всего, со второго раза экспертиза будет пройдена, — подытожил Петр Своик.

Но остается неразрешенной дилемма: что выгоднее — поставить подпись под техусловиями или тратить сотни миллиардов тенге ради обхода этих техусловий.

А тем временем на фоне неразберихи все громче звучат голоса сторонников привычного угля...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz