Казахстан
+20°
Boom metrics
Сегодня:
Общество28 апреля 2021 5:00

Полвека человека: Вот такое кино!

Не погрешу против истины, если скажу, что самым массовым и любимым видом отдыха в СССР было посещение кинотеатров
Если глянуть на все в цифровом выражении, то статистика покажет, что в 1960 году казахстанцы сходили в кино 166 миллионов раз.

Если глянуть на все в цифровом выражении, то статистика покажет, что в 1960 году казахстанцы сходили в кино 166 миллионов раз.

Фото: Архив автора

Ну, или других таких мест, где крутили фильмы. Кино в стране обожали все без исключения!

Многомиллионная армия киноманов

Если глянуть на все в цифровом выражении, то статистика покажет, что в 1960 году казахстанцы сходили в кино 166 миллионов раз. То есть, на каждого (включая грудных младенцев, кухонных диссидентов, беспросветных алкоголиков и глухих пенсионеров) жителя республики пришлось в год по 17 посещений кинозалов. Причем, что интересно, число кинозрителей в сельской местности было примерно таким же, как и в городах.

Но, если в селах кинотеатрами легко становились и клуб, и столовая, и кинопередвижка с ночным небом на полевом стане, то во всех городах и райцентрах уже существовали заведения со специализированными кинозалами. А задирала планку, разумеется, столица Алма-Ата.

-

-

Фото: Архив автора

В начале 60-х Алма-Ата гордилась следующими кинотеатрами: «Ала-Тау» (на Комсомольской-Карла Маркса — с первым широкоформатным экраном в республике), «Октябрь» (Фурманова-Маметовой), «Родина» (в парке Горького), «ТЮЗ» (рядом с детским театром на Калинина), «Казахстан» (на Узбекской-Октябрьской, двухзальный, с возможностью показа стереофильмов), «Спутник» (Руднева-Розы Люксенбург) и «Ударник» (в стенах бывшего Софийского собора). Кроме того, кино демонстрировалось во многих клубах, и даже в «летних кинотеатрах» под открытым небом.

К концу десятилетия кинопарк столицы изменился неузнаваемо. В 1964-м Алма-Ата обзавелась первым в республике широкоформатным экраном в новопостроенном «Целинном» (зал на полторы тысячи мест в год принимал по 2 миллиона киноманов!). В 1966-м уже и микрорайоны получили свой современный кинотеатр — «Сарыарка» (820 мест). В 1968-м мы обоснованно возгордились двухзальным «Арманом» (1000 мест — 1,7 миллиона посещений в год), в одном из залов которого, между прочим, также демонстрировали стереофильмы.

Трансформации любви

Что смотрели алмаатинцы? Все, что показывали в Советском Союзе. У каждого были свои кинопривязанности, и каждый находил свои киноудовлетворения.

Что смотрели алмаатинцы? Все, что показывали в Советском Союзе. У каждого были свои кинопривязанности, и каждый находил свои киноудовлетворения.

Что смотрели алмаатинцы? Все, что показывали в Советском Союзе. У каждого были свои кинопривязанности, и каждый находил свои киноудовлетворения.

Фото: Архив автора

Начиналась любовь к кино в те годы с каких-нибудь «Неуловимых мстителей», «Котовского», «Последней реликвии», «Спартака» и смотренных-пересмотренных картин «про индейцев», которые снимали немцы совместно с югославами на студии «ДЭФА» (по Фенимору Куперу и Карлу Мэю, с Гойко Митичем!).

Меня (на рубеже 60-70-х еще простого советского школьника с несколько завышенными требованиями) сразу потряс «Андрей Рублев» (а чуть позже и «Солярис») Тарковского. Ленты, совершенно не похожие на все виденное ранее. Тогда же я открыл для себя и Шукшина: щемящее чувство от «Калины красной» стало настоящим катарсисом! А еще запомнился «Свой среди чужих...» — первый фильм молодого Никиты Михалкова. И разумеется, не обошло стороной «Белое солнце пустыни», которое стало заметным кинособытием для всей страны.

Но самым памятным для советских кинозрителей (думаю, со мной согласятся многие) стало появление во второй половине 1960-х годов двух шедевров Леонида Гайдая — «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука». Помню, «Кавказскую пленницу» мы отправились смотреть в старенький «киносарайчик» на улице Калинина (он был где-то за мостом через Малую Алматинку). Никогда в жизни я более не слышал заразительного хохота такой гомерической интенсивности, как тогда и там! Дощатые стены заведения содрогались так, что из щелей сыпались опилки. Вот это была настоящая всенародная комедия!

-

-

Фото: Архив автора

Иностранные киноленты также не оставались в стороне. Может быть, это кого-то и удивит, но популярными в СССР были не только индийские, но и итальянские, и американские, и французские фильмы. Европейское кино тогда еще не растворилось в навязчивой мании скучного постмодерна и нудной идеологической жвачности, и его было за что любить! Так что всегдашним праздником «лишнего билетика» заранее становились французские комедии с Луи де Фюнесом («Фантомас», «Человек-оркестр», «Оскар» и т.д.) или Пьером Ришаром («Укол зонтиком», «Высокий блондин в черном ботинке»). Как и качественные боевики с серьезным Аленом Делоном и уморительным Бельмондо.

Видали мы и американские ленты. Тогда из-за железного занавеса (несмотря на цензуру, а может быть, и благодаря ей) поступали действительно классные кинопроизведения, многие из которых ныне отнесли бы к артхаусу. «Убить пересмешника» («оскароносное»), «День, когда всплыла рыба» (про то, как натовцы потеряли атомную бомбу), «Благослови зверей и детей» (фильм Крамера про американских пионеров), «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» (фильм Поллака с Джейн Фондой). Одни названия, раз они запомнились, чего стоили!

...и счастливый «детский сеанс»

В те годы вообще-то не возбранялось посещать кинотеатр и по два раза на день. Если, конечно, на то было время. Особенно в этом отношении везло детям. Вечером в кино мы ходили с кем-нибудь из взрослых. А зачастую это были полноценные семейные походы. Цены на билеты не отягощали бюджеты — стоили 20-30 копеек.

Но днем были еще и «детские сеансы», которые всецело принадлежали нам. Билеты на них стоили 10 копеек (столько же, сколько, к примеру, стакан сока или огромный беляш в школьном буфете). Мелочь на карманные расходы водилась у любого из нас — потому мы сами решали, когда сходить в кино на свой законный «детский сеанс», зачастую даже не ставя в известность родителей.

-

-

Фото: Архив автора

Обычно одну ленту привозили на два-три дня. Так что, если фильм оказывался особенно проникновенным, то его просмотр можно было продублировать назавтра еще раз.

...Детство тех, кто рос в 60-е, вообще было неотделимым от кино. В нашем научном городке под Алма-Атой его каждодневно крутили в двух точках: старом клубе и новеньком Доме культуры. Там и там занимался этим маленький и не всегда трезвый киномеханик Торон, которого хорошо знали не только взрослые, но и дети. Пленки у него то и дело рвались, а иногда он даже умудрялся путать части. При таких казусах в темном зале тут же начинался стихийный бунт — крики «Сапожник!», топот ног и оглушительный свист. Два-три таких эмоциональных взрыва сопутствовали каждому киносеансу.

Шум, правда, сразу же утихал, стоило зажечь свет в зале. Но даже при этих непременных казусах ощущение волшебного действа от просмотра фильма все равно не покидало весь сеанс...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz