Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика7 мая 2021 3:50

Добрым соседям всегда по пути

Высший Евразийский экономический совет определил основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года
Светлана СИНИЦКАЯ
Наша страна уделяет особое внимание развитию многоформатного сотрудничества с ближайшими соседями.

Наша страна уделяет особое внимание развитию многоформатного сотрудничества с ближайшими соседями.

Приоритетным среди них стало межрегиональное и приграничное сотрудничество.

Причем сотрудничество приграничных территорий на двусторонней основе предлагается расширить до многостороннего, что будет способствовать обмену опытом, росту взаимной значимости рынков государств-членов, налаживанию производственных связей и созданию новых рабочих мест в малом и среднем бизнесе.

Об участии нашей страны в этом процессе «КП» рассказал Бекжан Садыков, старший научный сотрудник отдела международных исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан.

Бекжан Садыков.

Бекжан Садыков.

ГРАНИЦА НЕ НА ЗАМКЕ

— Бекжан Эрланович, какое место занимает приграничная торговля в экономике Казахстана?

— Наша страна уделяет особое внимание развитию многоформатного сотрудничества с ближайшими соседями. И в этом плане приграничная торговля Казахстана обеспечивает условия для дальнейшего укрепления приграничного и регионального взаимодействия. Прошедший год оказался весьма неудачным для международной экономической конъюнктуры. По его итогам торговля Казахстана с приграничными странами на фоне пандемии коронавируса снизилась с 39,3 млрд. долларов в 2019 году до 37,4 млрд.

Тем не менее, в 2020 году произошло увеличение доли показателей внешнеторгового оборота к ВВП республики до 10% и устойчивого роста доли внешней торговли с приграничными странами к общему внешнеторговому обороту до 44%. Данные показатели свидетельствуют о приоритетности выстраивания взаимовыгодных торговых отношений с ближайшими соседями.

Приграничная торговля создает возможности для местных производителей, которые в первую очередь ориентированы на рынки соседних стран. Она выступает своего рода мотивирующим фактором для удовлетворения существующего спроса на рынках. Следует отметить, что за последние 5 лет экспорт Казахстана в приграничные страны вырос на 83%, до 16,7 млрд. долларов. Несмотря на кризисный 2020 год, на китайском и узбекистанском направлениях происходила положительная динамика.

— Расскажите, пожалуйста, о комплексе мер по продвижению торговли с приграничными странами.

— В настоящее время Казахстан продолжает политику по дальнейшему укреплению фундамента транспортно-логистической инфраструктуры. Планируется «наложение» национальной товаропроводящей системы на модернизированный каркас транспортной инфраструктуры. Национальная товаропроводящая система нацелена на расширение географии рынков сбыта казахстанской продукции и повышение ее конкурентоспособности. При этом предусматривается ее последующая интеграция в транспортную инфраструктуру ближайших стран-соседей. В перспективе это создаст громадные возможности для обеспечения эффективной внешнеэкономической деятельности, укрепит экономические и транспортно-логистические связи между регионами Казахстана, создаст прочный фундамент для повышения уровня приграничной торговли товарами. Кроме того, для Казахстана результатом этого будет укрепление отраслей обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, развитие логистических услуг и обеспечение аспектов продовольственной безопасности.

ДРУЖЕЛЮБНЫЕ КОРИДОРЫ

— Что собой представляет Национальная товаропроводящая система?

— Это сеть оптово-розничных центров, складов, объединенная транспортными связями в единую сеть распределения и сбыта с возможностью использования информационных систем. Причем особое место в данной сети будут занимать местные производители, которые получат возможность напрямую поставлять продукцию в распределительные центры.

Последующая состыковка с транспортно-логистическими сетями приграничных стран предполагает использование транспортных сообщений через логистическую инфраструктуру в приграничных зонах. К примеру, совсем недавно Казахстан и Узбекистан объявили о строительстве Международного центра торгово-экономического сотрудничества. Реализация подобного проекта даст возможность увеличить объемы взаимной торговли между странами, которые по итогам 2020 года достигли 2,9 млрд. долларов. При этом торговый баланс Казахстана с Узбекистаном увеличился в 4 раза за последние 5 лет — до 1,4 млрд. долларов.

— Насколько успешно происходит развитие транспортных коридоров в приграничных зонах?

— Инфраструктура здесь способствует увеличению контейнерных перевозок. Так, к примеру, их объем по итогам 2020 года стал на треть больше показателя 2019-го. Через маршруты «Достык — Алашанькоу» и «Алтынколь — Хоргос» в 2020 году было перевезено более 20 млн. тонн грузов.

Транзитные перевозки через железнодорожные пути Казахстана способствуют получению доходов. С каждого транзитного поезда происходит поступление средств в государственный бюджет. Дальнейшее увеличение транзитных перевозок означает позитивное влияние на экономику регионов Казахстана вдоль коридоров.

Кроме того, в рамках реализации национальной товаропроводящей системы планируется открытие оптово-распределительных центров (ОРЦ). К завершенным проектам относится ОРЦ в Караганде, который будет задействован в логистической цепочке доставки товаров из приграничных стран. Он станет связующим звеном между северными и южными регионами страны, предоставляя широкие возможности для производителей Казахстана и стран-соседей. Завершение строительства ОРЦ в Северо-Казахстанской области с мощностью 10 тысяч тонн единовременного хранения позитивно отразится на деловой активности в приграничных регионах Казахстана и РФ.

РАЗ ЦЕПОЧКА, ДВА ЦЕПОЧКА...

— Какую позицию занимает Казахстан в логистическом отношении в СНГ и Центральной Азии?

— Развитие транзитного потенциала — ключевой приоритет государственной стратегии Казахстана. Географическое расположение между макроэкономическими полюсами континента — Евросоюзом и Китаем — дает новый потенциал планомерному укреплению возможностей Казахстана. При этом модернизация транспортно-логистической инфраструктуры способствует становлению страны как главного трансконтинентального транзитно-логистического хаба на магистральных путях «Восток — Запад» и «Север — Юг». Реализация подобного сценария выгодна для всех приграничных с Казахстаном стран, это фактор укрепления экономического взаимодействия на региональном уровне.

Следует отметить, что Казахстан по Индексу эффективности логистики Всемирного Банка (LPI) опережает другие страны Центральной Азии и РФ. В 2018 году по данному показателю мы находились на 71-м месте из 160 стран. С учетом комплекса мер по модернизации транспортной инфраструктуры следует ожидать укрепления позиции Казахстана на данном направлении.

Кроме того, участие Казахстана в ЕАЭС дает возможность включиться в производственные цепочки других экономических регионов. Евразийский экономический союз предполагает взаимовыгодную кооперацию, а совместные усилия стран-участниц уже сегодня позволили обеспечить стремительное развитие отраслей экономики.

В перспективе интеграционное объединение «встроит» производственные мощности стран-участниц в глобальные товарные потоки.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz