Сегодня:
Общество2 июня 2021 7:30

Полвека человека: На сладкое — диафильм и слайды

Думаю, эта фраза понятна каждому, чья активная молодость пришлась на 60-70-е годы
Алма-атинские слайдисты в гостях у физиков в Доме ученых поселка Алатау. Выступает Валерий Коренчук.

Алма-атинские слайдисты в гостях у физиков в Доме ученых поселка Алатау. Выступает Валерий Коренчук.

Фото: Архив автора

В те времена редкое застолье по поводу какого-нибудь домашнего торжества обходилось без такого десерта.

В прошлый раз я рассказывал про любительское кино, страстью к которому были охвачены многие жители эпохи научно-технической революции. Любопытно, что в домашний прокат (напомню, речь идет о годах, когда никакого VHS близко не было) попадали не только ленты собственного производства. Так, для детей выпускались копии мультфильмов и короткометражек.

По крайней мере, именно в том, немом 8-миллиметровом варианте, запомнились мне такие мультики, как «Шайбу! Шайбу!» и «Шпионские страсти», которые крутил нам в кинофотокружке (на Областной станции юных техников в поселке Алатау) наш руководитель Евгений Иосифович Жуков. Именно там состоялось знакомство и с первыми шедеврами Леонида Гайдая: «Самогонщики» и «Пес-Барбос». Смотренные-пересмотренные по десятку раз, эти пленки, с характерным мерцанием и дерганьем проецируемые на экран, всегда сопровождались дружным смехом, заглушавшим убаюкивающий треск проектора.

Диафильмы.

Диафильмы.

Фото: Архив автора

Когда же проектор («Луч-2») появился дома, вместе с ним были приобретены и фильмы для домашнего просмотра. Те же «Страсти» и «Самогонщики». Особым разнообразием вариантов производители домашнего кино почитателей не жаловали. Но и то, что было, вызывало неизменную радость.

Однако кинопроекторы были далеко не в каждом советском доме. Что, с одной стороны, обеспечивало неизменный успех любому сеансу. А с другой, подразумевало наличие каких-то более доступных и бесхитростных альтернатив.

Фильмоскопы и диапроекторы

И они были. В виде средств для проекции фотопленок — фильмоскопов и диапроекторов для слайдов.

Для фильмоскопов выпускалось огромное количество диафильмов, рассчитанных в основном на детскую аудиторию. Идеальное средство утихомиривания разошедшейся компании непоседливых сверстников, пришедших на именины к ребенку (напомню, что в те времена все подобные празднества были исключительно домашними). Предложение «посмотреть сказку» редко вызывало возражение аудитории.

Несмотря на статику кадра, ощущение от тех просмотров все равно запало в память, как некое таинство. Цветной экран (обычно это была голая беленая стена или навешанная на ковер простыня) размером гораздо больше, чем черно-белые телевизионные окошки, являл собой настоящий портал в иные измерения и состояния. Очень много зависело и от модератора, крутившего ручку фильмоскопа, — он не только читал самым маленьким титры, но еще и комментировал действие.

...Одним из таких вдохновенных ведущих, запомнившихся мне из середины 60-х, был Нурлан Уразович Исаев, с детьми которого мы дружили в те годы. Помню его демонстрацию диафильма «Халиф-аист», которая стала прологом до сих пор не ослабевающего интереса к собранию «1001 ночи» и восточным сказкам вообще.

Но в репертуаре диафильмов были не только сказки. Большая их часть составляла контент научно-популярного характера. Были пленки, использовавшиеся для обучения школьников. И своеобразные виртуальные экскурсы по произведениям писателей и художников, по картинным галереям и музеям, по знаменитым городам и памятникам культуры.

Диаскопы и слайды

Главным недостатком диафильмов была пленка, которая с каждым просмотром покрывалась все более многочисленными царапинами и, в конце концов, затиралась до невменяемости. Так что на смену фильмоскопам и диафильмам постепенно начали приходить диаскопы и слайды. Слайды представляли собой отдельные кадры диапозитивов, вставленных в специальные рамки из картона или пластмассы. Пленка при проекции не соприкасалась с деталями проектора и оставалась (теоретически) девственно целой.

Евгений Иосифович Жуков с воспитанниками фотокружка Станции юных техников Алма-Атинской области.

Евгений Иосифович Жуков с воспитанниками фотокружка Станции юных техников Алма-Атинской области.

Фото: Архив автора

Не последнюю роль в пришествии слайдов сыграла и революция в самой фотографии. Промышленность освоила производство цветной обратимой (позитивной) пленки, что дало возможность многим фотографам отказаться от чарующе-муторного процесса печати фотографий. «Слайдисты» даже образовали гордую прослойку в рядах фотолюбителей, считая именно себя носителями прогресса в фотоискусстве.

Пленки делились на советские (ЦО) и немецкие (ОРВО). Советские были доступны, но ими пользовались только в крайнем случае, так как качество редко удовлетворяло даже самого невзыскательного ценителя. Тем более что сложной обработкой пленки самостоятельно занимались единицы, большинство же отдавало отснятый материал на откуп в специализированные фотолаборатории, появившиеся во всех крупных городах страны (в том числе и в Алма-Ате). Так что ожидания прекрасных кадров сплошь и рядом приводили к жестокому разочарованию — вместо сочных и насыщенных картинок любитель получал невыразительную желто-зеленую размазню часто со скомканной кусками эмульсией — в лабораториях не следили с трепетом за температурой и свежестью растворов.

Мобильный вариант стереоскопа - еще один гаджет эпохи.

Мобильный вариант стереоскопа - еще один гаджет эпохи.

Фото: Архив автора

Апофеозом любого доморощенного слайдиста был домашний показ, на который зрителей приглашали заранее. Обычно такой сеанс олицетворял собой этап завершения каждого состоятельного отпуска. Этап — растянутый на годы!

Особым случаем была встреча старых друзей, которые потчевали друг друга многочасовыми просмотрами слайдов-воспоминаний. Прелесть процесса была в том, что все это существовало лишь в одном варианте и не рассылалось многократно по всяким сетям и форумам. Так что искать зрителей не приходилось — они сами с удовольствием слетались «на слайды».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz