Сегодня:
Общество9 июня 2021 7:00

Трудности перелета

Самолет считается самым безопасным видом транспорта, а система авиаперелетов, казалось бы, должна работать, как часы
Этот сложный механизм периодически дает сбой. Фото: aviafaq.ru

Этот сложный механизм периодически дает сбой. Фото: aviafaq.ru

Но и этот сложный механизм периодически дает сбой. И свои — смешные и не очень — форс-мажоры случаются и в этой сфере.

Все свое ношу с собой...

Начнем с недавнего эксцесса, произошедшего в алматинском аэропорту в конце мая. В Сеть попали кадры потасовки полицейских и пассажира, который не желал покидать свое место в салоне самолета. Окружающие, помимо съемки на телефон, вели еще и разъяснительную работу со стражами правопорядка: просили не применять в отношении дебошира силу и яростно отстаивали интересы последнего.

В описании к скандальному ролику было сказано, что конфликт разгорелся на почве попытки пассажира «протащить на борт две большие сумки без переплаты за перевес». В итоге, если верить свидетелям происшествия, рейс пришлось задержать, а людей — высадить из воздушного судна на время проверки.

Случившееся прокомментировала пресс-служба авиакомпании FlyArystan, она же уточнила направление рейса: Алматы — Нур-Султан.

— Задержка была по причине снятия с рейса деструктивного пассажира. Его дважды предупреждали — во время регистрации и процедуры посадки — что он не будет допущен на рейс, если не объединит свою ручную кладь. Таковы правила перевозок: на борт допускаются пассажиры с одной единицей ручной клади. Пассажир не последовал требованиям сотрудников авиакомпании и ему отказали во входе на борт самолета. Тогда пассажир оттолкнул сотрудника и зашел на борт, — сообщили журналистам, заодно извинившись за причиненный другим клиентам компании дискомфорт в виде задержки и повторного предполетного досмотра.

Со своей стороны Департамент полиции на транспорте внес в историю еще большую ясность. По словам правоохранителей, мужчина сам потребовал визита полиции, а впоследствии отказался выполнять законные требования — проследовать вслед за людьми в форме в помещение дежурной части для разбирательств по инциденту.

— Мужчину доставили в дежурную часть линейного отдела полиции в аэропорту Алматы. Там в отношении него в присутствии адвоката были составлены административные протоколы по статьям 566 и 667 КоАП, то есть «нарушение правил поведения на воздушном судне» и «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника правоохранительного органа», — подытожили в пресс-службе.

...и теряю в дороге

Впрочем, в практике аэропортов имеют место быть и диаметрально противоположные казусы. Об одном из них нам рассказала пресс-секретарь Международного аэропорта Алматы Наталья Соколова.

— На самолете компании Air Astana вылетел иностранный гражданин. Позже через его знакомых пришло сообщение, что он после досмотра и регистрации оставил в стерильной зоне барсетку с огромной суммой денег. Просьба — помочь вернуть. Естественно, мы «подняли» видео с камер видеонаблюдения, отследили его путь и увидели, что он по «рукаву» на свой рейс прошел еще с барсеткой. То есть выронил он ее или в «рукаве», или в самолете. Мы передали ему эту информацию, продолжаем искать. В самолете его пропажа не находится. Мы держим на контроле, отслеживаем ситуацию вместе с коллегами из авиакомпании. Стюардессы по громкой связи говорят: «Уважаемые пассажиры, если вы нашли чужую сумку, пожалуйста, верните». Тишина. В конце концов ситуация разрешается следующим образом: мужчина прилетел в свой пункт назначения, вышел одним из последних, и вдруг кто-то из пассажиров совершенно случайно на входе в самолет увидел его и вернул барсетку. Проблема решилась благополучно, все деньги остались на месте, — поделилась с «КП» Наталья Соколова.

Как на протяжении всего полета потерянная вещь оставалась незамеченной как для персонала, так и для пассажиров — загадка.

Вооруженные табуретом

Конец прошлого года запомнился сотрудникам Алматинского аэропорта дракой между барменом и пассажиром, подробности и кадры которой стали известны благодаря публикации в Facebook-группе «Алматы. Хочу похвалить, пожаловаться»:

— На видео бармен Бахтияр убегает от гостя с табуретом в Международном аэропорту Алматы, где мы обучаем персонал. Избиение произошло вчера в 11.00. На одном из видео видно, как Бахтияр пригласил сотрудника авиалиний, чтобы гость не опоздал на рейс. У персонала есть указание, что гостям запрещено спать на территории сети питания. На все просьбы пьяный гость среагировал нецензурной лексикой, погромом бара. У Бахтияра — гематома, у руководителя — стресс и разбитый бар, у остального персонала — обида за своего сотрудника и страх, что на территории стратегического объекта, где полный зал людей, им могут проломить голову их же табуретом пьяные гости.

Поползли слухи, якобы руководство аэропорта попыталось «замять конфликт» вместо того, чтобы разрешить его по справедливости.

Как и положено, в дело вмешался Департамент полиции на транспорте, который обозначил участников инцидента и более полно раскрыл картину произошедшего.

— Установлено, что пассажир авиарейса сообщением Алматы - Актау, находясь в зале ожидания, уснул в барном кресле. Когда бармен попытался разбудить пассажира, последний, проявляя недовольство, начал выражаться нецензурной бранью. Словесная перепалка переросла в драку, в которую вмешались сидевшие в зале ожидания очевидцы, — разняли мужчин, — сообщили в полиции.

Изначально стороны конфликта разошлись полюбовно, но на следующий день хозяин заведения и его попавший под раздачу подчиненный написали в полицию заявление о привлечении пассажира-драчуна к ответственности. Не на руку любителю поспать в общественном месте сыграло и его установленное по результатам медицинского освидетельствования легкое алкогольное опьянение.

Расследование начали по части 1 статьи 293 УК «Хулиганство». Детали следствия, естественно, не разглашались.

Вместе с тем, по словам Натальи Соколовой, алкоголь нередко приводит к разбирательствам, выходящим из области простых человеческих споров:

— Здесь вопрос решается на усмотрение и службы безопасности, и представителей авиакомпании. Пассажира могут спокойно снять с рейса, потому что, если он будет дебоширить на борту, это повлечет дополнительные издержки для перевозчика: будут снимать багаж деструктивного пассажира, придется осуществлять передосмотр всех пассажиров. А сам виновник может получить серьезный штраф. Подобное происходит несколько раз в год.

Благими намерениями...

Порой претензий удостаивается и сам Алматинский аэропорт. Многие горожане помнят странное решение руководства о снятии сидений в общей зоне. Причем решение было принято якобы в ответ на многочисленные просьбы самих пассажиров.

Такую версию оспорила депутат Ирина Смирнова. В соцсетях она поделилась красноречивыми фотографиями, на которых видно, что люди теперь вынуждены буквально сидеть на чемоданах.

— А у нас новшества в аэропорту. Алматинском. Убрали все сиденья в зале ожидания. Говорят — международный стандарт. Не знаю. Была во многих странах — везде есть сиденья. А если задержка рейса? Где клиенто-ориентированность? Где здравый смысл? Сначала аэропорт пусть станет европейским! — написала она.

В пресс-службе аэропорта пояснили, что кресла убрали по вине буквально «прописавшихся» на них бомжей и таксистов, из-за которых пассажирам в любом случае не достается посадочных мест. Сгладить острые углы руководство воздушной гавани собиралось посредством оптимизации пространства, увеличения числа кресел в других зонах и в принципе — расширения зоны регистрации.

Как бы то ни было, после волны критики кресла вернули на привычное место.

— Сиденья были убраны только в общей зоне на первом и втором этажах. Общая зона — это место, куда может зайти любой человек и пребывать там сколько угодно. Многие, в том числе таксисты и лица без определенного места жительства, этим злоупотребляют. Мы приняли такие меры для минимизации столпотворения. Но, проанализировав реакцию людей, вернули часть сидений в залы, их хватит пожилым пассажирам и пассажирам с детьми, — поставили точку в споре представители аэропорта.

К слову, через год после этого конфуза хаб обзавелся отдельным коридором для определенной категории граждан — людей с ограниченными возможностями, беременных и женщин с детьми. А еще ранее в стены воздушной гавани вернулись демонтированные в свое время курилки...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz