Казахстан
+19°
Boom metrics
Сегодня:
Общество16 июня 2021 4:10

ОСИное гнездо

Согласно новому Закону о жилищно-коммунальном хозяйстве, в июле 2022 года привычные гражданам КСК должны окончательно уйти, уступив тепленькое местечко новым формам управления
Новый закон вступил в силу в начале 2020 года. Фото: factum.kz

Новый закон вступил в силу в начале 2020 года. Фото: factum.kz

Однако время идет, а собственники квартир не слишком спешат менять шило на мыло.

Многодомное наследие

Новый закон вступил в силу в начале 2020 года. С той поры власти пытались растолковать гражданам значимость перемен и разницу между старым и новым.

Итак, на место кооперативов собственников квартир, по замыслу чиновников, должны прийти объединения собственников имущества (ОСИ) и простые товарищества (ПТ). Главным преимуществом такого перехода обозначался принцип «один дом — один счет» (позже концепция изменилась на «один дом — два счета», текущий и сберегательный. — Прим. авт.). То есть в отличие от КСК ОСИ и ПТ должны «взять под крыло» один единственный дом и отвечать исключительно за его благополучие.

Как объяснял в беседе с журналистами заместитель руководителя департамента регионального развития и методологии АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» Маргулан Абдыкаримов, корневая идея создания ОСИ заключалась в предоставлении собственникам возможности самостоятельно управлять своим домом. Ведь в ходе исторического развития КСК те успели стать многодомными и, соответственно, обрасти неконтролируемыми финансовыми потоками. А вот преемники кооперативов в лице ОСИ и ПТ якобы сумеют избежать денежных махинаций и позволят жильцам отслеживать перемещения каждого тенге.

Есть маленькое «но»...

Несмотря на нарисованную чиновниками радужную картину нашего с вами будущего после исчезновения КСК, критика обрушилась на нововведение практически сразу.

В декабре 2020 года мы беседовали с председателем Добровольного общества защиты прав нанимателей Владимиром Перминым, который от концепции ОСИ и ПТ был, мягко говоря, не в восторге.

— То же самое мы слышали десять лет назад, когда обсуждались преимущества кондоминиума. Но, как говорится, воз и ныне там. Только пока власти хвалятся, мол, приняли «соломоново решение», население не замечает самого главного. ОСИ — это уже не КСК, это про имущество вообще. Поэтому туда входят не только собственники квартир, но и собственники придомовых нежилых помещений. Коммерсанты, проще говоря. В результате они могут наравне с жильцами участвовать во всех касающихся дальнейшей судьбы дома процессах.

Дальнейшие перспективы этого решения, на взгляд Пермина, представлялись довольно-таки тревожными: развитие малого бизнеса немалой кровью жилищного фонда с его последующим упадком.

— Собственников квартир, по сути, превращают в бесправных инвесторов для придомовых магазинов, аптек, ремонтов обуви и прочего. Мы платим — они распоряжаются нашими деньгами, как хотят, пускают их в оборот. А дома будут обслуживаться по остаточному принципу: оштукатурят один подъезд, а отчитаются, как за целое здание. Вы поймите: этот закон принят не в наших с вами интересах, а в интересах третьих лиц, — убежден Пермин.

Многочисленные вопросы вызывал и сам процесс перехода, хотя бы потому, что было совершенно неясно, как его осуществлять. С одной стороны, палки в колеса вставляли председатели КСК. С другой, люди не имели даже смутного представления, как им действовать и за что браться.

— Люди, которые должны обеспечивать исполнение закона, на полном серьезе жалуются на председателей КСК, что те не исполняют этот самый закон. Зачем они тогда занимают свои кресла? Товарищи расписались в собственном бессилии и переложили свои обязанности на плечи граждан. Вот сейчас, например, гражданам приходится судиться с КСК из-за их отказа передать документы создаваемым ОСИ и ПТ. Ситуацию не в силах изменить даже решение суда. Пишут «обязать», но реально обязать не могут — судоисполнители бездействуют. Один умник из общественной организации по защите прав потребителей заявил: «Пусть жильцы либо добиваются своего, либо находят способы обходиться без этих документов». То есть мало того, что ответственность за возможность функционирования придуманного законотворцами механизма целиком и полностью переложили на самих граждан, так еще и подстрекают к нарушению закона. Это вообще как?! — возмущался наш собеседник в декабре.

Прошло полгода, и мы снова обратились к Владимиру за комментарием. На вопрос: «Есть ли позитивные подвижки в деле перехода из КСК в ОСИ?» — он ответил следующее:

— Скорее, очень много негативных фактов и один из них — абсолютное непонимание низовых звеньев сути намерений чиновников по реализации закона об ОСИ. Инспекторы тем временем вообще не понимают, что это такое и с чем его едят. До сих пор загадка, кто отвечает за проведение собраний, — инспекция или акимат. Начинаешь задавать уточняющие вопросы — волосы встают дыбом от путаных и противоречивых ответов.

Попробуй разберись...

Как рассказал «КП» алматинец Александр Яковлев на примере своего дома, сейчас в процессе перехода из КСК в ОСИ наблюдается затишье.

— Я сначала внимательно за этим делом следил. Вышел закон, согласно которому мы обязаны, обязаны... Нигде не говорится «делайте, как считаете нужным». Официальные лица периодически выступают и возмущаются, что в ведении КСК в большинстве случаев есть как хорошие новые, так и плохие старые дома. Дескать, почему люди, купившие квартиру в новом доме, должны снабжать деньгами старый, все время нуждающийся в ремонте дом? И я согласен, что свои деньги хочется потратить на собственный комфорт. Но кто будет заботиться о старых домах? Государство, судя по всему, вообще не собирается вкладываться в решение таких проблем. Вдобавок в одном только Алматы работает больше 800 КСК. Многие из них действительно отвечают за огромное количество домов разом, то есть становятся фактически неуправляемыми в своих тратах. Но куда власть смотрела раньше?

Затруднения, по словам Александра, вызывает и размытая процедура организации ОСИ или ПТ:

— По новому закону есть две формы управления — ОСИ и ПТ. Для того, чтобы их создать, нужно провести собрание, выбрать доверенных лиц, председателя, который должен получить право на управление финансами и их передачу управляющей компании. Что за управляющая компания, откуда она возьмется? Никто ничего не объясняет.

В завершение собеседник заявил, что «более-менее доволен» своим КСК и лучше останется при нем, чем столкнется с необходимостью проведения дорогостоящего аудита, дележки денег и передачи их в руки сомнительных управляющих компаний.

— Понимаете, мы жили довольно спокойно, работа КСК нас устраивала. Да и домов под его началом было не так много — семь. Сейчас акимат давит на КСК с требованием разделить счета. А ранее бывали случаи, когда деньги на ремонт или какие-либо нужды доставались из «общей кассы» семи домов — их, естественно, не вернули. Теперь, если мы развалимся на семь частей, как мы будем делить общие деньги? Как проверить, сколько средств куда было направлено? По логике необходимо провести аудит, но об этом никто даже не заикается — дорого. То есть мы, обычные жильцы, должны сами выложить кругленькую сумму, чтобы провести аудит и выявить факты нецелевой растраты средств? Плюс необходимо открыть на каждый дом по два счета, куда средства будут «падать». А кто потом получит право распоряжаться этими счетами? Слишком много белых пятен. Поэтому у нас люди заявили, что не будут ничего делать — ни организовывать собрания, ни председателя выбирать. Кому охота брать на себя инициативу? Следовательно, некому получать доверенность на управление деньгами. Понимаете, наш КСК работает с частными фирмами. Если что-то протекает, трескается, нанимают специалистов и вопрос решается. И никакой управляющей компании нам не надо. Чем они будут управлять? — задается резюмирующим вопросом Александр Яковлев.

В общем, вывод напрашивается невеселый: с принятием нового закона ситуация стала еще абсурднее, чем была поначалу. Пока чиновники наспех латают дыры в собственном юридическом «дуршлаге», КСК продолжают чувствовать себя в безопасности до следующего года и не торопятся отчитываться перед жильцами. Жильцы, в свою очередь, новинку воспринимают настороженно.

Возникает закономерный вопрос: для кого старались слуги народа?

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz