Казахстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
Общество14 января 2022 3:25

Тайны древнего городища

Предгорная зона Заилийского Алатау была заселена издревле, здесь проходил Семиреченский участок Великого Шелкового пути, а потому неизмеримо велико историко-культурное наследие региона
Галина МУЛЕНКОВА
Это уникальный памятник средневековья, и по инициативе ученого-археолога Байпакова он был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Это уникальный памятник средневековья, и по инициативе ученого-археолога Байпакова он был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Для обсуждения вопросов сохранения городища Талгар и создания на его территории археологического парка-музея имени Карла Байпакова еще в конце прошлого года собрались известные деятели науки и культуры.

Это уникальный памятник средневековья, и по инициативе ученого-археолога Байпакова он был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Известный культуролог Мурат Ауэзов отметил, что в X-XIII вв. город был крупным экономическим, политическим и культурным центром.

— В Талгаре развивались кузнечное, стекольное, гончарное, ювелирное, косторезное, металлообрабатывающее и другие ремесла. Важную роль играла международная торговля по Шелковому пути, и только после вторжения войск Чингисхана он пришел в упадок. В 2017 году в рамках программы «Рухани жангыру» памятник был включен в список сакральных объектов Казахстана регионального значения. С 2018 года городище Талгар является филиалом Государственного музея-заповедника «Иссык» — это звенья одной цепи. Один из современных контекстов — возрождаемый Шелковый путь и весь этот участок вступает в новую стадию развития в рамках китайской инициативы.

Историк и археолог Олег Дильмухамедов рассказал, что копал это городище вместе с Байпаковым в 1968 году.

— Надо создать музей, ведь за годы исследований собраны материалы, которые лежат в запасниках. В районе Талгара много частных владений, на территории которых находятся уцелевшие курганы. Они не охраняются. Необходимы охранные обязательства, о чем говорится в законе об охране памятников истории и культуры. Владелец земли должен гарантировать сохранность памятника. А сейчас у нас много частных организаций, которые имеют лицензии, дают разрешения подрядчикам на строительство дорог и коммуникаций, в результате чего уничтожаются памятники.

Художник Амандос Аканаев рассказал, что в течение 20 лет вместе с единомышленниками занимался спасением памятников.

— Какое сознание должно быть у людей, которые строят сараи у курганов? Наши дети и внуки должны знать, что их предки жили много тысяч лет назад, а туристам надо показывать, какой здесь живет древний народ. В Талгаре сотни курганов проданы под дачи еще в советское время. Курган рассматривают как место захоронения артефактов, но это архитектурно-инженерное строение, выдержавшее множество землетрясений за три тысячи лет. Это колоссальное богатство, которое лежит в мусоре. Представьте, что кусками продана Великая Китайская стена, а у нас распродают земли, на которых стоят древние курганы.

— Краеведческий музей хранит историю края и в его создании должны быть заинтересованы местные исполнительные власти, — заметила директор музея-заповедника «Иссык» Гульмира Мухтарова. — Талгар имеет территорию городища, охранную зону, зону регулируемой застройки, зону культурного ландшафта. Любое действие здесь мы должны согласовывать с ЮНЕСКО, что нас ограничивает. Сохранение памятника — это прежде всего его консервация. Мы огородили территорию городища, но угроза исходит не от скота, а от людей. Мы ищем документы, сопоставляем данные, так как есть понятие «коллекция». Работа ведется. У нас есть медиа-план, мы ежегодно подаем проекты на грант, но есть также множество факторов, и нас не всегда поддерживают в финансовом отношении. Прежде всего, все курганы мы должны внести в списки местного значения, чтобы знать, где какие памятники находятся, как проводить анализ, как работать с тем или другим памятником.

Хочется верить, что однажды краеведческий музей в Талгаре откроет свои ворота для туристов.