Казахстан
+25°
Boom metrics
Сегодня:
Общество19 января 2022 3:30

«Афганцы» надежды нашей

Трагические события начала января стали для нашего общества испытанием на нравственную прочность
5 января. Дом офицеров. Разработка плана действий Гражданским штабом по стабилизации порядка в г. Алматы.

5 января. Дом офицеров. Разработка плана действий Гражданским штабом по стабилизации порядка в г. Алматы.

К сожалению, нашлись те, кто, словно подхватив вирус «озверина», бросился мародерствовать и убивать. А другие — их, к счастью, оказалось намного больше — организовывались не просто для защиты своих семей и домов, а для помощи другим, совершенно посторонним, казалось бы, людям.

«Комсомолка» планирует рассказать в серии статей о таких героях, которые в эти страшные дни в разных уголках страны рисковали своими жизнями ради защиты других. И начнем мы этот рассказ с ветеранов-«афганцев», сформировавших добровольные народные дружины в Алматы.

Бодрый и деловитый, лишь черные круги вокруг глаз выдают огромное внутреннее напряжение последних дней и бессонных ночей. От этого небольшого ростом худощавого человека, несмотря на постоянную полу-улыбку и тихий голос, веет внутренней силой и уверенностью в своей правоте.

— Все же начиналось мирно, и требования у людей были вполне справедливые. Потом появились провокаторы, которые начали раскачивать этот мирный митинг. А потом все это перешло в массовые грабежи, мародерство и погромы и в откровенный терроризм. Начали гибнуть люди. Вчера мы похоронили подполковника Хаирова, заживо сожженного на крыше акимата. Как известно, у любого события всегда есть предпосылки, «дедушка» Ленин в свое время сказал об этом — «Должна создаться революционная ситуация». В Казахстане такая ситуация назревала долгие годы. Во-первых, сильное расслоение общества, когда узкий круг людей владеет миллиардами, а большинство народа живет впроголодь. Во-вторых, ужасающий уровень коррупции, кумовства и чиновничьей чванливости, когда власть не имеет представления, как живет простой народ. Вот из этой искры и возгорелось пламя, — Мурат Абдушкуров, председатель Координационного совета общественных объединений ветеранов и инвалидов войны в Афганистане и других локальных военных конфликтов и один из организаторов добровольных народных дружин, сформированных, чтобы противостоять погромщикам, говорит эти слова очень спокойно, видно, уже много раз пропустив их через себя.

Мы беседуем с Муратом в Алматинском Доме офицеров, в офисе Координационного совета, обьединяющего 29 общественных организаций «афганцев», «чернобыльцев», ветеранов Нагорного Карабаха, Таджикистана, Ирака.

— На 5 января у нас в Доме офицеров был намечен праздничный утренник для детей-сирот, и тут пошла информация о беспорядках в городе, что чуть ли не уличные бои идут, — продолжает рассказ Мурат Абдушкуров. — Ведь был полный информационный вакуум. Ни с акиматом, ни с полицией у нас связи не было. Мы не знали, что происходит. Было ясно только, что ситуация вышла из-под контроля и надо что-то делать. Собрались здесь, в Координационном совете, создали штаб и решили действовать в меру своих возможностей.

Изначально ветераны горячих точек предложили призвать их «под ружье» официально, через военкоматы. Две тысячи человек, которые физически могли держать в руках оружие, были готовы встать на защиту родного города. Им ответили отказом, так же как и на просьбу разрешить ношение своего же гладкоствольного охотничьего оружия. Идея сформировать патрули для поддержки силовиков на ставшей эпицентром беспорядков Новой площади понимания у властей тоже не нашла. Тем временем ситуация в городе стремительно ухудшалась. В больницы шел поток раненых как с одной, так и с другой стороны. Боевики, угрожая оружием, стали требовать у врачей делать операции в первую очередь своим, а раненых силовиков вообще не пропускали в больницы. Были случаи нападений на автомобили скорой помощи.

— Во всех медучреждениях девяносто процентов работников — это женщины, — рассказывает Мурат Абдушкуров. — Медики, естественно, были сильно напуганы, некоторые перестали выходить на работу. Когда мы приехали на подстанцию скорой помощи, увидели там 45 молоденьких беззащитных девчонок. Причем в этих медучреждениях не было ни одного сотрудника полиции. Долго не думая, мы решили взять больницы под охрану. Обратились в штаб, чтобы нас вооружили, но нам опять отказали. Тогда решили действовать сами, своими силами. Самоустраниться, бросить тех женщин в больницах на произвол судьбы мы не могли. И тут из Департамента здравоохранения к нам обратились за помощью.

Рассредоточившись по семи объектам здравоохранения Алматы — в 4-й горбольнице, Центральной городской клинической больнице № 12, областной и двух детских больницах, БСМП и подстанции скорой медицинской помощи — добровольцы в течение шести дней выставляли 170-180 человек на их охрану. На каждом объекте дежурили по 20-30 человек, а в 4-й горбольнице, куда везли в основном с пулевыми ранениями, 6-7 января выставляли до 40 человек, все ветераны-«афганцы» с реальным боевым опытом.

6 января. Добровольцы народной дружины перед входом в приемный покой 4-й Горбольницы.

6 января. Добровольцы народной дружины перед входом в приемный покой 4-й Горбольницы.

— Изучив обстановку, мы поняли, что для охраны 4-й горбольницы нужно намного больше людей, — рассказывает один из инициаторов создания народных дружин Ауез Бейсенбаев. — Сама больница находится на открытом месте, много входных дверей, тем более стеклянных. Я в Афганистане служил в разведке, поэтому понимал, что для обороны объект очень сложный, а мы там находились с голыми руками. И хоть мы все и пришли туда добровольно, у всех есть семьи, поэтому приходилось действовать хитростью. Некоторых ребят мы переодевали в медбратьев, другие переодевались так, чтобы выглядеть максимально похожими на пациентов. Кто-то из ребят в «гражданке» садился в зал ожидания, изображая родственников больных, а кто-то патрулировал по периметру. За всеми подъездами к больнице было установлено непрерывное наблюдение. Чтобы различать друг друга, придумали свой опознавательный знак. Видели бы вы, как врачи воодушевились, когда мы приехали!

Неоднократные просьбы направить в группы охраняющих больницы добровольцев хотя бы по одному полицейскому каждый раз встречали отказ. Это, мягко говоря, странно: поскольку, исходя из элементарного здравого смысла, государство в первую очередь должно было взять под охрану столь важные социальные объекты. Хотя бы потому, что раненых силовиков могли добить. Странно это и потому, что держащие оборону «афганцы» не имели абсолютно никакого статуса, даже не входили в больничный штат как охранники. И полицейский был нужен там не только и не столько как человек с оружием, а как официальный представитель власти. В результате добровольцам пришлось действовать своими силами, рискуя жизнью и здоровьем.

— Патриотический порыв у людей был очень сильный, я не ожидал, честно говоря, — отметил Мурат Абдушкуров. — Приходили офицеры запаса, военруки, спортсмены, просто молодежь. Были охранные фирмы, которые приходили и говорили: «Нам нельзя сейчас работать, но мы все равно по возможности поддержим вас людьми и машинами». За эти шесть дней более тысячи человек пришли к нам, чтобы записаться добровольцами в народные дружины. Было сообщество многодетных матерей, которые готовили горячую пищу и развозили по объектам, кормили наших ребят. За что им огромное спасибо. Охранная фирма, о которой я сказал выше, возле каждого объекта, который мы охраняли, скрытно поставила по одному своему экипажу, подчеркиваю, вооруженному, хотя они тоже не имели права там находиться и очень сильно рисковали. Но они честно отдежурили эти шесть дней рядом с нами, чтобы в случае чего в течение нескольких минут прийти на помощь. Причем абсолютно бесплатно. Я думаю, у них (мародеров. — Прим. ред.) прошла информация, что объекты здравоохранения взяты под охрану. Наши наблюдатели, которые следили за подъездами к больнице, фиксировали, что подъезжали машины, из которых выходили молодые ребята в капюшонах, осматривались, потом уезжали.

Добровольцы народной дружины.

Добровольцы народной дружины.

Сегодня очевидно: выстоять, защитить важнейший и крупнейший город страны удалось не только благодаря нашим силовикам и партнерам по ОДКБ. Не последнюю роль сыграла высокая самоорганизация общества, одним из примеров которой стали дружины «афганских» ветеранов. К ним присоединялись «небоевые» казахстанцы — от мала до велика.

— Добровольцы были всех возрастов, — подчеркнул Ауез Бейсенбаев. — Самому молодому нашему ветерану-«афганцу» — 52 года, но было и много необстрелянных — 19-20-летние ребята приходили. Много спортсменов было: боксеры, таэквондисты... Были и аксакалы 70-80 лет. Конечно, мы их не привлекали к охране, но они морально поддерживали ребят.

Гражданский штаб по стабилизации порядка в г. Алматы. Обсуждение плана действий.

Гражданский штаб по стабилизации порядка в г. Алматы. Обсуждение плана действий.

Сейчас штаб Координационного совета продолжает работу. Добровольцы вышли на Департамент полиции Алматы с предложением, что после того, как завершится режим чрезвычайного положения, они готовы оказать правоохранительным органам помощь, организовав совместное с полицией патрулирование. Предполагается, что в патруль будут входить один-два полицейских и три-четыре дружинника, которые в случае чего смогут помочь задержать правонарушителя.