Казахстан
+7°
Boom metrics
Сегодня:
Общество19 января 2022 3:40

Полвека человека: Бывший брат за «великой стеной»

Китай, хотя он так же активно строил социализм, был для нас 50 лет назад скорее врагом, нежели другом
Андрей МИХАЙЛОВ
Таким непонятным Китай «открылся» нам в начале 1990-х годов.

Таким непонятным Китай «открылся» нам в начале 1990-х годов.

После активного участия СССР в победе коммунистов и поствоенном обустройстве Поднебесной, вослед за десятилетиями Великой дружбы рассорившиеся в прах иерархи развели наши народы на весьма значительное расстояние друг от друга. Такое значительное, что разделяющий нас с Западом «железный занавес» казался в то время куда более проницаемым и легкомысленным, нежели та «великая стена», которая безысходно отделила нас от Китая в 1970-е годы.

Фобии Великой степи

У жителей современного Казахстана к современному Китаю отношение, мягко говоря, странное. Умом всякий осознает, что сильный Китай по соседству — это шанс для нашей экономической состоятельности. При правильном и сбалансированном подходе, разумеется (ему палец в рот не клади!). Но в душе многих казахстанцев сильный Китай по соседству, неизмеримо более могущественный и продвинутый во всех отношениях, нежели Казахстан, вызывает лишь страх.

Благодаря этому чувству опыленные фейковыми вирусами мозги соотечественников готовы воспринять любую заведомую чушь про соседа. Тем более когда «рейтинговые мнения» сетевиков-затейников с удовольствием озвучивают и все более смыкающиеся с соцсетями «солидные СМИ», представляя свои платформы и страницы для всех, кто только способен привлечь внимание читателей.

Регулярное появление этих страшилок можно было бы и списать целиком на законы экономики (ничего личного!). И тем ограничиться. Поговорят — и перестанут. Когда станет скучно. Однако интерес к теме не исчезает уже долгое время — каждое новое высказывание, несмотря на то, что давно не несет в себе ничего нового, вызывает неизменную сетевую истерику среди тех казахстанцев, которые верят. А они, повторю, составляют весьма значительную прослойку.

Что же, китайцы действительно идут? А не посмотреть ли нам в прошлое?

-

-

Эра «китайской угрозы»

Тому из вас, кто в 70-80-е годы прошлого века жил разумной жизнью, знакома настоящая тревога по поводу огромной и малопонятной ядерной державы по соседству, от которой исходила постоянная угроза нашей мирной жизни. Вот в те времена страх по поводу неожиданной войны с Китаем имел все основания и вовсе недаром напрягал советских граждан в приграничных республиках куда сильнее, нежели привычные опасения по отношению к проискам США. Американцы всегда предпочитали воевать деньгами, словами и чужими руками, стараясь (особенно после Вьетнама) не доводить дело до реального боестолкновения. Китайцы рассчитывали только на себя и не боялись броситься в реальную схватку.

Недаром на границах с КНР были сосредоточены значительные и наиболее боеспособные формирования Советской Армии, развернуты десятки военных баз и аэродромов. А линии обороны шли в несколько эшелонов (остатки их можно обнаружить в наших восточных пределах до сих пор).

Среднеазиатский военный округ (САВО) считался одним из самых боеспособных в СССР, а его штаб вовсе не случайно помещался в столице Советского Казахстана. О мощи округа мог судить каждый, кто проезжал мимо военных баз в Сары-Озеке или Отаре (с сотнями стоящих за заборами танков) или авиабаз в Николаевке, Уч-Арале, Талды-Кургане (с постоянно взлетающими в небо перехватчиками). В прибалхашских пустынях в те годы были скрыты огромные склады артвооружений и стояли на боевом дежурстве установки с тактическими ракетами.

И для всего этого были, повторюсь, основания, которые держались на страхах, почерпнутых отнюдь не из очередного «поста» неудовлетворенной домохозяйки.

События у Жаланашколя

То, что историки называют «событиями у Жаланашколя», а публицисты считают чуть ли не вариантом Карибского кризиса, едва не приведшего к «третьей мировой», случилось в Джунгарских воротах в августе 1969-го. Спустя всего полгода после аналогичного «инцидента» на амурском острове Доманском китайцы решили прощупать оборону СССР в Казахстане.

-

-

Как ни странно, несмотря на какие-то жалкие полвека, минувшие с тех пор, и доброе здравие многих участников конфликта у Жаланашколя, о том, что произошло тогда, известно немного. В народном фольклоре, появившемся, кстати, сразу после «событий», вообще просматриваются два противоположных сценария происшедшего. Согласно первому — «мыимдали» — массированным залпом из систем «Град», когда они поперли массой через границу со своими цитатниками. В соответствии со вторым — «мыимпоказали» — когда они развернули огромный портрет Кормчего, наши пограничники повернулись задом и, спустив штаны, продемонстрировали свое отношение. Это, повторяю, устное народное творчество.

Что же произошло на самом деле? Самая распространенная версия — скоротечный бой, длившийся около часа. Против вторгшихся нарушителей, окопавшихся на какой-то высотке (около 70 человек), действовала группа наших пограничников, втрое меньшая, но при двух БТРах. Результаты: статус-кво восстановлен, граница вновь на замке, они потеряли 18 человек погибшими и трех — пленными (говорят, что на китайской стороне есть памятник их героям), у нас погибли двое. Словом, случился маленький пограничный инцидент, который даже не обсуждался.

Фантомные страхи

Нет, к Китаю, когда он действительно угрожал, было совсем иное отношение! Тому, кто не проживал в те времена разумной жизнью, я скажу, что тревожное ощущение, которое испытывали мы, обитая в «зоне потенциального поражения», это совсем не та абстрактная фобия, которую испытывают нынешние казахстанцы. Одно дело, когда граница открыта, и ты всегда можешь дождаться окончания эпидемии, оформить визу и отправиться к соседям, побродить по базару, себя показать, да на них подивиться. И совсем иное, когда под боком, отделяя тебя от всего дальнейшего мира, нечто закрытое, непонятное и враждебное.

Вот эти-то реликтовые страхи, как мне представляется, и присущи до сих пор многим гражданам Казахстана, несмотря на то, что наши отношения с соседом давно прагматично-теплые и оснований для тех опасений, что витали в воздухе несколько десятилетий назад, сегодня вроде бы никаких. Оснований нет, а страхи не только сохранились, но и передались поколениям, появившимся в условиях новых реалий.

Но полвека назад отношения с Китаем, который был откровенным и бескомпромиссным противником, не исчерпывались одной лишь взаимной ненавистью...

Продолжение следует.