Казахстан
+20°
Boom metrics
Сегодня:
Политика2 февраля 2022 3:25

Булат СУЛТАНОВ: «Мы — суверенное государство и вправе сами разобраться с тем, что произошло»

-
Малик УСЕНОВ
Булат СУЛТАНОВ.

Булат СУЛТАНОВ.

В конце января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с развернутым телевизионным интервью, в котором обозначил несколько неожиданных моментов в развитии нашей внешней политики. Редакция «КП Казахстан» обратилась за комментариями к эксперту, который в силу своего дипломатического бэкграунда (работа в МИД и Посольстве Казахстана в ФРГ) неоднократно пересекался с действующим президентом в бытность Токаева главой казахстанской дипломатии и хорошо ориентируется на внешнеполитической «кухне», — бывшему директору Казахстанского института стратегических исследований Булату Султанову.

— Булат Клычбаевич, конечно же, вы знаете, что глава государства решил отказаться от международного расследования январских событий и сказал, что мы справимся своими силами. Как вы считаете, будут ли применены против нас какие-то санкции со стороны «коллективного Запада», в частности — Евросоюза, кроме необязательной к исполнению резолюции ПАСЕ?

— Я категорически против международных расследований на территории Казахстана, поскольку мы — суверенное государство и вправе сами разобраться с тем, что произошло. Тем более что мы знаем, что резолюция была принята задолго до завершения расследования в РК. Я считаю, что весь текст был заранее подготовлен и поэтому необъективен. Так что это скорее попытка «связать руки» нашему президенту, который проводит политические и экономические реформы.

Резолюции евродепутатов не носят обязательный характер, а тем более для нас, страны, которая не входит в ЕС. Так что, как говорят, «собака лает — караван идет». Наш караван идет по пути нового экономического курса, предложенного Токаевым.

Касаясь международного расследования, хотелось бы сказать, что пусть сначала они разберутся с теми лицами, у которых хватает наглости, находясь на территории ЕС, заявлять, что именно они стоят за беспорядками в Казахстане. Как сказал наш президент, именно они стоят за этим поспешным и, следовательно, необъективным решением Европарламента.

— Вместе с тем глава государства признал, что мы «проиграли информационную войну». Я работал в МИД и в посольстве во время печальных событий в Жанаозене 10-летней давности. Тогда многие уходили от комментариев, некоторые отменяли интервью, которые были запланированы на тему 20-летнего юбилея независимости. Теперь, после того как сам глава государства сказал о проблемах с информацией и о том, что в ЕС против нас действовали лоббисты, как нашему МИД стоит выстроить свою информационную политику?

— Нужно просто быть объективным в изложении того, что происходит у нас. Во-первых, нужно разделять январские события на несколько этапов. Первый этап — это мирные демонстрации, когда люди шли с плакатами «Шал кет» (этот лозунг я не считаю персонифицированным, а скорее, требованием отстранить клан Назарбаева от власти). И это был мирный протест. Многие примкнули к этим колоннам или просто симпатизировали им. Причину этого назвал сам Токаев, а она заключается в тяжелой социально-экономической ситуации. Хочу отметить, что многие просто помогали мирным демонстрантам, подвозя им продукты, они считали, что это их долг.

В общем, люди просили достаточно простой вещи: «де-елбасизации». Считаю, что глава государства очень осторожный политик, но у него нет другого выхода, кроме как провести ее. Первое, что нужно сделать, — это отменить переименование улиц, вернуть прежнее название столице, убрать памятники. Все это раздражает людей. Дальше нужно провести экономическую реформу страны, а именно — ликвидировать квазигосударственный сектор. Затем нам нужно убрать искусственно созданные монополии. Здесь имеется в виду и ликвидация барьеров в области торговли с Китаем.

Следующим шагом является введение налога на богатство. Из этих средств можно обеспечивать малоимущих, многодетные семьи, инвалидов.

Второй этап — это уже не мирные протесты, а скорее то, что обычно происходит со стихийными митингами в обществах, где еще не готовы к демократическим преобразованиям. Здесь хочется сравнить «пражскую весну», когда не была вытоптана ни одна клумба, и наши разбитые витрины и разграбленные ломбарды.

Кстати, против демонстрантов силы правопорядка вышли без оружия. У полиции были только дубинки и щиты, а у сил ВДВ, охраняющих акимат, не было даже этого. Да, они могли остановить простых демонстрантов, но против них действовали уже другие силы.

— Вы сказали, что Токаеву сейчас нужно переименовать улицы, убрать памятники Назарбаеву и вернуть старое название столице. Но президент зарекомендовал себя как человек слова, и мне кажется, что ему будет очень тяжело сделать это, учитывая, что решение об улицах и столице принимал он сам.

— Президент находится в очень сложном положении, потому что он долгое время работал под руководством Назарбаева. Поэтому ему чисто психологически сложно выступить против. Но! Токаев должен понимать, что сейчас он обязан в интересах нашей страны убрать сильный раздражающий фактор — «елбасизм». Это ощутимо снизит градус протеста.

Считаю, что здесь нужно обратиться к международному опыту. К примеру, в КНР есть закон, запрещающий называть улицы именами руководителей компартии Китая. Во Франции, которая пережила монархию, две империи и сейчас у них по счету уже пятая республика, тоже пытались назвать города и объекты в чью-то честь. Там сейчас просто все области называются по их географической принадлежности (департамент Верхняя Рона, департамент Нижняя Рона).

Нам нужно принять закон о том, чтобы вообще не присваивать имена политических деятелей городам и улицам. Этим мы уберем наиболее раздражающий фактор.

Если мы хотим, чтобы больше не было протестов, то их нужно возглавить. Думаю, это главный урок, который нужно извлечь из этих событий, а «де-елбасизация» стала бы самым главным и, что самое важное, самым понятным широким народным массам уроком.

Кстати, я не видел ни одного плаката против Токаева. Но это не значит, что настроение общества не может поменяться. Тем более что сейчас он будет мишенью для тех, кто заинтересован в раскачке ситуации у нас в стране.