Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
Общество2 февраля 2022 3:35

Незваный гость на погосте

Январь для Казахстана выдался тяжелым, тревожным, полным плохих новостей
Евгения МОРОЗОВА
Корейское кладбище Бестобе. Фото: АПН

Корейское кладбище Бестобе. Фото: АПН

Поток негатива усилила информация про вандалов, совершивших погром на кладбище в городе Уштобе. Интернет-источники скупо сообщали, что 15 могил были варварски разрушены: вырваны кресты, сломаны оградки...

Новость меня поразила. Потому что места эти для меня не чужие — в июне прошлого года я была в Уштобе, объездила город и окрестности, и в том числе побывала на кладбище.

Правда, события меня в ту поездку интересовали давние — репрессии 30-х годов. Каратальский район хранит очень печальную память о том времени...

Подальше от Дальнего Востока

Турар Рыскулов в докладной записке Сталину, Кагановичу, Молотову 9 марта 1933-го года писал: «В Каратальском районе в прошлую зиму во время насильственного переселения на оседание трех казакских аулов в другое место погибла половина населения. В том же районе по сведениям местного ОГПУ за декабрь и 10 дней января 1933 г. умерло 569 человек от голода, подобрано за то же время на станции Уштюбе на площадке Каратальстроя и рисосовхозе больше 300 трупов».

А в 1937 году произошла насильственная депортация корейцев из Дальневосточного края СССР в Казахстан и Среднюю Азию. И в Каратальский район, и поселения по линии Турксиба 84 года назад было депортировано более 4100 хозяйств.

Корейцы тогда стали заложниками политической ситуации на Дальнем Востоке. Их подозревали в возможном сотрудничестве с Японией и шпионаже, вот и отправили подальше от Страны восходящего солнца. Везли их в товарных вагонах, без всяких условий, многие умирали от голода и болезней. Выживших выгрузили в степи на станции и бросили. Некоторые корейские семьи приютили местные жители. Но на всех места в домах, в лачугах, сараях просто не хватило. И они построили землянки у холма — там можно было хоть как-то укрыться от пронизывающего ветра...

Цвет скорби — белый

Сейчас здесь кладбище. Первые могилы появились в 50-х годов прошлого века, когда пожилые корейские переселенцы стали уходить в мир иной. Могильные памятники очень скромные, на лаконичных невысоких стелах — надписи на корейском. Это не только имена, но и название местности, откуда прибыл человек.

Сейчас кладбище разрослось, могилы длинной полосой почти опоясывают холм.

А рядом установили монумент благодарности казахскому народу. Камень светлый, и это неслучайно — цвет печали у корейцев белый. Этот камень поставили по инициативе Ассоциации корейцев Казахстана от всех депортированных этносов: в результате разных политических и военных событий в СССР Каратальский район стал родиной представителей многих национальностей — русских, украинцев, белорусов, корейцев, немцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, турок и курдов.

Сейчас кладбище разрослось, могилы длинной полосой почти опоясывают холм. Фото: АПН

Сейчас кладбище разрослось, могилы длинной полосой почти опоясывают холм. Фото: АПН

Летом тут жарко, зимой — холодно, и всегда ветра. Люди своим упорным трудом превратили не очень ласковый в плане климатических условий регион в плодоносящий край... А люди тут живут добрые, работящие, живут дружно.

Рождению Уштобе, как, впрочем, и образованию всего Каратальского района, мы обязаны первостроителям Турксиба, заложившим поздней осенью 1928 года на берегу Каратала рабочий поселок. Именно с начала строительства Туркестано-Сибирской железной дороги в Каратальскую долину пришла новая жизнь.

Вандал подкрался незаметно

И вдруг — осквернение могил! Не должно, невозможно даже представить, что такое случилось в этом приветливом городе... Но случилось.

За подробностями я обратилась к знакомым уштобинцам.

— В городе несколько кладбищ. Акт вандализма случился на старом кладбище, расположенном на улице Островского, это почти в центре города. Первые могилки там датируются 30-ми годами прошлого века, то есть практически со времени основания Уштобе. Это самое большое кладбище в городе. Обнаружили разгромленные могилы случайно — одна горожанка с сыном пошли навестить могилы близких и увидели эти разрушения. Конечно, люди, у кого на этом кладбище упокоены близкие, сразу же туда поехали, и я тоже там была, вызвали полицию, приехал аким, — рассказывает Валентина Спиридонова, руководитель Центра славянской культуры Каратальского района.

Конечно же, я сразу позвонила и в акимат города Уштобе. Моим собеседником был руководитель Отдела внутренней политики, культуры, развития языков и спорта Каратальского района Мурат Кабытаев. И вот что он рассказал:

— Предположительно в ночь с 16 на 17 января неизвестными лицами осквернено 14 могил на северном краю православного кладбища, расположенного по улице Островского города Уштобе, где захоронено около 5 тысяч человек. В частности, вырваны и сломаны кресты, повреждены оградки, снесены стойки ограждения. По факту вандализма отделом полиции возбуждено уголовное дело по статье 294 Уголовного кодекса РК. На месте происшествия проведены следственные действия, изъяты отпечатки пальцев, проведен опрос жильцов близлежащих домов и другие мероприятия, направленные на раскрытие данного правонарушения.

Марат Талгатович скромно умолчал, что акимат фактически сразу же взялся за устранение последствий действий вандалов. Об этом мне рассказал священник уштобинского храма во имя Архистратига Божия Михаила Николай Матлашов:

— Случай вопиющий. Не было такого в нашем городе никогда, никаких случаев вандализма на кладбищах старожилы не помнят. Ну разве что в 90-х, когда было очень тяжело экономически, были случаи грабежа, когда на кладбищах снимали таблички с памятников и надгробий, разбирали на металл оградки. А тут — ничего не взяли, просто рушили и громили. И очень хорошо, что власти города сразу же отреагировали. Аппаратом акима города Уштобе Каратальского района буквально за день были восстановлены сломанные кресты, таблички, оградки. Поговорили с человеком, который живет рядом с кладбищем, определили ему зарплату, и он теперь будет присматривать за порядком на кладбище.

С Николаем Матлашовым я была знакома, и тоже по «кладбищенскому» делу. В прошлый свой приезд заходила в уштобинскую церковь — интересовала меня история жизни и смерти ссыльных епископов, святителя Макария Кармазина и святителя Порфирия (Гулевича), епископа Симферопольского и Крымского. Николай рассказал, что владыку Макария сюда выслали в 1934-м, а Порфирий приехал в 1937-м. Православная община в Уштобе образовалась, похоже, сразу же после основания станции. И когда святитель Макарий приехал сюда, ему помогли купить домик в городе. Николай Матлашов нашел адрес — домик этот находился на улице Деповской, 20. Сейчас это улица Байзакова, а на месте домика — пустырь. Когда-то в нем епископы Порфирий и Макарий совершали божественную литургию. Конечно, втайне от властей, тогда не разрешались богослужения, но что им было бояться, их арестовывали много раз. В 1937 году обоих арестовали и приговорили к расстрелу за «проведение антисоветской пропаганды и дискредитацию советской власти, а также поддержку связи с контрреволюционными элементами, систематически получая от последних материальную помощь». 23 декабря 1937 года вместе с двоюродной сестрой владыки Макария Раисой Александровной Ржевской они были расстреляны на полигоне НКВД «Жаналык». Похоронены в братских могилах.

Вся история этого района пронизана трагическими событиями. Наверное, поэтому уштобинцы очень резко отреагировали на разгром погоста. Да и в целом общественность страны была возмущена. Президент Касым-Жомарт Токаев немедленно дал поручение министру внутренних дел Ерлану Тургумбаеву разыскать вандалов и привлечь их к уголовной ответственности по закону. Лиходея сразу же нашли: им оказался местный житель, 34-летний душевнобольной мужчина. Причастность его к уголовному правонарушению, уверяют уштобинские власти, подтверждается свидетельскими показаниями и результатами экспертиз.

Но за колючкой он, скорее всего, не окажется...

К сожалению, это не единственный случай вандализма на кладбищах страны. Статистика таких дел отсутствует, но даже беглый просмотр новостей по поиску в интернете подтверждает: кладбищенских вандалов у нас хватает, громят кладбища разных религиозных конфессий — мусульманские, православные, еврейские и просто светские. И география, увы, обширна. Северный Казахстан, Мангистау, Павлодар, Шымкент...

Именно для таких случаев в Уголовном кодексе припасена статья 314 — «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». Пусть варвары хотя бы боятся наказания, раз не уважают могилы.