Казахстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Политика23 февраля 2022 3:30

Спецназ: ладонь превратилась в кулак

19 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о создании в Вооруженных силах Казахстана командования Сил специальных операций (ССО)
Бейбарыс ТЕМИРХАНОВ
Армия должна быть оплотом нашей Независимости и стоять на страже интересов государства.

Армия должна быть оплотом нашей Независимости и стоять на страже интересов государства.

«Комсомолка» попробовала разобраться, что скрывается за данной аббревиатурой, для чего весь армейский спецназ в Казахстане собрали в один кулак, и какие задачи предстоит выполнять новому командованию.

«Дельта» и Омега всего

Сегодня подобные глобальные структуры централизованного управления всеми силами спецназа — не просто модный тренд, но и насущная необходимость, доказавшая свою высокую эффективность. Россия и Китай, Британия, Франция и Германия, да даже маленькие Дания и Белоруссия, имеют свои ССО. Однако пионером в этой области являются США, создавшие объединенное Командование ССО еще в 1987 году. До этого каждый вид Вооруженных сил имел свои силы спецназа, теперь же они были собраны в единый кулак.

Толчком для подобной реформы стал эпичный провал элитного американского спецназа «Дельта» в Иране 24 апреля 1980 года. Операция «Орлиный коготь» по освобождению захваченных в Тегеране 53 американских заложников должна была продемонстрировать американскую мощь всему миру. Вместо этого мир облетели шокирующие кадры догорающих в иранской пустыне самолета-заправщика и двух транспортных вертолетов и обугленные тела восьми американских пилотов. Еще пять американских вертолетов были захвачены в целости и сохранности и поступили на вооружение Корпуса стражей исламской революции. В руки персов попали даже книги радиокодов и секретная документация о ходе операции, благодаря которой иранцы арестовали целый ряд американских агентов в стране. Такой позорной неудачи высшее руководство страны не могло себе представить в самом страшном кошмаре — для президента США Джимми Картера он стал самой настоящей политической катастрофой.

Расследование показало, что причиной провала явилось отсутствие должной координации между спецназом и приданными из морской пехоты экипажами вертолетов, которые не имели опыта длительных полетов над сушей, особенно в условиях пустыни и дозаправок с помощью самолета-заправщика. Но надо отдать должное американцам — они сделали выводы, и на смену ведомственной разрозненности пришел единый централизованный орган командования силами спецназначения всех видов Вооруженных сил США, включающий как боевые подразделения, так и подразделения обеспечения.

Так, Командованию Сил специальных операций США подчинены ССО Сухопутных войск, корпуса морской пехоты, ВМС, ВВС. Наиболее многочисленный спецназ Сухопутных войск общей численностью около 40 тысяч человек включает в себя отряд специальных сил «Дельта», силы специального назначения армии США, более известные как «зеленые береты», 75-й полк рейнджеров, 160-й авиаполк специальных операций «Ночные сталкеры». Силы спецопераций Корпуса морской пехоты США включают в себя полк специальных операций морской пехоты вместе с Группой поддержки, в составе Командования спецопераций ВВС США 23-й отряд воздушных сил, 1-е, 27-е и 919-е авиакрылья специальных операций, а Командования специальных операций ВМС США: «Navy SEALs» (от «Sea, Air, Land» — «море, воздух, земля»), они же знаменитые «Тюлени» — боевые пловцы и подводные диверсанты. Впрочем, свои операции они могут проводить в любой точке земного шара, включая джунгли, горы и пустыни, — так, ликвидация Усамы Бен Ладена в Пакистане в «послужном списке» у «Тюленей».

А что у нас?

Прежде всего, любая информация, касающаяся армейского спецназа в Казахстане, засекречена не просто строго, а абсолютно. Поэтому любые выводы о составе, целях и задачах казахстанских ССО — это личное предположение автора статьи, основанное исключительно на открытых источниках. Итак попробуем разобраться, почему основой ССО стал именно армейский спецназ и чем он отличается от спецподразделений в других ведомствах.

В Комитете национальной безопасности РК есть Служба специального назначения «А» — правопреемница службы «Арыстан» и легендарной советской группы антитеррора «Альфа». Главной задачей «ашников» является борьба с терроризмом и освобождение заложников и особо важных стратегических объектов. В МВД РК есть спецподразделение «Сункар», задачей которого являются захват и ликвидация особо опасных вооруженных преступников, ОПГ и террористов, а в Национальной гвардии (бывшие Внутренние войска МВД) есть подразделение специального назначения «Беркут». В составе Сил особого назначения Службы государственной охраны РК (бывшая Республиканская гвардия Службы охраны президента) есть спецподразделение «Кокжал», отвечающее за безопасность высшего руководства страны. Но все эти «спецназы» предназначены для действий внутри страны в мирное время. Совсем другое дело — армейский спецназ, предназначенный для разведки и диверсий во время войны. И такие продолжатели дела созданного в советское время и овеянного легендами спецназа ГРУ (Главного разведывательного управления Генштаба) в Казахстане есть.

В каждом региональном командовании — так в Казахстане называются военные округа (а их в нашей стране четыре) есть отдельный разведывательный полк специального назначения. В Региональном командовании «Астана» — полк спецназа, расположенный в поселке Актас Карагандинской области. В Региональном командовании «Восток» — полк специального назначения в Семее. В Атырау — полк спецназа, относящийся к Региональному командованию «Запад», а в Талдыкоргане — полк специального назначения Регионального командования «Юг». Помимо этих четырех полков в Нур-Султане располагается Центр специальных операций. Это «элита элит» — подразделение центрального подчинения для выполнения особо сложных операций, но информация о нем настолько засекречена, что в Минобороны отрицают его существование. Существуют в рамках Сил спецопераций и подразделения кибербезопасности и информационно-психологических операций. Об этом еще в 2017 году заявил тогдашний министр обороны Казахстана Сакен Жасузаков, который в ходе «правительственного часа» заявил, что в стране создана группировка Сил специальных операций, направленная как на борьбу с террористическими угрозами, так и на ведение современных гибридных военных действий, которая будет находиться в постоянной боевой готовности.

— Это касается и подразделений спецназа, и киберподразделений. Создано у нас информационное противодействие, созданы разведывательные полки спецназначения, — отметил тогда глава военного ведомства.

Теоретически для усиления Силам специальных операций могут быть приданы и не относящиеся к спецназу десантно-штурмовые войска: 35-я десантно-штурмовая бригада (ДШБр) в Капшагае, 36-я ДШБр в Нур-Султане, 37-я ДШБр в Талдыкоргане и 38-я ДШБр в Алматы, а также входящий в ДШВ отдельный миротворческий полк в Капшагае. Из состава ВМС могут быть привлечены 390-я отдельная гвардейская бригада морской пехоты в Актау и расположенная там же отдельная амфибийная рота специального назначения ПДСС (по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами).

Законно уничтожать «незаконных»

Главой нового командования стал полковник Болат Журабаев, кадровый офицер спецназа, возглавлявший ранее департамент Сил специальных операций Генерального штаба Вооруженных сил Казахстана. Пока не ясно, на каких правах вошло новое командование ССО в Вооруженные силы — рода или вида войск, источник в Минобороны сообщил, что это пока не определено. Итак, попробуем разобраться, какие задачи будут стоять перед новой структурой. Думаю, они аналогичны задачам, стоящим перед такими же структурами в других странах. Командование станет тем центром, который будет осуществлять координацию действий казахстанских ССО, планирование операций и комплексное оперативное управление частями и подразделениями СпН. Насчет военного времени все ясно — на ССО возлагается ведение разведки в глубоком тылу противника, проведение диверсионных акций, в том числе, захват или уничтожение важных военных и промышленных объектов, нарушение линий коммуникаций, систем государственного и военного управления, наведение авиационно-ракетных ударов и ведение психологических операций. В мирное же время это может быть эвакуация из зон вооруженных конфликтов казахстанских дипломатов и граждан, или, например, содействие при необходимости Службе специального назначения «А» в операциях по освобождению захваченных в заложники наших граждан за рубежом. Однако в свете трагических январских событий просматривается еще одна возможная функция. Указ о создании командования Сил специальных операций был подписан президентом 19 января, причем, что любопытно, из пяти пунктов в документе три засекречены. В тот же день глава государства отправил в отставку с поста министра обороны Мурата Бектанова, а на его место назначил главно-командующего Нацгвардией Руслана Жаксылыкова, хорошо проявившего себя в дни январской смуты.

— Армия должна быть оплотом нашей Независимости и стоять на страже интересов государства. Во время январских событий Вооруженные силы из-за крайне неуверенного и безынициативного руководства ими не смогли с достоинством выполнить поставленные на них задачи. Министр Бектанов не проявил командирских качеств. Имея в своем распоряжении армию, которая показывала хорошие результаты в ходе командно-штабных и военных учений, мы не смогли воспользоваться ее потенциалом в критической ситуации и были вынуждены прибегнуть к помощи извне, — предельно четко высказался на этот счет президент.

Кроме того, Касым-Жомарт Токаев заявил, что в Казахстане следует усилить военную разведку, которая должна обеспечивать руководство страны своевременной и достоверной информацией о внешних и внутренних угрозах. А ССО должны решать специальные задачи для обеспечения военной безопасности страны «в том числе с участием в антитеррористических операциях и противодействии незаконным вооруженным формированиям». Таким образом, в руках у президента Казахстана теперь есть остро заточенный скальпель для решения любого потенциального кризиса, в том числе и внутриполитического, а вот как он им воспользуется, покажет время.