Казахстан
+9°
Boom metrics
Сегодня:
Общество23 марта 2022 3:30

Где собака зарыта?

В начале марта в Казахстане вступил в силу закон об ответственном отношении к животным
Как выяснилось, закону не суждено заработать в полную мощность. В доказательство наш эксперт выделил несколько аспектов.

Как выяснилось, закону не суждено заработать в полную мощность. В доказательство наш эксперт выделил несколько аспектов.

Как известно, инициатором данного законопроекта является президент Казахстана. Поэтому, как считает эксперт-кинолог Владимир Экк, практическая его реализация будет под пристальным оком главы государства.

Но, как выяснилось, закону не суждено заработать в полную мощность. В доказательство наш эксперт выделил несколько аспектов.

Принятый закон в идеале должен способствовать гуманизации отношения к бродячим животным. Он подразумевает отлов, стерилизацию, вакцинацию и выпуск их в места обитания.

— Для начала я хотел бы уточнить, что благодаря публикациям в вашей газете в Казахстане впервые появились единые правила содержания домашних животных, — рассказал Владимир Экк. — Ранее аналогичный закон был принят в спешке в России. И там он так же не работает из-за того, что пилотные проекты по стерилизации бродячих животных были проведены только в Санкт-Петербурге и Москве, а регионы оказались не готовы к его выполнению. Доказательством является недавно заведенное уголовное дело на чиновников, не исполнивших данный закон. При этом его постоянно пытаются изменить или дополнить.

Быстро только кошки родятся

Если говорить о деталях, то новый казахстанский закон предусматривает нахождение отловленных собак в течение нескольких дней (три дня для самцов, 10 — для самок) в клинике. Но за это время, уверены эксперты, нельзя собаку вакцинировать, так как перед вакцинацией питомца следует обязательно дегельминтизировать (избавить от паразитов).

— При этом дать лекарство от глистов нужно за 14 дней до проведения процедуры, — заявил Владимир Экк. — Помимо дегельминтизации собаку нужно обработать от наружных насекомых. Обработка проводится также за две недели до прививки. К тому же раны после стерилизации (полостная операция) не заживут за указанный в законе период. К примеру, в России этот срок составляет 30 дней. Поэтому если мы станем по букве закона выпускать собак в среду обитания через указанный срок, то они будут не вакцинированы, так как вакцина в этих условиях действовать не будет. Более того, незажившие раны после операции, скорее всего, приведут к болезням и летальному исходу животного...

Пес Барбос и финансовый вопрос

Кроме этого, есть еще один аспект — финансовый. Ведь, согласно закону, стерилизацию и вакцинацию предполагается проводить в рамках тех же бюджетных средств, которые выделялись на отлов и умерщвление животных.

— Но этих денег явно не хватит, ведь статьи расходов несоизмеримы, — уверен кинолог. — Судите сами, сейчас мы не отлавливаем даже половины бродячих животных, а ведь если мы хотим, чтобы данный закон заработал, надо отловить и стерилизовать всех. Плюс стоимость операции, медикаменты и постоперационный уход увеличивают данные расходы в сотни раз. В российском бюджете заложено 285 рублей на суточное содержание одной собаки, а у нас даже не стали определять данную цифру.

Специалист уверен: это произошло из-за того, что в нашей стране не были осуществлены пилотные проекты, поэтому нет понимания того, во сколько в итоге обойдется принятие этого закона. Из-за чего так вышло? Ответ, по мнению Владимира Экка, прост — закон был написан людьми, для которых бродячие кошки и собаки — просто мусор, заполняющий наши города, от которого надо быстро и дешево избавиться...

— Самое страшное, что данный закон, который подвергся якобы нескольким проверкам, в реальности ни одной профессиональной экспертизы не прошел, — говорит Владимир. — Так как среди экспертов не было ни одного специалиста по кинологии либо фелинологии. Ясно, что закон уже подписан президентом и назад дороги нет, но пока еще есть время для того, чтобы в нескольких крупных городах республики провести пилотные проекты, чтобы понять, как он будет работать.

Операция «Регистрация»

Еще один пункт закона, способный, по мнению экспертов, вызвать негативную реакцию в нашем обществе, — старт регистрации домашних животных с 2023 года. Причем такая реакция будет, несмотря на то, что незащищенные социальные слои освобождаются от оплаты.

— Беда в том, что зачастую для тех же пенсионеров животное является чуть ли не единственным другом, за которого они готовы отдать последнее, — считает Владимир Экк. — А вот люди со средним достатком, если их заставить платить за дворняжку, которая просто бегает во дворе, скорее всего, просто от нее избавятся, и та пополнит армию бездомных животных. Во-первых, наши люди в принципе не любят слово «регистрация», а, во-вторых, за нее надо еще и платить. Исходя из этого, создается впечатление, что закон был написан ради банального распила бюджетных денег.

К тому же регистрация может вызвать недовольство владельцев породистых собак, потому что все их питомцы уже имеют регистрационные номера, то есть номер родословной. Почти у всех имеются чипы или клейма.

— К примеру, в Евросоюзе номер чипа совпадает с номером родословной, потому что все кинологические организации поставляют эти сведения госорганам абсолютно бесплатно, — пояснил Владимир. — При этом регистрация идет как в ветеринарных органах (Министерство сельского хозяйства), так и в финансовых (Минфин). То есть, купив щенка, вы приобретаете купчую. В нашем случае владельцам породистых животных придется платить дважды — сначала кинологическому клубу, а потом — государству.

В этой связи наш эксперт считает, что можно было бы напрямую обратиться в эти клубы, запросив все данные о собаках, но это невыгодно клубам, так как они большую часть щенков оставляют в тени, уходя от уплаты налогов.

Кроме того, обязанность выполнять поставленные задачи возлагается на государственные учреждения, но им просто не хватит мощностей и квалифицированного персонала.

— Я уже не говорю про необходимое количество медикаментов, которое должно быть закуплено заранее. А если привлекать частные клиники, то цены вырастут еще больше, — считает наш эксперт. — Хотя в законе прописана возможность проведения тендера, но при этом указано, что это будет производиться на базе тех же центров отлова. А ведь невозможно конвейер для убийства превратить в конвейер для жизни. Поэтому, чтобы этот закон заработал, его нужно начать корректировать уже сегодня. А начать необходимо с профессиональной экспертизы.

Как выяснилось, в нашем случае законопроект обсуждался 10 дней в начале года, а потом обсуждение продлили еще на несколько дней. Отечественным чиновникам необходимо было начать с того, чтобы понять, сколько вообще в стране кошек и собак. Для примера, Беларусь, прежде чем запускать подобный закон, еще в 2006 году провела полную перепись четвероногих. Они выяснили, что у них в стране у владельцев проживают 500 тысяч собак и 140 тысяч кошек.

— При этом необходимо начать по примеру той же России с крупных городов — Алматы, Нур-Султана или Караганды, — сказал Владимир. — Поскольку в маленьких городах просто не хватит мощностей — банальное отсутствие специалистов и логистики ветеринарных препаратов. Той же Европе понадобились десятки лет, чтобы принять подобные законы. А у нас несколько чиновников из Министерства сельского хозяйства и Минэкологии переписали чужой закон и решили спроецировать его на нашу реальность.

В настоящее время никто не представляет, сколько денег уйдет на реализацию данного закона.

— Если взять за основу расчеты в РФ, то получается примерно 1500 тенге в день на одно животное, но сюда не входят операция и вакцинация, — считает эксперт-кинолог. — Умножим на количество бездомных собак и получим внушительную сумму, которая вряд ли впишется в сегодняшние бюджетные ассигнования на отлов и умерщвление бездомных животных.

К тому же вакцинация должна проводиться от определенного комплекса болезней. Но, как считают специалисты, в нашем случае достаточно прививать от бешенства и чумы плотоядных — исходя из того, что дворняжки большей частью болеют чумкой бессимптомно и являются ее скрытым переносчиком.

Мировая практика показывает, что на выполнение данных законов деньги берутся не из бюджета, а от кинологических организаций, которые платят налоги за продажу родословных и проведение выставок, а также с оборота товаров для животных.

Ко всему прочему, казахстанцев обязали поставить на учет всех собак до 31 декабря 2024 года.

— Дают два года, не понимая, как это будет происходить на практике, — заявил Владимир Экк. — Зная наших граждан, они все будут тянуть до последнего — кто-то в надежде, что это требование отменят, кто-то — из-за лени. В итоге мы получим огромные очереди в государственных ветклиниках. Для этого разрабатывается специальная компьютерная программа, которая также еще не прошла все испытания, и поэтому сбои в ее работе гарантированы. Плюс необходимо будет заплатить за осмотр своих питомцев. Еще надо будет заплатить за чипирование и выдачу документов. Кстати, Казахстану как члену ЕАЭС не помешало бы проработать этот вопрос на межгосударственном уровне, чтобы при передвижении между странами не возникали проблемы для владельцев собак и кошек.

Начать с Кленового листа

В довершение всего наш закон совершенно не учитывает ни региональную специфику, ни необходимость подготовки профильных специалистов.

— В России дошло до того, что к этим тендерам (на отлов бродячих животных) стали допускать различные непрофильные организации, например, строительные, — поведал Владимир. — Поскольку у них есть временно свободные территории, которые можно использовать под вольеры. Но при этом у них, опять же, нет специалистов. В любом случае поток бездомных собак в таких условиях не иссякнет, как и армия желающих заработать на них.

В нашем случае мог бы помочь канадский опыт.

— В Канаде, если собака беспородная, ветеринары сами приезжают и на месте проводят осмотр, чипируют и стерилизуют, — рассказал наш эксперт. — В итоге животное не надо отлавливать и потом содержать несколько дней после операции. В случае если владелец не хочет, чтобы его любимца стерилизовали, он обязан платить налог за беспородное животное.

Владимир Экк уверен, что если казахстанский закон будет оставлен в прежнем виде, то в скором времени количество бездомных животных увеличится в разы.

— К примеру, если сейчас количество бродячих собак — 800-900 тысяч, то после 1 января 2024 года эта цифра может вырасти в два раза, — уверен специалист. — Их выкинут те, кто не захочет регистрировать. В итоге это приведет к тому, что эти собаки собьются в стаи и начнут нападать на людей. Кстати, в Казахстане уже сейчас 80% беспризорных животных не являются таковыми — просто хозяева никак за ними не смотрят. Практически 100% случаев нападения собак на людей приходится именно на таких якобы «бездомных» четвероногих, которые защищают свою территорию.