Казахстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды4 марта 2022 4:07

Бауржан ШУКЕНОВ: «Лучше поднимать проблемы на экране, чем на митингах»

Интервью с заместителем председателя правления Киноцентра Бауржаном Шукеновым о перспективах отечественного кино.
Карлыгаш НУРАЛИЕВА
Бауржан Шукенов

Бауржан Шукенов

В Алматы впервые презентовали серию отечественных кинокартин для всех, кто занимается кинопоказом и дистрибуцией. На суд потенциальных заказчиков был представлен 21 полнометражный фильм, снятый в Казахстане с 2019 года. Инициатором презентации стал Государственный центр поддержки национального кино (ГЦПНК). О перспективах отечественной киноиндустрии — в беседе с заместителем председателя правления Киноцентра Бауржаном Шукеновым (на фото).

— Начну с того, что главная цель нового проекта — показать, что наша киноиндустрия развивается, и донести картины до казахстанского зрителя. В связи с пандемией в республике было закрыто порядка 10 кинотеатров. Сборы сократились с 30 до 17 миллиардов тенге. Те картины, чей производственный период совпал с разгаром пандемии, было очень непросто снимать в плане финансирования, переноса съемок и так далее. Тем не менее сейчас мы подводим итоги непростого периода, начиная с 2019 года и по сей день. В результате презентовали 21 полнометражную картину. Самая большая проблема в том, что зачастую наше кино не выходит в прокат. Хотя многие наши авторские картины признаются на престижных международных фестивалях, это кино не доходит до казахстанского зрителя. И наша задача — прежде всего показать весь спектр разных жанров отечественного кинорынка — от комедии до артхауса, которые важно довести до проката.

— Насколько уровень отечественного кино, на ваш взгляд, соответствует требованиям проката?

— Сейчас сказать, что наше кино плохое, уже никто не может, потому что процесс становления давно позади, и есть международное признание. При этом, конечно, необходимо развиваться. И ГЦПНК как раз для этого и был создан три года назад. Голливуд — это огромная индустрия с отлаженными процессами, где задействован маркетинг мирового масштаба, все давно отработано и поставлено на поток, фильмы ждут загодя во всем мире. И получается, что в казахстанских кинотеатрах для нашего кино просто не остается места. Нам сейчас предстоит научиться продвигать отечественные фильмы, занять свою нишу на рынке. Цель, которая сейчас стоит перед нами, — это увеличение доли наших фильмов в отечественном кинопрокате до 30 процентов.

— Каков реальный объем отечественных фильмов на сегодня?

— Например, в прошлом году было завезено и показано 356 фильмов. Из них мы по количеству не набрали даже 10 процентов от этого объема. И сегодня необходимо поддержать интеллектуальный труд, авторов, которые производят национальный продукт, — это сценаристы, режиссеры, композиторы и т.д. Конечно, это бесконечно продолжаться не может, со временем киноиндустрия должна стать саморегулируемой и самоокупаемой. Но это возможно, только если объем наших фильмов на казахстанском кинорынке достигнет хотя бы одной трети. Сейчас нет даже хороших стриминговых платформ, нет отечественных онлайн-кинотеатров, и этот рынок тоже надо развивать.

Мы стали обладателями пакета хороших фильмов, которые могут выйти на рынок. И стоим на пороге долгого и непростого процесса, который когда-нибудь нужно начинать. Например, в Казахстане не так много кинотеатров — чуть больше 90. При этом в 72 населенных пунктах, где число жителей от 50 до 80 тысяч, вообще нет кинотеатров. Бизнесмены в развитие кинопроката в глубинке вкладываться не будут — невыгодно. И здесь нужна поддержка государства, целая программа, чтобы тот контент, на который выделяются бюджетные средства, доходил до зрителя.

— Есть какие-то первые итоги презентации фильмов?

— Пока рано об этом говорить. Я давно в киноиндустрии, но впервые проводится такое мероприятие, когда пакет отечественного кино представлен на рынке. Очень хотелось бы, чтобы с каждым разом было все больше дистрибьюторов. Мы реально настроены занять свою нишу.

— Бытует такое мнение, что авторское кино изначально снимается только для фестивалей. И это главная цель самих авторов фильмов. Вы согласны с этим?

— Да, это расхожее мнение, но считаю его неверным. Я проводил на протяжении десяти лет Фестиваль французского кино, Фестиваль авторского кино Click Fest и много общался с отборщиками фильмов для больших и авторитетных фестивалей. Их никогда не интересует тема так называемой «чернухи». Им намного важнее, как автор видит эту проблему, как выносит на экран, как раскрывает. Они понимают, что отражена некая социальная проблема, которая существует в определенной стране. Например, то, что Фархат Шарипов показывает в своих фильмах, в странах старой демократии уже давно пройденный этап. Их этим не удивишь.

Киноиндустрии в Казахстане необходима поддержка государства

Киноиндустрии в Казахстане необходима поддержка государства

Помню, когда в Москве мы представили фильм «Схема» Фархата Шарипова, ко мне подошел один молодой чиновник и спросил: «Вы считаете, что государство должно выделять деньги на такие фильмы?!». Думаю, что должно. Потому что кино должно также вскрывать социальные нарывы, и лучше мы будем поднимать и видеть проблемы общества на экране, чем на митингах. К слову, ГЦПНК оказывает поддержку не только социальным фильмам. Например, в этом году мы поддержали съемки продолжения популярной картины «Бизнес по-казахски». Зрителю нужны и хлеб, и зрелище. Однако новаторские идеи, новый киноязык, новые подходы к полному метру, которые нужно выносить на экран, формируются не в жанровом кино, а именно в авторском. Тот же фильм «Схема» показал не только схему, как молодежь вовлекается в наркосреду, но и схемы, по которым живут взрослые люди. То есть показан целый мир разных схем, в которые вовлекается общество. Режиссер раскрыл проблему в глобальном плане.

— Есть ли среди представленных картин наиболее близкая лично вам?

— Так получилось, что я работаю с этими картинами с самого начала. С 2019 года был членом Экспертного совета и знаю их с первых листов чернового сценария. Потом перешел в Центр кино и уже принимал эти фильмы. Смотрел сначала в черновом виде, в черновом монтаже, потом готовую картину, поэтому каждый фильм для меня очень дорог и ценен. И уверен, что каждый найдет своего благодарного зрителя. А наша миссия — популяризировать отечественное кино, способствовать его продвижению и развитию.

Кстати

На презентацию были приглашены представители онлайн-кинотеатра «КиноПоиск», сетей «Меломан» и «Сулпак», киноплексов Chaplin, Cinemax, «Арман» и «Кинопарк». С помощью ZOOM к встрече подключились руководители кинотеатров Астаны, Караганды, Усть-Каменогорска и других казахстанских городов. От Киноцентра на мероприятии присутствовали председатель правления Есетжан Косубаев, а также члены Совета директоров Гани Касымов и Борис Чердабаев.

Тем временем

Короткометражный фильм «Көше ақыны» режиссера Самгара Ракыма, снятый при содействии ГЦПНК, получил серебряную награду на Международном кинофестивале Meihodo International Youth Visual Media Festival в Нью-Йорке. Международный кинофестиваль визуальных медиа Meihodo адресован молодым и начинающим кинематографистам. Он является одним из крупнейших фестивалей короткометражных фильмов в мире. В этом году председателем жюри фестиваля выступила известная французская актриса, обладательница «Оскара» Жюльет Бинош. Также в состав жюри вошел двукратный обладатель «Оскара», знаменитый американский актер Майкл Дуглас.

«Көше ақыны» завоевал награду в категории «Музыкальное видео». В основе сценария — непреходящая тема взаимоотношений отцов и детей. Авторы фильма еще раз напоминают зрителям глубокую мораль: конфликт поколений был и будет всегда, но желание слышать, уметь адаптироваться к новым веяниям времени, сохраняя при этом ценности, завещанные нам предками, — это должно спасти от потерь, ссор и недопонимания.

Между тем

По словам Бауржана Шукенова, в этом году Министерство культуры и спорта РК запланировало две программы, направленные на популяризацию и продвижение казахстанского кинопродукта. Первая программа, бюджет которой составляет 104 миллиона тенге, предназначена для кинотеатров. Вторая — 92 миллиона тенге — для компаний, работающих в области продвижения и дистрибуции.

«Мы хотели бы обсудить с вами, как наиболее эффективно использовать эти программы для того, чтобы представленные сегодня картины увидел наш казахстанский зритель», — подчеркнул Шукенов, обращаясь к собравшимся в зале представителям киноиндустрии.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz