Казахстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды4 марта 2022 4:25

Баян Алагузова: «Бедняк и богачка — они, если честно...»

Интервью с Баян Алагузовой.
Ляззат Кусаинова
Баян Алагузова

Баян Алагузова

Совсем недавно фильм «Бакыт», продюсером которого выступила Баян Алагузова, завоевал главную награду в секции «Панорама» на 72-м Берлинском международном кинофестивале. Корреспонденту «Комсомолки» Баян объяснила, почему она выбрала такую острую тему, как бытовое насилие, рассказала о дальнейшей судьбе кинокартины, а также о том, почему реформы в системе образования нам необходимы.

— Вы в своих интервью сетовали: у вас нет ощущения, что удалось осуществить главный проект в своей жизни. Сегодня, после победы фильма «Бакыт» на Берлинском кинофестивале, можете утверждать обратное?

— Действительно, я на протяжении всей своей творческой жизни — это около 25 лет — никогда не была уверена в том, что сделала что-то важное, хотя, конечно, побед было много, успеха тоже. Не могу это отрицать. Но мне казалось, что все это была репетиция — любимая, шикарная, комфортная для меня лично, но только лишь репетиция. Не могу сказать, что я трудилась, трудилась и трудилась. Для меня моя работа — праздник. Этот фильм я действительно считаю одним из основных, мне кажется, это какой-то новый виток в моей жизни. Жизнь каждый раз учит чему-то новому. Я вижу свою миссию в том, чтобы говорить, в том числе и о проблеме насилия, о которой стараются умолчать, спрятать ее подальше. Но жертв от этого становится только больше. Поэтому о бытовом насилии надо говорить открыто. Причем говорить на весь мир. И я думаю, когда этот фильм будет показан в Казахстане, очень многие люди пересмотрят свою жизнь, осознают, что самый лучший выбор в жизни человека — быть счастливым и любимым, не мучеником. Вот почему считаю, что «Бакыт» — это один из основных моих проектов. Возможно, не самый, самый главный еще впереди. Ведь у меня еще есть много мыслей, много идей — более масштабных, более значимых. Но, в любом случае, это огромный шаг и большая победа.

— Какие отзывы вы слышали от европейских критиков в адрес «Бакыт»? Стал ли он для них откровением?

— По крайней мере, я не читала ни одного отрицательного отзыва. И действительно, европейские критики и пресса, мягко говоря, шокированы нашей картиной и с художественной точки зрения, и с профессиональной, и, конечно, шокированы нашей голой правдой. Потому что женщина в Европе тоже подвергается насилию, как и во всем мире, но она защищена законом. В фильме мы говорим, что наша женщина, подвергшаяся насилию, остается один на один со своей проблемой. Это, конечно, поразило их. Я, честно говоря, не удивлена, что мы забрали главный приз в секции «Панорама»: когда в зале нет ни одного равнодушного, это лучше всего говорит о том, что мы сняли очень сильное кино. Мы получили массу восторженных отзывов от кинокритиков, приглашения на различные кинофестивали. Сейчас решаем вопрос продажи на различные платформы. У нас уже есть дистрибьютор, и к нему поступает очень много предложений. Так что, я уверена, что эту картину посмотрит практически весь мир.

— Почему, по вашему мнению, наши девушки так «спокойно» воспринимают систематическое насилие над собой, не задумываясь о том, что нужно уходить от такого человека? Станут ли наши женщины когда-нибудь столь же нетерпимы к насилию, как западные?

— В нашем фильме этот замкнутый круг и показан. Это история матери, это история дочери. Если ты вырос в такой же семье, то из этого круга выбраться практически невозможно. Это становится «нормой», человек просто не знает другой жизни. Поэтому об этом надо говорить уже в садике, школе. У нас нет института семьи, нет культуры взаимоотношений. Во всех европейских школах проводят урок взаимоотношений между мальчиками и девочками. И поэтому у европейских женщин нет проблемы многочисленных абортов, возникающих от полового бескультурья. И все это, я верю, в нашей стране будет введено. Нужно время, конечно, чтобы все это заработало. В Европе даже есть уроки кино, представляете?! Каждую неделю детей водят в кино, чтобы приучать их к прекрасному. Вырваться из нашего замкнутого круга невозможно, пока мы не реформируем систему образования. Я этими вопросами через кино и занимаюсь, чтобы достучаться до государства.

— Но абьюз — это же необязательно про физическое насилие, бывает ведь и моральное. В такой ситуации тоже стоит уходить или все-таки возможно спасти отношения?

— Да, конечно, абьюз — это не только физическое насилие. Это и моральное, и, если хотите, экономическое. Сколько у нас случаев, когда у женщин отбирают и дом, и детей, и они ничего не могут сделать! Просто отдают все по решению суда. При этом многие женщины даже не понимают, что это абьюз. Это абьюз, и моральный, и физический, и экономический. Например, в Европе, если девушка позвонила в службу «112», то немедленно, в течение 10 минут приезжает полиция. Она даже может просто пожаловаться на то, что мужчина повысил на нее голос. Ему тут же выписывают штраф, а также он в течение 20 дней не имеет права на 200 метров приближаться к ней. С такими парами обязательно работает психолог. Видите, насколько мы отстали...

— А вообще людям с разными понятиями, представлениями, социальным статусом возможно ужиться или лучше вовсе не пробовать?

— В реальной жизни, конечно, такие браки существуют, но в них всегда присутствует недопонимание. Недавно я сыграла роль капризной, взбалмошной, богатой женщины в фильме «Квартиранты». Конечно, это сказка, что, мол, «хорошие» бедные накажут «плохих» богатых. Но одно очевидно: сытый голодного не поймет. К сожалению, таковы реалии жизни. Вот почему я не советовала бы вступать в брак парам с разными социальными статусами. Это лично мое мнение. Может быть, из этого правила есть счастливые исключения, но я их не знаю.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz