Казахстан
+7°
Boom metrics
Сегодня:
Общество13 апреля 2022 3:35

Женские тайны Великой степи

Издревле украшения для казахов, помимо чисто декоративного значения, одновременно несли важнейшие смыслы — как сакральные, так и прикладные
Это алка, нагрудная подвеска.

Это алка, нагрудная подвеска.

Фото: Фото автора.

Это сейчас для того, чтобы побольше узнать о девушке, например, «в отношениях» она или в «активном поиске», достаточно просмотреть ее соцсети. В старину же «считывать» подробную информацию можно было, взглянув на ее украшения. По ним сразу становилось понятно, в браке ли она, засватана или только ждет «кұдалар» (сватов), каков социальный статус ее семьи, а по изображенному на них орнаменту и по тамгам можно было безошибочно определить, из какого она региона, жуза и рода. Обо всех секретных кодах казахской бижутерии корреспонденту «Комсомолки» рассказал сотрудник Центрального государственного музея Казахстана Маратгали Байганатов.

— Традиционно свои украшения казахи изготавливали из серебра. Девочки начинали носить детские серебряные украшения еще с трех лет, а с 10-12 — уже взрослые. В 15-16 лет девушке полагался полный набор накосных и нагрудных украшений, а также серьги, браслеты и кольца. Разумеется, весь комплект, а его общий вес мог доходить до 7-8 и даже 10 кг, носили не ежедневно, а на праздники и при соблюдении определенных обрядов и ритуалов, например, свадебных или поминальных. Причем украшения согласно Адату — своду традиционных обычаев Степи — обязаны были носить все женщины, несмотря на свой социальный статус.

Шашбау.

Шашбау.

Фото: Фото автора.

Вообще, можно сказать, что серебро в казахской национальной культуре имело (и, кстати, имеет до сих пор) поистине сакральное значение. Даже в наше время при купании маленького ребенка в детскую ванночку, согласно казахской традиции, кладут серебряную ложечку или монету. Сегодня ученые обуславливают это обеззараживающими свойствами серебра, которое в условиях недостатка воды в степи становилось природным антисептиком. Так, в старину, если у хозяйки на руках не было серебряных колец и браслетов, гости могли отказаться есть приготовленное ею угощение. А чтобы использовать как обереги от сглаза, украшения из серебра инкрустировали бирюзой, кораллами и особенно сердоликом: считалось, что этот камень защищает от злых духов и дарит счастье, благополучие, любовь. Кстати, кольца и браслеты отличались в зависимости от региона. Более массивные браслеты носили на юге и западе Казахстана, а в Северном, Восточном и Центральном Казахстане дамы щеголяли в более тонких.

Шолпы, или шашбау — подвески из серебряных медальонов и монет, с помощью шнурков и лент вплетаемые в женские косы, — представляли собой настоящие произведения ювелирного искусства. Шашбау носили девочки и незамужние девушки. Их вплетали в девичьи косички, чтобы определять по звуку, далеко ли малышки ушли от юрты. По звуку шашбау можно было определить и характер. Так, громкий перезвон свидетельствовал, что девочка энергичная и норовистая, если же украшения позвякивали едва слышно и мелодично, значит, характер у будущей невесты спокойный. Позже, при сватовстве, звуком украшений девушка могла выразить сватам то, что не могла сказать словами, — глянулся ей молодой человек или нет. Например, резко взмахнула головой, крутанула телом — шашбау, сережки и ожерелья негодующе зазвенели, и становится ясно, что, увы, жених «герой не ее романа».

После замужества шашбау менялись на шолпы. Медальоны этих шолп бывали разных размеров и форм, каждая из которых что-то символизировала. Например, круг означал солнце либо шанырак юрты, треугольник — единство трех стихий — земли, воздуха и воды, а прямоугольник — четыре стороны света. После того, как казахские жузы стали взаимодействовать с Российской империей, степные ювелиры при изготовлении шолп и шашбау очень активно начали использовать российские серебряные монеты с изображением двуглавого орла. При этом рядов, в которых располагались монеты и медальоны, обязательно должно быть нечетное количество — три, пять или семь. И если в детстве по звукам шашбау определялся характер девочки, то по перезвону шолп мужчина мог понять настроение своей супруги. Если они сильно звенели, значит, благоверная не в духе, ну а если звон был легкий, как дуновение ветерка, то значит и настроение у жены хорошее. Так как нагрудные ожерелья и подвески — алка — были массивные и тяжелые, нося в косах шолпы или шашбау, женщина соблюдала баланс, благодаря чему степные красавицы отличались изящной фигурой и горделивой осанкой.

Шолпы.

Шолпы.

Фото: Фото автора.

После рождения ребенка женщина надевала кимешек — головной убор из тонкой белой ткани, закрывающий шею, грудь и плечи. Волосы, которые считались богатством, святыней женщины, и, соответственно, шолпы теперь скрывались, их мог увидеть только муж. После замужества молодые женщины еще какое-то время их носили под головным убором, но потом снимали, раздаривали сестренкам или оставляли на будущее для дочерей. Тем не менее женщина всегда остается женщиной: у молодой казашки кимешек всегда был нарядным — украшался вышивкой, бисером, кораллами и серебряными бляшками. И лишь по достижении «бальзаковского возраста» украшения снимались с кимешека.

Еще один обязательный атрибут степных женщин — кольца и перстни, они также делались из серебра и были самых разных размеров и форм. Обеспеченные женщины кольцевали все десять пальцев. Кольца в форме птичьего клюва — кұстұмсық — носили незамужние девушки как символ того, что они не засватаны и пока свободны. У казахов в давние времена девочек сравнивали с птицами, которые, как подрастут, все равно покинут отчее гнездо. После свадьбы девушка передавала его матери, как бы подтверждая, что ее тепло приняли в семье жениха. Согласно казахской традиции через год после свадьбы мать невесты дарила матери жениха «кұдағи жүзік», или перстень сватьи. Этот массивный перстень надевался сразу на два пальца — безымянный и средний, что символизировало соединение двух семей. Но далеко не каждая свекровь могла удостоиться такого подарка, а лишь та, которая словно родную дочь окружила невестку теплотой и материнской заботой.

Тумарша.

Тумарша.

Фото: Фото автора.

Незамужняя и незасватанная девушка могла показать свой статус с помощью луновидных серег и подвесок. Что интересно, замужние женщины тоже могли носить украшения такой формы, только гораздо более крупного размера.

Еще одним знаком, что девушка созрела и готова к замужеству, были кулоны и серьги в виде распустившегося цветка. Соответственно, украшения в виде нераскрывшегося бутона четко говорили, что не стоит торопиться засылать сватов. Кстати, в казахском кочевом обществе девушки созревали для брака по современным меркам рано, обычно их выдавали замуж уже в 13-14 лет.

Нагрудное украшение, совмещающее в себе функции ухочистки и зубочистки.

Нагрудное украшение, совмещающее в себе функции ухочистки и зубочистки.

Фото: Фото автора.

Образцом прикладного характера украшений является подвеска, в которой «два в одном» совместились украшение и предметы гигиены. На носимой на груди массивной подвеске не сразу заметны изящные серебряные штырьки с затупленным и заостренным концами — ухочистка и зубочистка. Еще один вид нагрудных украшений — тұмарша, или бойтұмар — изготавливался в виде массивной треугольной подвески или полой трубки, подвешенных на цепочках. В них помещались листочки с сурами из Корана. Первоначально они были матерчатые либо кожаные, но впоследствии их стали делать из серебра и украшать сердоликом, яшмой и бирюзой. А в круглых кулонах на груди носили ароматизированные растительные вещества — парфюм того времени. Понятно, что настоящую парфюмерию — всякие ароматные масла — могли себе позволить женщины только из очень обеспеченных семей, а вот те, кто попроще, обходились душистыми травами.