Казахстан
+8°
Boom metrics
Общество4 мая 2022 8:48

Педагогика на БиС

Разговор с Федром Вассерманом, кандидатом педагогических наук и экспертом по качеству в образовании.
Светлана СИНИЦКАЯ
Об современном образовании в беседе с кандидатом педагогических наук Федором Вассерманом

Об современном образовании в беседе с кандидатом педагогических наук Федором Вассерманом

«Урок литературы — это искусство, а учитель — художник своего урока», — утверждал известный российский педагог-новатор Евгений Ильин. Но разве не к каждому школьному предмету это имеет отношение?

Особенно, если преподавание строится по принципу сотрудничества, уважительного партнерства педагога и ребенка, как это происходит с применением технологии, разработанной Федором Вассерманом (на фото), кандидатом педагогических наук, экспертом по качеству в образовании при Национальной академии образования имени Ыбрая Алтынсарина.

Федор Вассерман

Федор Вассерман

Школа радости

— Федор Яковлевич, разве возможно сочетать искусство преподавания с технологией? Слишком уж этот термин инженерный...

— А я и числю себя социальным инженером, и созданная мной структура именуется Научно-внедренческим центром «Образовательный технопарк». Школа — тот же завод, производственные линии — это классы. Также выпускаем продукцию, только не станки или автомобили, а людей, готовых к взрослой и сознательной жизни. Или готовых не очень. Заводской термин «брак» здесь, конечно, не вполне подходит, но, в принципе, так оно и есть, если за школьные годы не сумели воспитать, развить и обучить человека. Заметьте, что в этой триединой задаче воспитание и развитие идут впереди обучения. В школах, которые работают по нашей технологии, на переменах не слышно мата, там звучит музыка. Дети танцуют, рисуют, а значит, не дерутся.

— Но, согласитесь, подобное не так уж трудно организовать в любой школе!

— Это приносит эффект, когда встроено в систему. В то, что мы назвали «БиС», Биоинформатика и Синергетика. Прошу не путать с биоэнергетикой, я не экстрасенс. Мы все — биологические сущности, объединенные информационными полями, и когда наши энергии объединяются, то создают новое, более мощное и устойчивое состояние.

— Как это выглядит на практике, применимо к обычной школе?

— Она перестает быть обычной, куда дети идут отбывать повинность, если не сказать более резко. Могу сказать без пафоса — мы создали школу радости, не разделяя детей на отличников и отстающих, оценивая их не по дипломам с олимпиад. Совсем другие подходы и критерии. Как говорится, пляшем от печки. На родительском собрании в школе села Каргалы, которая работает по нашей технологии, я спросил пап и мам: кто из вас ни разу не обидел, не оскорбил и не ударил своего ребенка? Поднятых рук оказалось не больше двух. Взрослым, не только родителям, но и учителям, завучам и директорам, страшно сказать, Министерству образования да и всему обществу, надо объяснять, что ребенок ­ это растущий мозг. Он маленький, ему не хватает биомассы. Когда вы ребенка ругаете или наказываете, то мешаете его мозгу развиваться. Только помощь и поддержка. Физиология у всех детей разная, как и скорость развития.

Альфа, бета, гамма

— Но с этой индивидуальной физиологией они сидят в одном классе. Как быть учителю?

— Мы пользуемся своим информационным измерителем, по которому разделяем детей в классе на три группы — альфа, бета и гамма, условно на пятерочников, хорошистов и середнячков. Но в этом делении нет ничего обидного. Задача состоит в том, чтобы наращивать количество «альфистов», и чем больше их будет, тем скорее они будут своей массой поглощать остальных. Иными словами, происходит выравнивание. Вспомните, как проходит урок в обычной школе. Учитель вызвал одного к доске, другие сидят и с ужасом ждут своей очереди. Ну скольких можно опросить за 45 минут? Максимум шесть-восемь. Мы же включаем в процесс всех детей. Вот вам и синергетика, к которой подключены и учителя, и родители.

— Выходит, что нагрузка на учителя многократно возрастает?

— Наоборот, она в разы уменьшается, и за это педагоги нам бесконечно признательны. Ведь учительский труд эмоционально и физически затратен — это сплошное выгорание. В течение года учитель тратит 600-900 часов на поурочное планирование, а по нашей системе — не более 40 часов. Для подготовки к уроку ему хватает буквально пяти минут. Это не фантастика, а опыт, подтвержденный на практике школ самых разных регионов Казахстана. Берите глубже, он работает и в российских школах, освоивших нашу систему.

Федор Вассерман

Федор Вассерман

— Школы в поселке Каргалы, входящие в вашу «обойму», сельские. А с ними, по мнению многих управленцев и ученых от педагогики, большие проблемы — в низком уровне образования.

— У наших такие проблемы отсутствуют, более того, они дадут фору многим столичным школам. Школу в Авате, поселке Энбекшиказахского района, мы подняли из отстающих за 30 дней, сделали счастливыми детей, родителей, не говоря об учителях и администрации учреждения. Мы ведь не гонимся за процентовкой, не рисуем мифические 60-70 процентов качества усвоения изученного материала. Сейчас, кажется, и в минобре поняли, что нужно менять привычные подходы, бороться с вирусом популизма, для которого главное — повысить международный рейтинг, что, кстати, и не получается. О чем свидетельствует наше отставание по ряду важных параметров в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Сегодня у нас практически отсутствует понятие качества. Его нет даже в Законе «Об образовании». Контроль качества есть, а качества — нет.

Мы — не Африка

— Постойте, а как же обновленная программа, внедренная семь лет назад во все школы страны?

— По «обновленке» особый разговор. Стонут учителя, недоумевают родители, для детей сущее мучение из-за СОЧей, СОРов и тому подобных изобретений. Произошла подмена понятий. Любая программа — это просто содержание образования, методы реализации, приемы. Но наши управленцы стали навязывать только свои методы, убрав все остальные. Они сузили систему образования, учителя лишили творчества и самостоятельности. Эта программа была разработана для стран Африки, для стран третьего мира. Почему наши чиновники решили, что она подойдет Казахстану, остается только ломать голову.

— Так может быть лучше вернуться к советской педагогической системе?

— Она была идеально эффективна, будучи нацеленной на свое время, учитывающей идеологию государства, его требования. Сейчас ситуация изменилась, очень важны таланты, как минимум, способности, чтобы человек мог изменять окружающий мир. Другое дело, что напрасно было предавать анафеме вообще советскую систему образования как тоталитарную. Какой тоталитаризм может быть в математике, физике, химии, где там идеология? Объявив священный поход «против», вместе с водой выплеснули знаете кого...

В СССР была огромная научная база, по каждому направлению работали целые институты, мощные специалисты. Сейчас таких структур не осталось, а потребность огромная. Есть надежда на Концепцию развития образования до 2025 года, разработанную Министерством образования и науки.

— Сколько же их было, этих концепций... Вы уверены, что очередная не для «галочки»?

— Надеюсь, что она обяжет наше образование давать результат. Простое исполнение Закона «Об образовании» сейчас создает ситуацию, удобную всем, потому что не предъявляет никому никаких требований. Наконец, концепция должна защитить образование от смены министров. Какой бы не пришел, он обязан ее соблюдать, а не так, как сейчас, — каждый придумывает что-то свое, а систему лихорадит.

Мы должны ориентировать детей на успешную жизнь после школы, что вовсе не означает исключительно получение высшего образования. На уроках главное — не только получение знаний, но в первую очередь развитие мозга, мышления. Чтобы к окончанию школы ребенок не раздумывал, кем ему стать, а твердо это знал. Система должна помочь юному человеку быть готовым к жизни, а не растить идеалиста, плавающего в облаках. Уметь решать любые проблемы, преодолевать преграды, изучать и понимать окружающий мир. И самое главное — при этом быть счастливым.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz