Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Общество4 мая 2022 9:40

Нелли ЛАПТЕВА: «У нас сажает бог знает кто и черт знает как»

В советские годы Алма-Ата заслуженно пользовалась славой одного из самых зеленых городов страны.
Павел ЗЛОБИН
Большое количество деревьев в Алматы оказались поражены вредителями.

Большое количество деревьев в Алматы оказались поражены вредителями.

Теперь же южная столица с каждым годом все меньше напоминает прежний «зеленый оазис». Причин тому много, в том числе уплотняющая застройка, ухудшающаяся экология, бесконтрольная вырубка деревьев. С недавних пор прибавилась еще одна. В южной столице бушует пандемия. Нет, речь не об опостылевшем всем до чертиков коронавирусе, а о паразитах, поражающих деревья. Как заявляют экологические активисты, из-за вредителей, завезенных из Европы вместе с саженцами, не прошедшими специальный контроль, в Алматы массово гибнут ели, сосны и туи. Городские власти это опровергают, утверждая, что никакой пандемии нет, с вредителями борются, а мешают победить их окончательно резкие перепады температуры.

Нелли Лаптева

Нелли Лаптева

В том, насколько критическая ситуация сложилась с зелеными насаждениями в Алматы и что нужно сделать, чтобы ее исправить, «Комсомолке» помогла разобраться Нелли Лаптева, вице-президент Ассоциации производителей посадочного материала, ландшафтный архитектор, автор проекта реконструкции Ботанического сада Алматы (на фото).

— Отчего в Алматы гибнут деревья?

— На самом деле причин очень много. И сводить проблему к вредителям ни в коем случае нельзя. Начну с того, что ранее в Казахстане действовала оставшаяся еще с советского времени компания «Зеленстрой», которая несла ответственность за все зеленые насаждения в городе. Кстати, ответственность, в том числе, и персональную. Это была отлаженная система, которая пусть и не идеально, но работала. Существовала продуманная система ухода за зелеными насаждениями, для борьбы с вредителями они систематически обрабатывались утвержденными препаратами. В результате же существующей сегодня системы тендеров приобретаются и используются самые наидешевейшие препараты. Результат налицо: они и от вредителей малоэффективны, и все мелкие птицы, такие как воробьи и синицы, и полезные насекомые, вроде божьих коровок, исчезли в городе. Больше того, они серьезно опасны и для людей. Также ранее существовала организация «Головной арык», занимавшаяся поливом и распределением воды по городской арычной системе. После реконструкции системы арыков в 2019 году ее тоже не стало. В итоге централизованной системы полива в Алматы сегодня не существует, а город становится все жарче. Мы все больше застраиваем его, в нем все больше машин и все выше загазованность, поэтому температура все больше повышается, приближаясь к экстремальной. Эти факторы очень сильно ухудшают состояние деревьев, растения они ведь такие же, как мы с вами. Точно так же, как людям, им требуются для жизни кислород, вода и питание.

— Экологические защитники говорят об эпидемии...

— Весной масштаб эпидемии и ухудшения состояния зеленых насаждений города мы пока еще не видим. То, о чем экоактивисты бьют тревогу сейчас, это только начало. Последние годы в Алматы стала сильно распространяться эпидемия охридского минера. Дубы, клены и каштаны в городе массово поражены этим вредителем. Эпидемия с Балкан распространилась по всей Европе и пришла к нам. С ней борются с переменным успехом все страны. Мы пока, мягко говоря, несильно успешно. По большому счету, от нее избавиться невозможно. Да, какие-то обработки производятся, но самка минера чрезвычайно плодовита, она откладывает до 80 яиц 4 раза в сезон, и количество вредителей растет в геометрической прогрессии. Личинки минера буквально выедают всю мякоть листьев. Начинается эпидемия где-то в июне, и к августу у нас деревья стоят уже в ужасном состоянии. Вообще, деревья в городе поражают очень много видов вредителей — более 30, охридский минер, дубовый минирующий пилильщик, каштановая моль, ильмовый пилильщик, листовертки. Много заболеваний также носят характер эпидемий — как, например, бактериальный ожог на плодовых.

— Экозащитники утверждают, что паразиты пришли к нам из-за рубежа, дескать, деревья на границе недостаточно проверяют.

— Это не так. Эпидемия того же охридского минера действительно пришла с Балкан. Но пришла своим путем, грубо говоря, своими крыльями. Растения, которые привозят к нам из Европы, проходят жесточайший контроль. Чтобы пройти через границу, деревья проходят тщательнейший осмотр. На одном из объектов у меня был случай: деревья, которые должны были поставить из Европы, задержались на две недели, потому что на одном дереве нашли мертвого вредителя и в результате обрабатывали все. Так что проблема здесь в неумении ухаживать за насаждениями и лечить должным образом. Да и древесный фонд в городе очень сильно устарел, его нужно планомерно заменять.

— Но в акимате отчитываются, что город озеленяют, планово осуществляют массовую высадку молодых деревьев.

— Вроде бы замещающие посадки проводят, но высаживают бог знает что и как. Во-первых, высаживают те же самые дубы, каштаны и клены, которые точно так же будут поражены минером. В то время как необходимо сажать более устойчивые к вредителям и загазованности вяз Андросова, боярышник алматинский, перспективные сорта тополей и лип, березы. Во-вторых, не умеют ни правильно грунт подготовить, ни расположить корневой ком. Как попало выкопали крошечную ямку, закопали саженец, а когда выкапывали, в питомнике еще и корни обрубили. Дело сделано. Только вот какой в этом смысл?

Здесь мы подходим к еще одной огромной проблеме — отсутствию достаточного количества квалифицированных кадров. Если раньше в «Зеленстрое» каждый специалист отвечал за свою сферу, то есть техникой занимался механик, химической обработкой зеленых насаждений — агроном с соответствующими дипломами, то сегодня специалистов практически нет. Есть такое понятие — школка, это когда формируют корневую систему в пределах доступного для выкопки кома земли. Когда мы покупаем в питомнике растения, мы, грубо говоря, покупаем не только вершки, но и корешки. У нас же подобного, к сожалению, нет. Вообще, наши питомники ведут свою деятельность, можно сказать, вслепую. Они не ориентированы на нужды города, акиматы не разрабатывают никакой конкретной программы, не предоставляют они и дотаций. В итоге получается, что на замещающие посадки нечего взять, и город берет абы что, ассортимент, который нам не нужен, да еще и сомнительного качества.

— А что, при проведении тендера подобные требования не прописываются?

— О, наша тендерная система — это настоящий бич для города. Знаете, занимаясь реконструкцией Ботанического сада, я писала техзадание для дальнейшего ухода за садом. И «простыню» с моими требованиями в итоге так сократили, что там практически ничего не осталось от первоначального варианта. В результате тендер может выиграть любая компания, которая в принципе не имеет отношения к уходу за зелеными насаждениями и вообще не понимает, как этим грамотно и эффективно заниматься. Никакой ответственности они тоже не несут. У них один принцип — «Получить свои деньги, год продержаться, а после — хоть потоп». Тендерами не прописаны требования использовать для обработки деревьев специальные нетоксичные биопрепараты, которые безопасны и для деревьев, и для людей. Акиматы их не требуют, а поскольку они сравнительно дорого стоят, то их практически не используют. Естественно, что компании, занимающиеся обработкой деревьев, покупают самые дешевые препараты, повторюсь, весьма сомнительного качества.

— Что, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы Алматы по-прежнему оставался зеленым городом?

— Прежде всего, вернуть «Зеленстрой» и «Головной арык» в госсобственность, за зеленые насаждения в Алматы должны отвечать специалисты, а не чиновники и менеджеры. Именно специалисты должны подбирать нужный ассортимент, чтобы в диалоге с производителями появилось понимание, какие именно деревья нужны городу. Также необходимо разработать систему специальных программ, возможно, даже дотаций для питомников, должны появиться и государственные питомники.

Следующий жизненно важный для города момент — это экология. Необходимо перевести ТЭЦ на газ и газифицировать районы, где все еще топят углем. Сделать газ доступным для малоимущих. Возможно, сделать въезд в центр города платным, как это принято во многих других городах мира. Знаю, что это непопулярное решение, но, поверьте, мегаполис просто задыхается от выхлопных газов. Подобная мера сразу бы позволила снизить нагрузку на экологию.

Моя любимая тема как ландшафтного архитектора — это использование разнотравья, а не газонов, которые сейчас повсеместно разбивают в городе. Да, мы должны максимально озеленять голую землю, но газоны в данном контексте — далеко не лучшее решение. Особенно те газоны, которые выращивают на продажу. Вся Европа сейчас переходит на разнотравье, им засеиваются все разделительные полосы на дорогах, парки и скверы. Чего там только нет: и клевер, и маки, и душица, и множество злаков. Разнотравье — естественная среда обитания и кормовая база для полезных насекомых и мелких птиц, которые питаются семенами растений. А они, напомню, являются биофагами, естественными противниками насекомых-вредителей и питаются ими. Где жить мелким птицам и чем им питаться? Разнотравье не нужно поливать, постоянно косить, удобрять. Поэтому я считаю, что необходимо массово заменять газоны разнотравьем.

Необходимо пересмотреть нормы уплотняющей застройки в сторону увеличения количества зеленых насаждений в городе. У нас ведь невероятное уплотнение, все пятачки свободной земли немедленно застраиваются. Нам нужно больше парков и скверов в шаговой доступности. В Европе есть такое понятие, как pocketpark — «карманный парк», когда на любом небольшом участке свободной земли, буквально в две-три сотки, разбивается маленький, уютный парк. Это может быть и небольшая роща, засеянная разнотравьем, в которой стоит буквально пара скамеек. В результате среди бетона и стекла современного мегаполиса появляется небольшой, зеленый оазис. Очень красивое и экологичное решение, прежде всего, для нашего душевного и физического комфорта. Без возвращения природы в город мы ничего не изменим.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz