Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Общество13 мая 2022 6:02

Кривой эфир

Почему отечественное радио, приковывавшее внимание слушателей в конце 80-х и в первой половине 90-х, постепенно превратилось в развлекательную жвачку, где преобладает поп-музыка?
Степан Патрашков.

Степан Патрашков.

Можно ли вдохнуть в него новую силу? Об этом наш разговор с известным радиоведущим Степаном Патрашковым (на фото), которому удалось поработать на многих радиостанциях страны.

— Степан, в чем была главная особенность казахстанского радио в 90-е?

— Так называемое коммерческое радио появилось в Казахстане в 1992 году. В тот год открылись две первые радиостанции такого рода — «Радио Максимум» и «16 бит радио». Позже появились «Радио РиК», «Тотем» и другие. Музыкальные ведущие и радиожурналисты отличались хорошей подготовкой. Ведущие сами подбирали музыкальный материал, соответствующий настроению программы. То, что они делали тогда, для нас, простых школьников, любителей, занимающихся музыкой, было живительным потоком. В эфире были аналитические программы, встречи с интересными людьми, известными музыкантами, в том числе и зарубежными. Радио было по-настоящему развивающим.

— Когда начались проблемы?

— На мой взгляд, проблемы начались, когда государство стало активно внедряться в медиапространство. Был создан холдинг «Хабар». Несмотря на то, что декларировалась свобода слова, государственные медиаструктуры начали подминать под себя радиостанции и телеканалы. В эфире стало заметно больше попсы, повторяющейся изо дня в день. Прежние радиодиджеи превратились в чтецов незамысловатых эсэмэсок и поздравлений. Вся эта реорганизация завершилась в 1997 году так называемым тендером по радиочастотам. Понятное дело — выигрывали его те, кому следовало. С тех пор мы наблюдаем, как тасуют между собой коллективы, как на одних и тех же частотах менее чем за год меняют несколько радиостанций, но это не может остановить падение качества.

— Как вы относитесь к тому, что большая часть казахстанских радиостанций работает по франшизе?

— Приоритет должен быть у отечественной журналистики. У нас же приобретается право на вещание в определенном формате, ставится примерный музыкальный контент и остается только получать деньги от рекламы. Нужно лишь наладить рекламную службу. В итоге у нас крайне мало своих медийных продуктов. Очень сложно назвать молодых талантливых радиоведущих. Вся работа компьютеризирована и основана на плейлистах. Программные директора иногда и вовсе не разбираются в музыке. Когда в январе в нашей стране случилась трагедия, по большинству радиостанций продолжали крутить примитивную попсу. И лишь несколько журналистов, в частности, из «Авторадио», в течение нескольких дней, не выходя из студии, подвергая себя опасности быть захваченными в заложники, выдавали в эфир актуальные новости.

— Радио обречено терять слушателей?

— Радио, как и телевидение, теряет свою аудиторию. Контент уходит в социальные сети, интернет и видеосервисы. Что я слышу по радио, когда передвигаюсь на такси, — информацию о пробках. Однако пока накопится информация о пробках, пока ведущий ее запишет, пока звукоинженер смонтирует и вклеит рекламные ролики, эти автомобильные заторы перестают быть актуальными. За рубежом журналисты читают новости вживую и могут в любой момент отодвинуть в сторону музыкального ведущего, если новость экстренная. А у нас новости записываются заранее. Аналитика, радиоспектакли, программы для детей — все это исчезло. Реклама практически во всем мире обыгрывается голосами известных актеров. А у нас на фоне музыки простой ведущий зачитывает текст — в изготовлении дешево, считается, что народ «скушает» и это.

— Какие три вещи вы бы сделали, чтобы оживить отечественное радиовещание?

— Во-первых, я бы остановил засилье франшиз и дал приоритет отечественным проектам. Во-вторых, расформировал медиахолдинги, которые существуют за счет дотаций государства, и куда очень сложно устроиться без блата. В-третьих, дал бы больше творческой свободы для создания аналитических программ, игровых рекламных роликов, радиоспектаклей, выездных репортажей журналистов. И тогда, находясь в пробках, которые вряд ли куда-то исчезнут, люди будут получать в эфире не только музыку, но и пищу для ума.

ДОСЬЕ «КП»

Степан ПАТРАШКОВ — казахстанский радиоведущий, музыкальный журналист, блогер-стример. Места работы: радио «Юмакс», «Ностальжи» (Шымкент), Казахское радио, «Авторадио», «Радио NS», «Радио Алматы», Tengri FM, «РДВ», «Наше радио Казахстан». В числе его авторских передач — «Великое и вечное», «Джазовая волна», «70-я широта», «Ностальгия», «Мужской клуб». В качестве певца выступал на фестивалях «Звездное небо», «Южный ветер». Недавно Степан принял участие в алматинском концерте, посвященном Булату Окуджаве, «Семь нот тишины».